Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I) 1.1. Общая характеристика классификации юридических лиц
1.2. Гражданско-правовое значение юридических лиц
II) Коммерческие юридические лица
2.1. Хозяйственные товарищества
2.3. Производственный кооператив
III) Некоммерческие юридические лица
3.1. Потребительский кооператив
3.2. Общественные и религиозные организации
Правовая конструкция общества с ограниченной ответственностью является классической конструкцией корпорации, в которой проводится жесткое разделение имущества корпорации и имущества участников. Первым исключением из принципа разделения имущества является солидарная ответственность участников по обязательствам общества в пределах неоплаченной части собственной доли в уставном капитале. Вторым исключением, не нашедшим отражения в комментируемой статье, является субсидиарная ответственность всех участников общества по возникшим до государственной регистрации обязательствам общества, которую они несут до полной оплаты уставного капитала. Третьим исключением является ответственность основного хозяйственного общества (товарищества) по обязательствам дочернего общества.
Ст. 87 ГК РФ устанавливает, что систему законодательства, определяющую правовое положение общества, а также права и обязанности его участников, составляют ГК РФ, а также Закон об обществах с ограниченной ответственностью[20].
Отправной точкой создания общества с ограниченной ответственностью является факт заключения его учредителями в письменной форме договора об учреждении, предметом которого являются действия учредителей по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер долей в уставном капитале общества, а также иные предусмотренные Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы. Датой создания общества является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации общества.
Уставный капитал представляет собой минимальный размер имущества, которым учредители наделяют создаваемое общество, необходимый для его функционирования. Уставный капитал разделен на доли и складывается из их номинальной стоимости. При учреждении уставный капитал не может быть оплачен путем зачета. При увеличении уставного капитала путем внесения дополнительных вкладов участниками либо третьими лицами дополнительный вклад может быть оплачен путем зачета денежного требования к обществу при условии, что такое решение будет принято всеми участниками на общем собрании единогласно (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Вопрос соотношения размера уставного капитала и стоимости чистых активов общества является ключевым для определения функции уставного капитала. Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, уставный капитал является индикатором финансовой стабильности общества, поскольку «отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей»[21].
Пункт 1 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ[22] относит к акционерным обществам коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Отечественная доктрина называет обширный перечень признаков акционерного общества.
Объем прав акционера зависит от типов акций, которыми они владеют. В отечественной литературе наиболее обоснованной представляется точка зрения, признающая корпоративный характер прав акционеров. При этом права акционеров могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.
Главным имущественным правом акционера акционерного общества считается получение дивиденда[23].
В связи с вступлением в силу ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ были изменены положения о юридических лицах, в том числе и об акционерных обществах.
Следует отметить, что разделение на публичные и непубличные относится ко всем хозяйственным обществам, в том числе к обществам с ограниченной ответственностью. Такая классификация стала важной новеллой для бизнеса[24].
Аффилированность - это отношения связанности лиц между собой (ст. 53.2 ГК РФ).
Аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом данные отношения связанности должны быть юридически оформлены с точки зрения законодательства, так как это следует из критериев отнесения лиц к аффилированным[25].
В целом описанная выше реформа гражданского законодательства (в части законодательства о юридических лицах) в значительной мере подвергается критике со стороны представителей научного юридического сообщества. Так, исследователи отмечают, что на стадии подготовки концепции изменений гражданского законодательства предлагалось значительно сократить число организационно-правовых форм юридических лиц. В результате, напротив, в Гражданский кодекс были включены новые формы юридических лиц, которые ранее там отсутствовали[26].
Некоторые ученые сомневаются в целесообразности и оправданности введения в результате реформы новой классификации юридических лиц, а именно упомянутого выше разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные[27]. Как отмечает профессор Е.А. Суханов, введение нового деления хозяйственных обществ на публичные и непубличные упорно отстаивало Министерство экономического развития России, объясняя это стремлением к максимальной либерализации российского корпоративного права в целях создания наиболее благоприятного «инвестиционного климата» и повышения места России в ряде международных рейтингов. Однако применение такой модели представляет собой не что иное, как фрагментарное и во многом случайное заимствование отдельных законодательных институтов англо-американского корпоративного права. В данном случае было проигнорировано то обстоятельство, что в англо-американском праве деление корпораций на публичные и частные относится к одному общему виду юридических лиц (доли участия в их капитале имеют одинаковый правовой режим), в то время как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью в российском праве представляют собой две различные формы хозяйственных обществ (в частности потому, что акции и доли в уставном капитале участников обществ с ограниченной ответственностью являются различными объектами гражданских прав и имеют разные правовые режимы). Такое использование элементов чужой правовой системы чревато неблагоприятными и непредсказуемыми последствиями для отечественного корпоративного права[28].
Российское понятие «уставный капитал» в известной мере носит условный характер - это денежное выражение стоимости имущества, которое должно иметь создаваемое акционерное общество безотносительно к объектам, входящим в его состав, и ниже уровня которого не должна снижаться стоимость его чистых активов. С юридической точки зрения уставный капитал представляет собой, с одной стороны, собственные средства акционерного общества как юридического лица, а с другой - сумму вкладов акционеров. Уставный капитал входит в состав обособленного имущества, однако он не является неприкасаемым имущественным фондом ни в правовом, ни в экономическом смысле.
Понятие уставного капитала является сугубо юридической категорией и, соответственно, существует лишь в пространстве правовой материи, выступая в некотором смысле абстрактным и фикционным явлением. В отличие от американской российская конструкция уставного капитала акционерного общества неразрывно связана с правовыми категориями номинальной стоимости акций и количества размещенных акций. Согласно п. 1 ст. 99 ГК РФ, размер уставного капитала акционерного общества определяется совокупной номинальной стоимостью акций, приобретенных акционерами.
Порядок образования и изменения уставного капитала строго формализован законодательством. При создании акционерного общества величина уставного капитала определяется в договоре о совместной деятельности, заключаемом учредителями общества, а также в уставе, однако он не может быть ниже минимальной величины, предусмотренной законом. В требовании наличия минимального уставного капитала российский законодатель следует европейской правовой традиции, согласно которой наличие «твердого» уставного капитала в хозяйственном обществе является обязательным. По российскому законодательству минимальный размер уставного капитала публичного общества должен составлять 100 тыс. руб., а непубличного - 10 тыс. руб.[29].
Важность уставного капитала в российском праве обусловливается его функциями. Традиционно назначение уставного капитала связывается с обеспечением минимальной имущественной гарантии интересов кредиторов[30] (гарантийная (обеспечительная) функция). Акционерное общество несет перед кредиторами ответственность в пределах принадлежащего ему имущества, а оно не может быть меньше уставного капитала. В настоящее время достаточно распространенным является подход, согласно которому уставный капитал не в состоянии выполнить основной своей функции - обеспечения.
В российской правовой науке принято рассматривать уставный капитал как экономическую основу деятельности акционерного общества (базообразующая или материально-обеспечительная функция). Внесенное в оплату вклада имущество составляет материальную базу для деятельности общества при его возникновении и дальнейшем функционировании. Следует возразить, что основой деятельности организации является ее имущество, а не условная категория, которая выражает требование государства о наличии такого имущества на определенную денежную сумму.
Кроме того, посредством использования конструкции уставного капитала и номинальной стоимости акций как части уставного капитала определяется доля каждого акционера в акционерном обществе и его прибылях или, как отмечает Д.В. Ломакин, объем корпоративных прав акционера по отношению к обществу (распределительная (определительная) функция).
В российской доктрине органы юридического лица выступают необходимым элементом структуры корпоративного управления. По общему правилу органы юридического лица не признаются отечественным законодателем, доктриной и практикой самостоятельными субъектами права, они не упоминаются в перечне субъектов гражданско-правовых отношений (ст. 2 ГК РФ), а действия органов по общему правилу рассматриваются как действия самого юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ), которое принимает на себя гражданские права и несет ответственность посредством своих органов, формирующих и выражающих его волю. Таков классический постулат российского правопорядка с дореволюционных и советских времен. Сам термин «орган юридического лица» отсылает к теориям юридического лица, в том числе и к органической теории, заставляя именно там искать обоснование этого понятия.
Однако в последнее время и теория[31], и практика все чаще поднимают вопрос о представительской природе органа юридического лица. Апофеозом таких дискуссий стало введение в п. 1 ст. 53 ГК РФ ссылки на норму о представительстве, из чего можно было сделать вывод, что законодатель признал орган юридического лица его представителем.
2.3. Производственный кооператив
Согласно ст. 106.1 ГК РФ, производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом[32] и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.
К основным классификационным критериям кооператива относятся следующие.
1. Критерий членства, что позволяет отнести кооператив как добровольное объединение граждан к корпоративным организациям. Членом кооператива может быть только гражданин (физическое лицо).
2. Критерий цели, для достижения которой граждане объединяются в кооператив, а именно совместная производственная или иная хозяйственная деятельность (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), что позволяет отнести кооператив к коммерческим организациям, поскольку данная совместная деятельность направлена на извлечение прибыли, которая по общему правилу распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым участием.
3. Критерий личного участия (трудового либо иного) членов кооператива в совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, что нашло отражение в ограничении участия юридических лиц в деятельности кооператива. По общему правилу кооператив является объединением граждан (физических лиц).
Участие юридических лиц в деятельности кооператива может быть предусмотрено законом либо уставом.
4. Критерий совместного имущества, согласно которому при создании кооператива его члены (участники) объединяют имущественные паевые взносы. Несмотря на то что пай члена кооператива представляет собой имущественное право, ГК РФ лишь диспозитивно предусматривает его состав. Так, например, размер пая, в отличие от доли участия в уставном капитале, не определяет размер подлежащей выплате конкретному члену распределенной прибыли, а также имущества, оставшегося после ликвидации, размер субсидиарной ответственности. Если ГК РФ говорит, что по общему диспозитивному правилу прибыль, а также оставшееся после ликвидации кооператива имущество распределяются между членами согласно их трудовому участию, то Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ч. 1 ст. 12 учитывает, наряду с личным трудовым участием, размер паевого взноса, например, в отношении членов, не принимающих личного трудового участия.
5. Критерий субсидиарной ответственности членов кооператива по его обязательствам. Следует отметить, что пределы ответственности согласно ГК РФ и Федеральному закону от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», а также порядок ее несения определяются уставом.