ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3. Информационная компетенция классного руководителя (куратора)
Изучите представленные материалы. Решите задания кейсового характера. Возможна и индивидуальная, и групповая работа.
Кейс1.
Костыревская Анастасия Александровна, молодая учительница начальных классов, в этом году вышла из длительного отпуска по уходу за ребенком и была назначена классным руководителем 3 класса, поскольку их прежний классный руководитель ушла в декретный отпуск.
На августовском педагогическом совете Анастасия Александровна обратилась к коллегам со следующим вопросом: где я как молодой классный руководитель могу получить методическую помощь и поддержку? Директор школы Ростислав Владимирович поручил Ярославу Александровичу, советнику по воспитанию, проконсультировать Анастасию Александровну и коллег по этому вопросу.
Ярослав Александрович решил подготовить памятку с указанием всех источников помощи. Как вы думаете, какие ресурсы он указал? Какие полезные ссылки и контакты в эту памятку вы бы добавили?
Ответ.
-
https://apkpro.ru/‒официальныйсайтАкадемииМинпросвещенияРоссии. -
http://единыйурок.рф/
Сайт «Единыйурок» - онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных МОиН РФ.
Адрес сайта: http://единыйурок.рф/
-
Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Сайт посвящен актуальной проблеме создания и развития системы воспитания этической культуры школьников, предлагаемой лабораторией воспитания нравственно-этической культуры. На сайте педагогам и администрации общеобразовательных учреждений предлагается: Полная программа этических занятий с 1 по 11 класс, методика построения этического диалога, структура системы этического воспитания.
Адрес сайта: http://ethos.narod.ru
-
Внеучебная деятельность и воспитание в школе (авторский сайт П.В. Степанова)
Представляет инновационный для российского рынка продукт – «Электронный помощник классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе» – это созданная в оболочке программы Microsoft Office OneNote цифровая алгоритмизированная система методического сопровождения деятельности классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе.
Адрес сайта: http://vneuchebnaya.ucoz.ru
-
Азбука воспитания
Сайт ориентирован на родителей. Но будет полезен классному руководителю в работе с родителями, при проведении родительских собраний.
Адрес сайта: http://azbyka.ru/deti/
-
Учительский портал
Сайт ориентирован на все категории работников общего образования, в том числе будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам. Основное содержание материалов для названных категорий педагогических работников представляют собой полнотекстовые статьи, разработки различных по содержанию и форме видов деятельности с детьми и родителями, а также материалы, необходимые педагогам в обеспечении (нормативно-правовом, программном, материально-техническом и т.д.). Сайт учитывает развитие IT-технологий и материалы сопровождаются мультимедийными презентациями, видео-файлами и т.д.
Адрес сайта: http://www.uchportal.ru
-
metodiki.ru образовательный портал ucheba.com
Сайт содержит статьи, методические разработки для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, зам. директоров по ВР. Материал позволяет педагогам познакомиться с опытом коллег (в форме разработок) по организации внеклассной работы: праздников, классных часов, других форм воспитательной работы. Педагоги дополнительного образования могут воспользоваться представленными образовательными программами. Материалы находятся в свободном доступе для копирования.
Адрес сайта: http://ucheba.com/met_rus/
-
Сценарии школьных праздников
Особенностью сайта является то, что он предлагает только авторские сценки, сценарии и стихи, которые помогут классным руководителя, педагогам-организаторам, зам.директора по ВР при написании сценариев внеклассных мероприятий. А также другие полезные материалы в разделе «Документы».
Адрес сайта: http://www.tca77.narod.ru/
Кейс2.
Воронина Арина Игоревна–учитель математики, классный руководитель 7класса .Ее ученики часто задают ей неудобные вопросы или показывают
различные ролики из социальных сетей. Арина Игоревна не избегает ответов на эти вопросы, а также предпочитает обсуждать с учениками увиденное.
Как Арине Игоревне построить работу в соответствии с возрастными особенностями учеников, чтобы научить их распознавать фейковую информацию самостоятельно? Критерии верного решения.
Ответ.
Возрастные и психологические особенности учащихся 7 класса
В соответствии с принятой в возрастной психологии периодизацией, семиклассники относятся к подростковому возрасту (от 10 – 11 до 15 лет), который считают переломным или переходным (Крутецкий 1976; 80). Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности школьника и поэтому требует изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых , в частности учителей.
По мнению А.А. Крутецкого, учащиеся подросткового возраста не приемлют подробных объяснений учителя при знакомстве с новым материалом, не склонны к дословному восприятию учебного материала, стремятся излагать материал «своими словами»
К указаниям и требованиям взрослых подросток относится избирательно, критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны. У него появляется собственное мнение, нередко расходящееся с общепринятым, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость, что часто приводит к конфликтам в учебной деятельности. Как отмечает психолог А.Г. Ковалев, здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями (Ковалев 1970; 82).
Движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития (Крутецкий 1976; 82).
Для того чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, необходимо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности его физического и психического развития. В этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие ребенка. В
связи с особенностями физического развития, как отмечает А.Г.Ковалев, следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые и резкие смены настроения.
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку.
В подростковом возрасте происходит формирование личности, нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения, происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности (Крутецкий 1976; 87).
В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева, личность представляет собой особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность (Леонтьев А.Н. 1983; 385).
Как отмечает А.В. Петровский, кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитие самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него предоставления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости). Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми (Петровский 1973; 125).
В подростковом возрасте начинает интенсивно формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении (Крутецкий 1976; 88).
Как указывает Д.И. Фельдштейн, в этом возрасте возрастает самостоятельность ребёнка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. (Фельдштейн 1987;112).
С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности – от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовывать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний (Эльконин, Драгунова 1967; 302).
Для подросткового возраста, как справедливо отмечает И.А. Зимняя, характерно стремительное развитие речемыслительной деятельности. В своей коммуникативной деятельности подросток решает разнообразные коммуникативные задачи, совершенствует способы решения этих задач (Зимняя 1991; 74).
Как указывает И.А. Зимняя, у подростков продолжают совершенствоваться способы формирования и формулирования мысли, также совершенствуются все речевые механизмы – память, мышление (осмысление), вероятностное прогнозирование (Зимняя 1991; 77). Как отмечает В.А. Крутецкий, существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Нарастает умение организовать и контролировать свои психические функции, управлять ими. В подростковом возрасте отмечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Подростки начинают сознательно применять специальные приёмы запоминания, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному, улучшается продуктивность памяти. Учитывая эти особенности, учителю необходимо учить подростка правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строить повторение, составлять схематический план текста). Особенностью памяти подростка является возможность установления более сложных ассоциаций, связи нового материала со старым, включение нового в систему знаний (Крутецкий 1976; 111).
Важно отметить, что в данном возрасте в значительной мере развивается теоретическое рефлексивное мышление. Отмечается также активно развивающиеся в этом возрасте такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.
В этом возрасте у человека складывается умение рассуждать, самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения, выводы, строить доказательства. Учащиеся средних классов начинают сознательно пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, абстрагирование. Мышление подростка становиться более самостоятельным, творческим, активным (Зимняя 1991; 136).
Особенно важными для методики обучения чтению представляются результаты изучения особенностей рецептивных видов коммуникативной деятельности подростков. Как отмечает И.А.Зимняя, механизмы чтения становятся в подростковом возрасте более совершенными не только в технике, но и в глубине понимания. Совершенствование механизма осмысления подростка становиться центральным звеном улучшения процесса чтения и понимания прочитанного. В этом возрасте учащиеся, как правило, овладевают не только психологическими стратегиями чтения, т.е. способами осмысления в процессе понимания прочитанного, но психологическими тактиками.
В соответствии с концепцией А.В. Петровского, развитие внимания в подростковом возрасте отличается известной противоречивостью: с одной стороны в подростковом возрасте формируется устойчивое произвольное внимание, с другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрый отвлекаемости. В данном возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности(Петровский, 1976).
Подбор учебно-коммуникативных задач при учете особенностей текстовой деятельности подростков позволяет оптимизировать сам процесс обучения иностранному языку и в то же время развивать личность учащегося (Зимняя 1991; 83).
Начало подросткового возраста связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.