Файл: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.

Подписание Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»[1] способствовало активизации процесса обновления и развития гражданского законодательства. Оправдывая ожидания законодателя, 1 часть Гражданского кодекса Российской Федерации, принятая еще в 1994 году, действительно заняла центральное место в регулировании рыночной экономики и становлении гражданского оборота, что находит свое подтверждение в течение уже многих лет.

В то же время в условиях беспрерывного развития общественных отношений, в том числе в масштабах мировой экономики, совершенствования европейского гражданского права, активного участия физических и юридических лиц в имущественном обороте, влияния различных внутренних и внешних факторов все чаще становится очевидной необходимость модернизации законодательства.

Практика применения нормативных правовых актов показала, что ряд общих положений Гражданского Кодекса Российской Федерации требует внесения определенных дополнений и конкретизации. Более того, нормы Гражданского кодекса РФ в настоящее время реализуются и используются в полном объеме далеко не всеми юристами-практиками. Все это приводит к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Российское корпоративное право проходит этап становления. Необходимость его дальнейшего совершенствования обусловливается наличием проблем правоприменения в нашей стране.

Вот уже почти три года действует новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации, установившая новую типологию акционерных обществ. Кроме того, немногим менее двух лет действует Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым уточнен порядок признания акционерного общества в качестве публичного или непубличного.

Казалось бы, что времени, прошедшего с момента вступления в силу новой редакции ГК РФ и Закона № 210-ФЗ, должно было бы быть достаточно для того, чтобы акционерные общества окончательно определились со своим статусом. Однако, как показывает практика, вопросы по поводу наличия или отсутствия у акционерного общества публичного статуса как были, так и остаются, даже несмотря на то, что они много раз обсуждались специалистами в области корпоративного права.


Целью настоящей курсовой работы является исследование понятия и видов корпораций.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования понятия и видов корпораций.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регламентирующие институт корпораций.

Методологическая база и методы исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: диалектико-материалистическая теория познания, обобщения и сравнения.

Теоретической основой исследования служат фундаментальные положения теории государства и права, конституционного права, гражданского права и других отраслей действующего законодательства.

Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, современное законодательство Российской Федерации, федеральные законы.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики.

I) 1.1. Общая характеристика классификации юридических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ[2] юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, действующее гражданское законодательство, основываясь на выработанных доктриной подходах, устанавливает следующие обязательные признаки, которым должно соответствовать любое юридическое лицо. Итак, юридическое лицо должно:

- во-первых, являться организацией. Т.е. любое юридическое лицо должно быть определенным образом организовано. В гражданско-правовом обороте данный признак выражается в том, что любое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствующей организационно-правовой форме. Перечень организационно-правовых форм указан в ГК РФ и иных специальных законах: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, фонд, хозяйственное партнерство и т.д.;

- во-вторых, иметь обособленное имущество. Этот признак относится к экономическому содержанию возможности осуществлять деятельность. К обособленному имуществу относится недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве собственности или на иных вещных правах, денежные средства, находящиеся на расчетном счете, ценные бумаги и т.д.[3];


- в-третьих, отвечать всем своим обособленным имуществом по своим обязательствам - указанный признак раскрывает ответственность и риски, которые берет на себя каждая организация при своем создании для участия в гражданско-правовом обороте;

- в-четвертых, иметь возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- в-пятых, иметь возможность быть истцом и ответчиком в суде[4];

- в-шестых, в обязательном порядке иметь свой учредительный документ - Устав (за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций);

- в-седьмых, приобретать свои гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами;

- в-восьмых, иметь свое местонахождение - юридический адрес, который отражается в Едином государственном реестре юридических лиц и доступен неограниченному кругу лиц.

Законодательство РФ не содержит легально закрепленного понятия «организационно-правовая форма юридических лиц». Если исходить из самого термина, то речь идет о предусмотренной в законодательстве форме организации того или иного юридического лица. В литературе можно встретить следующие определения организационно-правовой формы юридических лиц. Так, по мнению С. Э. Жилинского, «организационно-правовая форма концентрированно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов»[5]. О. М. Олейник считает, что организационно-правовая форма – «это совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами»[6].

Таким образом, организационно-правовая форма юридического лица – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Согласно ст. 50 ГК РФ, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Пункт 2 ст. 50 ГК РФ дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами[7].


Понятие коммерческих корпоративных организаций берет свое начало в принципе разделения юридических лиц на корпоративные и некорпоративные (унитарные), заложенном в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации[8] и получившем развитие и нормативное закрепление в ст. 65.1 ГК РФ.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных ч. 3 ст. 50 ГК РФ.

Федеральным законом от 23 мая 2015 г. № 133-ФЗ[9] отделены от общественных организаций и вынесены в отдельный пункт теперь общественные движения. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ[10] адвокатские палаты отделены от ассоциаций (союзов) отдельным пунктом.

Выделяют явочно-нормативный, распорядительный и разрешительный порядок возникновения юридических лиц. Суть явочно-нормативного порядка состоит в том, что лица, желающие создать юридическое лицо, оформляют учредительные и другие необходимые документы и представляют их компетентному органу для регистрации. При этом не требуется разрешения какого-либо органа или должностного лица. Регистратор проверяет наличие соответствующих документов и правильность их оформления. Учредители используют юридическую возможность образования юридического лица и действуют в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов. В таком порядке создается большинство юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.

Распорядительный порядок состоит в том, что юридические лица могут быть образованы по распоряжению учредителя. В таком порядке создаются, как правило, юридические лица, не являющиеся собственниками имущества. К ним относятся муниципальные и государственные унитарные предприятия и учреждения. Государство, муниципальные образования издают распоряжение (иной распорядительный документ) об образовании юридического лица и наделяют его имуществом.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что юридические лица создаются с согласия управомоченного государственного органа. В таком порядке, например, образуются коммерческие банки[11]. На их создание требуется разрешение Центрального банка РФ. Юридическое лицо считается образованным с момента государственной регистрации в реестре юридических лиц.

Реорганизация рассматривается как переход прав и обязанностей от одних лиц к другим, является способом прекращения, создания юридических лиц.


Под ликвидацией понимается прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном и в принудительном порядке, в том числе вследствие признания банкротом. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано[12]. В принудительном порядке - по решению суда. Вследствие признания банкротом по решению суда могут быть ликвидированы юридические лица, за исключением казенного учреждения, предприятия, политической партии и религиозной организации.

1.2. Гражданско-правовое значение юридических лиц

Во многом сохраняющаяся до сегодняшнего дня неопределенность гражданско-правового статуса значительного числа организаций обусловлена тем, что до сих пор в отечественной правовой науке нет единства взглядов на такие основополагающие вопросы, как, в частности: каковы критерии наделения организации статусом юридического лица, является ли статус юридического лица единственно возможной формой участия в гражданских правоотношениях организации, может ли юридическое лицо быть структурным подразделением другого юридического лица?

Таким образом, решение указанных проблем требует не фрагментарного совершенствования отдельных норм или даже создания новых законов, а системного комплексного совершенствования всего института юридического лица на основе разработки концептуальных основ такого института. Как справедливо отмечает Н.В. Козлова, "к сожалению, большинство законодательных актов о юридических лицах весьма далеко от совершенства. Причиной тому является не только недостаточно высокий уровень правовой культуры отдельных разработчиков, но также отсутствие целостной, научно обоснованной концепции, объясняющей природу юридического лица"12.

Анализируя значение правового института юридического лица в современной российской цивилистике, вместе с тем нельзя не отметить и явно выраженную (особенно в последнее время) универсализацию этого института, тенденцию усиления значимости статуса юридического лица при определении правосубъектности организации в различных иных видах правоотношений.