Файл: Планирование затрат и методы разработки бюджета проекта На примере предприятия дпо рб Учебный центр гсзн.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Дзержинский филиал
Направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки «Муниципальное управление»
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Дисциплина «Управление государственными программами и проектами»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Планирование затрат и методы разработки бюджета проекта
На примере предприятия ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»»
Автор работы:
Студент 3 курса, группа 19 ГМЗУ/3-ЭУ
заочной формы обучения
Маткина Алена Сергеевна
подпись_________________________
Руководитель работы:
К.э.н., доцент
Семахин Евгений Александрович
Оценка «____________»
Подпись _________________________
«____» ___________ 2022 г.
г. Дзержинск 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
-
Теоретические аспекты разработки проекта и бюджетирования на предприятии……………………………………………………………………….5-
Понятие и виды затрат…………………………………...……………. 5 -
Экономические особенности бюджетирования………………………7 -
Роль бюджетирования в системе управления проектом……………12
-
-
Оценка разработки проекта и контроль его бюджета в ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»…………………………………………………..16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….16
2.2 Оценка системы бюджетирования проекта на предприятии………21
3. Проблемы использования системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»и пути их решения……………....24
3.1 Проблемы использования системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»………………………… ………..24
3.2 Рекомендации по совершенствования системы бюджетирования на предприятии……………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях актуальным вопросом для предприятий является совершенствование управления финансовыми ресурсами. Система финансового планирования, которая включат взаимосвязанные планы по закупкам, продажам, производству, использованию материальных ресурсов, расчетам и т. п. – это система бюджетирования. Проблемы внедрения такой системы связаны с необходимостью и сложностью формирования финансовой структуры организации, выбора программного обеспечения (информационной системы), сложностью организации контроля за исполнением бюджета и с оценкой эффективности построенной системы бюджетирования.
Бюджетирование является процессом, направленным на формирование взаимосвязанных планов подразделений предприятия с целью получения генеральных финансовых планов, для их утверждения, последующего исполнения и анализа. Бюджетирование помогает сформировать финансовый план не только как некий абстрактный план, не связанный с иными процессами предприятия (собственно продажи, закупки, производство, потребление тех или иных материальных ресурсов, иные процессы), а именно как комплексный план, где все показатели взаимосвязаны. В виду вышеизложенного тема исследования является актуальной.
Целью настоящей работы является изучение бюджетирования нового проекта на примере ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН».
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
- изучить сущность проекта и его основные элементы;
- определить экономические особенности бюджетирования;
- рассмотреть роль бюджетирования в системе управления проектом;
- оценить разработки проекта и контроль его бюджета в ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»
- выявить проблемы использования системы бюджетирования в управлении проектом ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН»и пути их решения.
Предметом изучения настоящей работы является совокупность отношений, связанных с применением бюджетирования на предприятии.
Объектом исследования настоящей работы является ДПО РБ «Учебный центр ГСЗН».
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных, необходимый для изучения и сопоставления теоретических понятий. В работе использованы качественные методы: логический, аналогий и сравнения, которые применялись для сравнения и исследования основных определений. Нами использовалось обобщение научной и периодической литературы, которое необходимо для исследования теоретической сущности поставленных в работе задач. Нами был использован такой частно -научный метод, как формально-юридический, с помощью которого изучаются основные понятия и осуществляется иное их исследование.
1. Теоретические аспекты разработки проекта и бюджетирования на предприятии
-
Понятие и виды затрат
В рамках рыночной экономики в основе любого предприятия лежит достижение целей и задач, обеспечивающих ему получение прибыли. Однако данный процесс представляется невозможным без возникновения ограничивающих факторов, в виде затрат предприятия, одновременно влияющих как на объем производства выпускаемой продукции, так и на ее реализацию.
В процессе деятельности любого предприятия вопрос оптимизации затрат является одним из первостепенных. Общий экономический эффект предприятия и состояние ресурсной базы напрямую зависит от того, насколько успешно осуществляется контроль образования затрат.
Производственные затраты – важный вид издержек, прямо влияющих на себестоимость продукции. Именно в этих расходах обычно кроются резервы, способствующие максимизации прибыли. Вот почему пристальное внимание уделяется исследованию структуры и динамики таких затрат.
Каждое из предприятий имеет объективную возможность сокращения имеющихся затрат. Реализовать данное мероприятие возможно благодаря проведению анализа себестоимости продукции. Важность организации данного анализа можно объяснить ростом необходимости экономии ресурсов, так как себестоимость представляет собой «обобщающий показатель использования всех видов ресурсов предприятия»1.
К производственным издержкам относится та их часть, что тесно связана с основным производством компании. То есть это и прямые затраты, идущие на создание изделий, и издержки вспомогательных участков, поддерживающих основное производство, и имеющие косвенное отношение к производственному процессу расходы, а также потери из-за брака.
Для грамотного учета, глубокого анализа и качественного планирования производственных издержек применяются различные их классификации.
Наиболее популярны среди них две – по элементам и по статьям калькуляции.
Для грамотного учета, глубокого анализа и качественного планирования производственных издержек применяются различные их классификации.
Наиболее популярны среди них две – по элементам и по статьям калькуляции.
Первый вариант – поэлементный – предполагает деление затрат на группы по признаку их экономической сущности. При этом не учитываются места возникновения издержек и направления их использования.
В поэлементной классификации выделяют следующие виды затрат:
-
Материально-сырьевые; -
Зарплатные; -
Амортизационные; -
Иные.
Калькуляционная же группировка как раз предполагает учет издержек по локациям их появления, что позволяет исчислить величину себестоимости каждого продукта в компаниях, характеризующихся широкой номенклатурой выпускаемых изделий.
На предприятиях обычно используется следующий перечень статей калькуляции:
-
Материалы (за минусом возвратных отходов). -
Трудовое вознаграждение производственного персонала. -
Выплаты на соц.нужды. -
Траты на обслуживание, использование и содержание производственных машин. -
Общепроизводственные издержки. -
Потери в связи с браком. -
Затраты общехозяйственного характера. -
Коммерческие издержки2.
Таким образом, в процессе ведения хозяйственной деятельности любой предприниматель несет определенные затраты, связанные с выпуском продукции, процессом продаж готовых изделий на рынке сбыта, а также ведением административно-управленческой деятельности. Состав и классификация затрат предприятия довольно обширны. К ним относят материальные и трудовые затраты, расходы на приобретение основных средств и эксплуатацию производственного оборудования, хозяйственные и командировочные расходы, налоговые платежи, включаемые в текущие расходы предприятия, затраты на коммунальные услуги, административные и управленческие расходы и т.д.
1.2 Экономические особенности бюджетирования
Бюджетирование — это важнейший элемент управления бизнесом. Оно включает планирование деятельности, текущий контроль за исполнением планов и анализ результатов3.
В настоящее время в нашей стране сложился подход к управлению предприятием, основанный на понятии «бюджетирование», которое имеет как узкую, так и расширенную трактовку. Основанием для этого служит то, что иногда бюджет рассматривают как финансовый план, что несколько расширяет его трактовку. При этом определяют объемы инвестирования, целевую структуру капитала, направления финансирования, формируют план движения денежных средств, плановый баланс. Но для создания финансового плана необходимо разработать планы производства, запасов, по труду и пр. Это позволяет вкладывать в понятие бюджета больший диапазон планов, а не только планы финансовой направленности. В узком смысле бюджет предприятия (организации) – это и есть финансовый план.
Однако общий бюджет организации состоит из частных детализированных бюджетов. Например, Дудка Е.С. рассматривает бюджетирование как одну из подсистем управленческого учета4.
Соответственно, бюджетирование можно рассматривать как процесс разработки сводного и частных бюджетов организации и контроля их исполнения. Таким образом, бюджетирование с одной стороны является планированием, а с другой стороны – выполняет контрольные функции, причем именно через бюджетирование осуществляется детализация долгосрочных планов, что позволяет определять краткосрочные плановые задания и осуществлять контроль.
Виткалова А.П. определяет бюджетирование как технологию финансового планирования, учета и контроля используемых ресурсов, доходов и расходов компании от определенного бизнеса на всех уровнях и по всем бизнес-процессам, позволяющая анализировать прогнозируемые и фактические финансовые показатели деятельности5.
Как показал анализ литературы по менеджменту, управленческому учету и бюджетированию, единого определения для понятий «бюджетирование» и «бюджет» не существует, ровно, как и четких границ, отделяющих одно понятие от другого. Поэтому в настоящей работе бюджет будет рассматриваться как документ, в котором содержатся показатели, выраженные в натуральных и денежных единицах (реестр планируемых доходов и расходов с распределением по статьям на соответствующий период времени), а бюджетирование – это процесс составления этого документа.
Введение системы бюджетирования позволяет руководству компании увидеть, сколько конкретно денег она получает в виде дохода и куда они расходуются, а также определить реальную прибыль за определенный отчетный период.
Бюджетирование является частью общего процесса управления экономикой, поэтому построение бюджета начинается с прогноза на основе имеющихся данных о доходах и расходах, продолжается поэтапным планированием, поддерживается анализом и корректировкой. В итоге получается финансовый план, показывающий рентабельность и реальную прибыль компании.
В задачи бюджетирования на предприятии входят:
Прогнозирование или постановка цели, которые необходимы для понимания, зачем, куда и как движется компания.
Бюджетирование, ориентированное на результат, должно начинаться с постановки реально достижимых целей.
Планирование – объединение всей системы деятельности предприятия в единую систему, с учетом целей, ресурсов, продуктивности в целом и каждого подразделения в отдельности.