Файл: Вариант 2 (2023) Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 о таких людях, как Д. С. Лихачев, говорят совесть нации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 4154
Скачиваний: 104
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(5)Мои письма — это не попытка объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. (6)Объяснений, определений и подходов может быть много. (7)Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
(8)Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
(9)Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. (По Д. Лихачеву)
Прочитайте текст2 и выполните задания 22 – 27
(1)У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2)Величайшую, казалось, самую несбыточную мечту о справедливом переустройстве жизни мы первыми осуществили в нашей стране: на полях списка исторических мечтаний у раздела «Социализм» мы уже поставили отметку о выполнении. (3)И ничто на свете не сможет поколебать нашу уверенность в том, что недалека пора, когда сбудутся один за другим все самые смелые помыслы человечества.
(4)Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры — одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (5)В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания — маленькой Землей? (6)Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (7)Ученые искали способов достичь звездных миров или по крайней мере Луны. (8)В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (9)Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (10)Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (11)Вот средство верное. (12)А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять... (13)Так поднимать он бесконечно станет».
(14)Или, заметив, что от Луны зависят приливы и отливы, рекомендовал: «В тот час, когда волна морская всей силой тянется к Луне, выкупаться, лечь на берегу и ждать, пока сама Луна не притянет вас к себе».
(15)Но один из советов Бержерака был не так уж далек от истины. (16)Это способ номер три: «...Устроивши сперва кобылку на стальных пружинах, усесться на нее и, порохом взорвав, вмиг очутиться в голубых равнинах».
(17)Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (18)Герберт Уэллс заставил своего героя изобрести особое вещество, не пропускающее будто бы земного притяжения. (19)Окружив этим веществом («кэворитом») летательный аппарат, герой Уэллса покинул Землю и устремился к Луне, открыв для этого «кэворитовые» заслонки на той стороне своего снаряда, которая была обращена к древнему спутнику Земли.
(20)Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но...
(21)УЧЁНЫЕ НЕ СОГЛАШАЮТСЯ...
(22)Да, наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (23)Учёные с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (24)Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (25)И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (26)А обратно?.. (27)Кто вами выстрелит?
(28)Так же расправилась наука и с «кэворитом» Уэллса. (29)Законы физики напомнили, что если бы даже и можно было найти вещество, «заслоняющее» тело от притяжения Земли, то, чтобы задвинуть такую заслонку, понадобилось бы затратить столько же энергии, сколько требуется, чтобы вынести тело за пределы земного тяготения, то есть забросить его на такое расстояние от нашей планеты, где сила ее притяжения равна нулю. (30)Иначе это противоречило бы одному из основных законов природы — закону сохранения энергии. (31)А кроме того, над таким веществом, способным «заслонять» тела от тяготения Земли, образовался бы в атмосфере вихревой колодец, в котором воздух, не удерживаемый земным притяжением, стал бы уходить в космическое пространство и вся атмосфера бы «вытекла» через такую воздушную шахту.
(32)Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от нее?
(33)Аэроплан? (34)Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (35)Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (36)Воздушный шар? (37)Дирижабль? (38)Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более легкими, чем окружающий воздух. (39)В пустоте они не могут держаться. (40)Учёные качали головами, терли очки, но выхода не видели. (По Л.Кассилю* «Человек, шагнувший к звездам»)
* Лев Абра́мович Кассиль — русский советский писатель, сценарист. Член-корреспондент АПН СССР (1965). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Автор, рассуждая над желанием людей завоевать межпланетное пространство, приводит несколько различных точек зрения на осуществления мечты человечества – покорить космос.
2) Писатели-фантасты Жюль Верн, Герберт Уэллс, поэт Сирано де Бержерак нашли реальные способы достичь звёздных миров.
3) Веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых шесть способов полета на Луну один другого удивительнее.
4) Учёные опровергли все способы достичь звёздных миров, так как все эти способы опасны для человека и не подчиняются законам физики.
5) Учёные предложили свой способ покорения космоса.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 1 –3 представлено рассуждение.
2) В предложениях 5 – 7 представлено описание.
3) В предложениях 15-16 содержится повествование.
4) В предложениях 26, 27 представлено описание.
5) В предложении 32 содержится рассуждение.
24. Из предложений 22 – 23 выпишите контекстные антонимы.
25. Среди предложений 33 - 38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим (-ими) при помощи противительного союза и личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
26. Ведя разговор о человечестве и его вечной мечте завоевать межпланетные пространства, Л.Кассиль привлекает внимание читателя, используя такой стилистический приём, как (А) ________ (предложения 24 – 27; 32 – 39). Приводя разные точки зрения на способы покорения космоса, писатель использует синтаксическое средство
(Б) ___________ (предложения 9, 10, 23, 25). А такой троп, как (В) _________ («список …мечтаний» в предложении 1; «наука отвергла» в предложении 22, «человечество приковано к Земле» в предложении 32) позволяет автору показать, что дорога в космос неблизкая, и предложенный Сирано де Бержераком способ, описанный с помощью стилистического приёма (Г) ________ (предложения 10-13), предупреждает об опасности при освоении межпланетных пространств.
Список терминов:
1) эпитеты | 4) риторическое обращение | 7) анафора |
2) вопросно-ответная форма изложения | 5) метафора | 8) цитирование |
3) однородные члены | 6) вводные конструкции | 9) диалог |
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни былокомментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1 Задание взято в ОБЗ сайта ФИПИ
2 Реальный текст с ЕГЭ – 2022 https://primersoch.ru/sochegerus/1148-realnye-teksty-egje-2022-s-problemami.html