Файл: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде всего следует отметить, что, несмотря на отсутствие в Конституции Российской Федерации упоминания об юридических лицах, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что конституционные права человека и гражданина распространяются на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо13.

В последние годы институт юридического лица приобретает не только межотраслевой характер, но и все более становится базовым для других отраслей права. Все чаще участие организации в тех или иных видах правоотношений ставится в зависимость от того, является ли такая организация юридическим лицом. Иными словами, отраслевая правосубъектность организации в самых различных видах правоотношений обусловливается обязательным наличием у нее статуса юридического лица.

II) Коммерческие юридические лица

2.1. Хозяйственные товарищества

Отличительной особенностью полного товарищества является его персональный состав: полное товарищество состоит из участников, именуемых полными товарищами, которые непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. полный товарищ - это физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация.

Следует отметить, что, поскольку управление в полном товариществе, как и ведение дел, осуществляется при максимальной вовлеченности полных товарищей, внутрикорпоративные отношения разрешаются именно с использованием конструкции договора, положения которого обязательны не в силу его утверждения, как, например, устава, высшим органом управления, а в силу добровольного волеизъявления каждой из сторон. К учредительным договорам применяются в силу ч. 1 ст. 52 ГК РФ правила ГК РФ об уставе юридического лица. Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме и подписан каждым полным товарищем.

Отличительной особенностью полного товарищества как коммерческой корпоративной организации является то, что размер доли в складочном капитале не влияет на объем корпоративных прав: по общему правилу полные товарищи обладают одним голосом, управление осуществляется по общему согласию, т.е. единогласно всеми участниками, каждый полный товарищ обладает правом на получение информации о деятельности товарищества и ознакомление со всей документацией по ведению дел.


Однако, во-первых, учредительным договором может быть установлен иной порядок определения количества голосов участников, в том числе количество голосов может быть поставлено в прямую зависимость от размера доли участника в складочном капитале полного товарищества, а во-вторых, учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решения принимаются большинством голосов участников.

Участники также вправе предусмотреть в учредительном договоре, что от имени товарищества вправе действовать только товарищ, уполномоченный на это большинством голосов товарищей. Таким образом, объем корпоративной правоспособности полных товарищей может быть в некоторых аспектах за счет института учредительного договора приравнен к корпоративной правоспособности участника общества с ограниченной ответственностью.

По общему правилу ведение дел в полном товариществе осуществляется каждым участником самостоятельно, соответственно, товарищество приобретает права и осуществляет обязанности через такого участника.

Учредительным договором может быть предусмотрено, что ведение дел осуществляется всеми товарищами совместно, при таком ведении дел для совершения сделки товарищем требуется согласие всех остальных товарищей. Такая сделка, совершенная без согласия всех товарищей, является оспоримой в силу ст. 173.1 ГК РФ.

Учредительным договором может быть установлено, что ведение дел поручено отдельным товарищам, в таком случае остальные участники вправе совершать сделки от имени товарищества только при наличии соответствующей доверенности, выданной товарищем, на которого возложено ведение дел товарищества.

Следует отметить, что ст. 72 ГК РФ не предусматривает иных оснований для прекращения полномочий на ведение дел товарищества, возложенных учредительным договором на отдельных участников, кроме случаев, когда имеют место серьезные основания, например, грубое нарушение уполномоченным участником своих обязанностей или обнаружившаяся неспособность данного участника к разумному ведению дел. При наличии указанных выше оснований у остальных участников возникает право на подачу иска о прекращении полномочий участника, на которого возложено ведение дел товарищества, а также о внесении изменений в учредительный договор товарищества. При этом участники вправе в судебном порядке требовать исключения такого участника из товарищества.

Среди основных обязанностей указана общекорпоративная обязанность участвовать в деятельности товарищества, что вполне согласуется с основной моделью ведения дел в товариществе - каждым товарищем самостоятельно[13].


Обязанностью участника товарищества является формирование складочного капитала.

Полный товарищ - это физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, при этом в силу принципа полной ответственности такое лицо может быть участником только одного товарищества на вере и не вправе приобретать статус полного товарища в полном товариществе. Вкладчиком может быть любое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы либо целей деятельности. Поскольку вкладчики не являются участниками товарищества на вере, они не обладают корпоративной правоспособностью, сведения о них не содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц[14].

Следует особо отметить, что в фирменном наименовании товарищества на вере, как и в фирменном наименовании полного товарищества, должны содержаться сведения об именах (наименованиях) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество» либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». При этом имена (наименования) вкладчиков не указываются в фирменном наименовании товарищества на вере, в противном случае такой вкладчик становится полным товарищем. Данная формулировка своей однозначностью и лаконичностью вызывает большое количество вопросов, на которые ГК РФ, в том числе ст. 82 ГК РФ, ответов не дает.

Например, следует ли рассматривать случай недобросовестного включения имени (наименования) вкладчика в фирменное наименование товарищества на вере против воли последнего как формальное основание для распространения на вкладчика статуса полного товарища с соответствующим режимом ответственности по обязательствам товарищества, с какого момента и в каком порядке такой вкладчик приобретает корпоративную правоспособность полного товарища.

По нашему мнению, нельзя рассматривать факт включения имени (наименования) вкладчика в фирменное наименование товарищества как единственное основание для приобретения вкладчиком корпоративной правоспособности. Подобное означало бы появление участника, доля которого в складочном капитале товарищества не определена, воля которого на присоединение к учредительному договору не выражена, т.е. обязанности которого не подкреплены соответствующими правами на участие в управлении товариществом.


Более того, в силу п. «д» ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся актуальные сведения об участниках хозяйственного товарищества. В совокупности с принципом публичности и достоверности реестра, нашедшим отражение в позиции Конституционного Суда РФ[15], это позволяет сделать вывод о том, что подобная норма ст. 82 ГК РФ не подлежит применению. Разумный участник оборота должен ориентироваться на открытые и общедоступные сведения об участниках товарищества на вере, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в свободном доступе, а не на сведения о фирменном наименовании такого товарищества. С появлением Единого государственного реестра юридических лиц эта норма утратила актуальность в защите прав и законных интересов кредиторов товарищества и иных третьих лиц.

Основной обязанностью вкладчика является обязанность по внесению вклада в складочный капитал, исполнение которой подтверждается специальным свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику от имени товарищества. Таким образом, между вкладчиком и товариществом возникают обязательственные правоотношения.

Перечень прав вкладчиков может быть расширен учредительным договором. При этом ст. 85 ГК РФ не устанавливает, могут ли изменения в учредительный договор, расширяющие права вкладчиков, действовать в отношении вкладчиков, внесших вклад до внесения соответствующих изменений либо на вновь прибывших. Представляется, что, поскольку учредительный договор связывает только полных товарищей, он распространяется на всех вкладчиков в равной степени вне зависимости от времени внесения вклада.

Поскольку товарищество на вере предполагает наличие вкладчиков (коммандитистов), то выбытие всех вкладчиков порождает обязанность полных товарищей начать процедуру ликвидации либо преобразования в полное товарищество[16]. При этом ст. 86 ГК РФ в части оснований ликвидации носит отсылочный характер к положениям ст. 81 ГК РФ, но с оговоркой, что товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.

2.2. Хозяйственные общества

К основным видам коммерческих корпоративных организаций ГК РФ относит хозяйственные товарищества и общества, которые, в свою очередь, распадаются на подгруппы: общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, товарищества на вере и коммандитные товарищества[17]. При реформировании гражданского законодательства Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ общества с дополнительной ответственностью были исключены из перечня организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Это означает, что коммерческие корпоративные организации в форме обществ с дополнительной ответственностью созданы и зарегистрированы быть не могут. Однако правовой режим созданных и зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ обществ с дополнительной ответственностью приравнен к правовому режиму обществ с ограниченной ответственностью в части ст. ст. 87 - 90, 92 - 94 ГК РФ, а закрытых акционерных обществ - к правовому режиму непубличных акционерных обществ.


Отличительной особенностью хозяйственных обществ является пропорциональное соотношение размера доли участия в уставном капитале объему принадлежащих участнику правомочий.

Законодатель допускает отступление от данного принципа при наличии совокупности обстоятельств:

а) общество является непубличным;

б) иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества предусмотрен уставом либо корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Под публичным обществом понимается акционерное общество, ценные бумаги которого (акции либо ценные бумаги, конвертируемые в акции, например, облигации, опционы эмитента) размещаются публично путем открытой подписки или на организованных торгах либо публично обращаются на организованных торгах или обращаются путем предложения неопределенному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы[18]. Правовой режим публичных обществ, в том числе в части структуры корпоративного управления, содержит большое количество императивных норм, требований раскрытия информации, а также положений, защищающих интересы миноритарных акционеров.

Непубличными обществами признаются все общества с ограниченной ответственностью, а также акционерные общества, не отвечающие признакам публичных обществ. Правовой режим непубличных обществ предполагает большую свободу участников в структурировании корпоративного управления с помощью устава и корпоративного договора. Так, например, п. 3 ст. 66.3 ГК РФ допускает по единогласному решению участников (учредителей) непубличного общества включение в устав положений, изменяющих предусмотренную законом диспозитивную структуру корпоративного управления (подп. 1 - 6, 8), а также иных положений. Эти положения, если они не подлежат обязательному включению в устав, могут быть также урегулированы путем заключения всеми участниками корпоративного договора.

Общество с ограниченной ответственностью есть разновидность хозяйственного общества, отличительными признаками которого являются, во-первых, разделение уставного капитала на доли, которые представляют собой оборотоспособный комплекс имущественных и неимущественных прав (прав участия в корпоративных организациях и управления ими), во-вторых, исключение ответственности участников по обязательствам общества и ограничение риска убытков от деятельности общества пределами стоимости доли[19].