Файл: Министерство просвещения Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Академия реализации
государственной политики и профессионального развития работников
образования Министерства просвещения Российской Федерации
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Школа современного учителя информатики: достижения российской
науки
Разработчик(и) программы:
Табаровская К.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», к.и.н.
Лещинер В.Р., ГАОУ ДПО «Корпоративный университет», к.п.н.
Босова Л.Л., МПГУ, к.п.н., профессор
Соколов Р.А., ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», д.и.н., профессор
Писарева С.А., ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», д.п.н., профессор
Матросова Ю.С., ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», к.п.н., доцент
Баева И.А., ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», д. псих. н., профессор
Аранова С.В., ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», к.п.н
Федорова Ю.В., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», к.п.н.,
доцент
Калинин А.А., ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Вяткина В.В., Хаб Знаний МойОфис
Губина Т.Н., АРПП «Отечественный софт», к.п.н.
г. Москва, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области формирования личностных результатов, обучающихся – ценностей научного познания, гражданского понимания роли российской науки, патриотического отношения к достижениям российских ученых.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Общепедагогическая функция. Обучение
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего,
основного общего, среднего общего образования
- основные достижения российских ученых в области психолого- педагогической науки; –
историю символов российской государственности;
основные достижения российских ученых в области информатики
- применять знания достижений психолого- педагогической науки в практике обучения и воспитания; - применять знания о достижениях российских ученых в области информатики в образовательном процессе для формирования личностных результатов
1.3. Категория слушателей:
учителя информатики, тьюторы* (тьюторы - специалисты региональных систем ДПО (в том числе из числа учителей), сопровождающие реализацию программ из ФР ДПП. Планируемые результаты обучения тьюторов идентичны планируемым результатам обучения учителей).
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 60 ч.
Раздел 2. Содержание программы
№
п/п
Наименование
разделов (модулей) и
тем
Всего
часов
Виды учебных занятий,
учебных работ
Самостоятельная
работа, час
Формы
контроля
Лекция,
час
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1.
Модуль 1. Достижения современной педагогической науки
0 0
0 0
практическая работа
1.1
Современная педагогическая наука и образовательный процесс
8 4
4 0
1.2
Психология –
современному учителю
6 4
0 2
2.
Модуль 2.
Воспитательный потенциал урока
0 0
0 0
практическая работа
2.1
Единство обучения и воспитания
5 2
2 1
2.2
Особенности современного урока
5 2
2 1
2.3
Ценностно-смысловая позиция учителя
4 1
2 1
3.
Модуль 3.
Государственные символы Российской
Федерации
0 0
0 0
практическая работа
3.1
История символов
Российской Федерации
1 1
0 0
3.2
Государственные символы: методика обучения
3 2
1 0
*
Промежуточная аттестация
1 0
0 1
тест
4.
Модуль 4. Достижения российской науки в контексте предметного содержания информатики
0 0
0 0
4.1
Достижения российской науки в области современных информационных технологий
6 2
0 4
4.2
Российские программные решения
5 2
0 3
4.3
Современные аппаратные и программ¬ные средства защиты информации
5 2
0 3
5.
Модуль 5. Методика формирования личностных результатов при изучении достижений российской науки в контексте предметного содержания информатики
0 0
0 0
практическая работа
5.1
Достижения российской науки в области современных информационных технологий. Методика обучения
5 2
3 0
5.2
Достижения российской науки в области программных решений.
Методика обучения
5 2
3 0
*
Итоговая аттестация
1 0
0 1
тест
Итого
60 26 17 17
2.2. Рабочая программа
1. Модуль 1. Достижения современной педагогической науки
1.1. Тема 1.1. Современная педагогическая наука и образовательный процесс ( лекция -
4 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Характеристики современной педагогической науки. Взаимодействие науки с практикой, включение результатов научных достижений в педагогическую практику. Ученик как субъект психолого-педагогической науки: самоопределение, персонификация обучения,
педагогическая поддержка. Особенности современного образовательного процесса.
Современный учитель – исследователь. Условия включения учителя в исследовательскую деятельность. Особенности коллективного исследования.
Практическая работа·Выполнение практической работы № 1 по анализу представленных материалов с ответами на поставленные вопросы.
1.2. Тема 1.2. Психология – современному учителю ( лекция - 4 ч. самостоятельная работа -
2 ч. )
Лекция·Психологическая безопасность образовательной среды и ее субъектов. Анализ современной образовательной ситуации, оценка ее соответствия условиям, способствующим психологическому благополучию детей в школе, их обучению и развитию. Факторы психологического благополучия/неблагополучия участников образовательного процесса.
Перспективы исследования и контроля состояния психологической безопасности человека в образовательной среде.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
2. Модуль 2. Воспитательный потенциал урока
2.1. Тема 2.1. Единство обучения и воспитания ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч.
самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Педагогический процесс как предмет педагогической науки. Основные категории педагогического процесса - образование, воспитание, обучение и развитие. Сущностные характеристики педагогического процесса. Целевые ориентиры современного воспитания, его интеграция с процессами социализации.
Практическая работа·Разработка «Кодекса воспитателя» в соответствии с предложенными критериями, в котором раскрывается тема «Мои профессиональные установки педагога- воспитателя».
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
2.2. Тема 2.2. Особенности современного урока ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч.
самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Воспитательный потенциал современного урока; социальный конструктивизм как идеология современного урока; дидактические основы построения урока; учебные задачи как основа конструирования урока. Выбор технологии и формы деятельности на уроке,
обеспечивающих реализацию его воспитательного потенциала.
Практическая работа·Создание учебно-познавательной или учебно-практической задачи на материале учебного предмета с учетом типологии учебных задач. Анализ открытых уроков педагогов-победителей конкурсов педагогического мастерства. Выполнение практической работы № 2 по конструированию урока с использованием форм и технологий, обеспечивающих усиление его воспитательной функции.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
2.3. Тема 2.3. Ценностно-смысловая позиция учителя ( лекция - 1 ч. практическое занятие -
2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Требования к деятельности современного учителя. Философская позиция педагога:
ценностное отношение к ученикам, происходящим в обществе изменениям, к себе как профессионалу.
Практическая работа·Анализ педагогической статьи, фрагментов художественных произведений об учителе, интервью с известными современными учителями с целью выявления и описания ценностно-смысловой позиции учителя.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
3. Модуль 3. Государственные символы Российской Федерации
3.1. Тема 3.1. История символов Российской Федерации ( лекция - 1 ч. )
Лекция·Государственные символы Российской Федерации: история и современность.
Основные функции государственных символов Российской Федерации. Вехи истории герба,
гимна и флага Российской Федерации.
3.2. Тема 3.2. Государственные символы: методика обучения ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Методика изучения государственных символов. Основные методические приемы и формы конструирования учебных занятий государственной символике. Методические приемы для изучения герба, гимна и флага Российской Федерации. Формы внеурочной деятельности при работе с государственной символикой.
Практическая работа·Выполнение практической работы № 3 по разработке фрагмента учебного занятия по теме «Государственные символы Российской Федерации».
* Промежуточная аттестация ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Тестирование
4. Модуль 4. Достижения российской науки в контексте предметного содержания
информатики
4.1. Тема 4.1. Достижения российской науки в области программных решений ( лекция -
2 ч. самостоятельная работа - 4 ч. )
Лекция·Реестр российского программного обеспечения. Обзор российских операционных систем, входящих в реестр российского программного обеспечения. Российские операционные системы, предназначенные к использованию в образовательных организациях. Автоматизация процессов управления. Обзор российских офисных решений. Облачные цифровые сервисы.
Назначение, принципы работы и возможности геоинформационных систем на примере 2ГИС и
Яндекс карт. Обзор инструментов создания анимированных объясняющих роликов, обработки видео материалов.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
4.2. Тема 4.2. Российские программные решения ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3
ч. )
Лекция·Беспилотные технологии и технологии дистанционного управления объектами.
Робототехника. Технологии распознавания образов, изображений, речи. Синтез речи и изображений.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
4.3. Тема 4.3. Современные аппаратные и программ¬ные средства защиты информации
( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 3 ч. )
Лекция·Обзор инструментов и методов защиты информации. Российские системы резервного копирования и шифрования данных. Достижения российских компаний–разработчиков антивирусного программного обеспечения.
Самостоятельная работа·Изучение обучающих материалов. Выполнение заданий для самопроверки.
5. Модуль 5. Методика формирования личностных результатов при изучении
достижений российской науки в контексте предметного содержания информатики
5.1. Тема 5.1. Достижения российской науки в области современных информационных
технологий. Методика обучения ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Обучение алгоритмизации на примере экранных исполнителей. Изучение робототехники на уроках и в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Проектирование системы изучения робототехники в школе. Знакомство с технологиями распознавания образов и речи на уроках информатики.
Практическая работа·Практическая разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках информатики в основной школе/ проектирование включения изучения робототехники в основную образовательную программу/отбор материалов для практической работы по распознаванию изображений (по выбору слушателя).
5.2. Тема 5.2. Достижения российской науки в области программных решений.
Методика обучения ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Использование российского свободного программного обеспечения при изучении информатики. Методические особенности перехода на современные российские офисные программы. Эффективные приемы обучения работе с российскими цифровыми сервисами.
Изучение в школе алгоритмов работы с графами как основа овладения концепцией геоинформационных систем и компьютерной навигацией.
Практическая работа·Методическая разработка по одной из тем (на выбор слушателя):
знакомство с современными российскими программными решениями/разработка серии учебных заданий для решения задачи поиска кратчайшего пути в графе на материале геоинформационных систем.
* Итоговая аттестация ( самостоятельная работа - 1 ч. )
Самостоятельная работа·Итоговое тестирование. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Зачет выставляется на основе промежуточной аттестации, выполненных практических работ, результатов итогового тестирования.
* Особенности реализации программы: программа может быть реализована в очной,
очно-заочной, заочной форме обучения с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль
Раздел программы: Модуль 1.«Достижения современной педагогической науки»
Форма: Практическая работа № 1. Анализ представленных материалов с ответами на поставленные вопросы.
Описание, требования к выполнению:
Требования к выполнению: соответствие предложенных решений критериям практикоориентированности, научности, нацеленности на самоопределение учащегося.
Критерии оценивания:
Оценка – зачет (от 3 до 6 баллов)/незачет (от 0 до 2 баллов)
Примеры заданий:
Ознакомиться с фрагментом монографии, выделить признаки нарушения преемственности в педагогической практике. Предложить пути практической реализации преемственности методических систем обучения в современном образовательном процессе, опираясь на полученные знания о достижениях педагогической науки.
Шкала критериев для самооценки
результатов выполнения практической работы
№ п/п Критерии оценки выполнения задания
Баллы
1
Мои предложения могут быть реализованы на практике без значительных трансформаций образовательного процесса:
0 – требуются значительные трансформации (изменение расписания,
пересмотр методик, стандартов обучения)
1. - требуется создание дополнительных коллективов, принятия административных решений на уровне образовательного учреждения
2. - внесение изменений и получение эффекта возможно на уровне методических объединений, межпредметных связей и пр.
0-2 балла
2
Мои предложения базируются на научной основе:
0 – предложения основаны исключительно на моих наблюдениях и практическом опыте
1 – предложения отвечают вызовам времени
2 – мои предложения улучшат характеристики современного образовательного процесса
0-2 балла
3
Мои предложения отражают идеи самоопределения учащегося в образовательном процессе:
0 – предложения касаются только улучшения предметных образовательных результатов, предметных методик
1 – предложения позволяют учитывать интересы и мотивацию школьников
2 – предложения учитывают характеристики современного образовательного процесса, нацеленного на самоопределение учащихся
0-2 балла
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 2. «Воспитательный потенциал урока»
Форма: Пример практической работы № 2. Конструирование урока с использованием форм и технологий, обеспечивающих усиление его воспитательной функции
Описание, требования к выполнению:
Требования к выполнению: соответствие предложенных решений критериям практикоориентированности, научности, нацеленности на самоопределение учащегося.
Критерии оценивания:
1. Предметная задача сформулирована четко, предполагает конкретные действия ученика, 0-2
балла; 2. Представлены 4 измененных формулировки предметной задачи, 0-4 балла; 3.
Представленные формулировки действительно отражают типологию учебных задач (очевидна разница в формулировках в зависимости от типологии), 0-2 балла; 4. Выбранная учебная задача конкретизирована с учетом особенностей класса, 0-2 балла. Оценивание: зачет (от 6
№ п/п Критерии оценки выполнения задания
Баллы
1
Мои предложения могут быть реализованы на практике без значительных трансформаций образовательного процесса:
0 – требуются значительные трансформации (изменение расписания,
пересмотр методик, стандартов обучения)
1. - требуется создание дополнительных коллективов, принятия административных решений на уровне образовательного учреждения
2. - внесение изменений и получение эффекта возможно на уровне методических объединений, межпредметных связей и пр.
0-2 балла
2
Мои предложения базируются на научной основе:
0 – предложения основаны исключительно на моих наблюдениях и практическом опыте
1 – предложения отвечают вызовам времени
2 – мои предложения улучшат характеристики современного образовательного процесса
0-2 балла
3
Мои предложения отражают идеи самоопределения учащегося в образовательном процессе:
0 – предложения касаются только улучшения предметных образовательных результатов, предметных методик
1 – предложения позволяют учитывать интересы и мотивацию школьников
2 – предложения учитывают характеристики современного образовательного процесса, нацеленного на самоопределение учащихся
0-2 балла
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 2. «Воспитательный потенциал урока»
Форма: Пример практической работы № 2. Конструирование урока с использованием форм и технологий, обеспечивающих усиление его воспитательной функции
Описание, требования к выполнению:
Требования к выполнению: соответствие предложенных решений критериям практикоориентированности, научности, нацеленности на самоопределение учащегося.
Критерии оценивания:
1. Предметная задача сформулирована четко, предполагает конкретные действия ученика, 0-2
балла; 2. Представлены 4 измененных формулировки предметной задачи, 0-4 балла; 3.
Представленные формулировки действительно отражают типологию учебных задач (очевидна разница в формулировках в зависимости от типологии), 0-2 балла; 4. Выбранная учебная задача конкретизирована с учетом особенностей класса, 0-2 балла. Оценивание: зачет (от 6
баллов) / незачет (ниже 6 баллов).
Примеры заданий:
Пример практической работы
Конструирование урока с использованием форм и технологий, обеспечивающих усиление его воспитательной функции.
Задание: представить 4 разные формулировки учебной задачи. Сформулируйте предметную учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (по вашему предмету для любого класса).
Измените формулировку предметной задачи с учетом ожидаемых личностных или метапредметных образовательных результатов, опираясь на типологию учебных задач,
которые могут быть ориентированы на:
межпредметность (первое изменение в формулировке целевой направленности предметной задачи);
развитие коммуникации, сотрудничества или самоорганизации - выберите (второе изменение в формулировке предметной задачи);
развитие рефлексивных умений ученика (третье изменение в формулировке предметной задачи);
становление ценностных ориентаций учащихся (четверное изменение в формулировке предметной задачи).
Выберите любую сформулированную вами учебную задачу и переформулируйте (уточните) ее с учетом особенностей конкретного класса (ученики с низкой или высокой успеваемостью;
дружный класс или нет; большинство учащихся интересуются/не интересуются вашим предметом и т.п.).
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 3. «Государственные символы Российской Федерации»
Форма: Практическая работа № 3. Разработка фрагмента учебного занятия по теме
«Государственные символы Российской Федерации».
Описание, требования к выполнению:
Требования к выполнению: соответствие предложенных решений критериям практикоориентированности, научности, нацеленности на самоопределение учащегося.
Критерии оценивания:
Зачет/не зачет
Примеры заданий:
Пример практической работы
Формат занятия (урочная, внеурочная деятельность), класс слушатель определяет самостоятельно.
При выполнении задания следует ориентироваться на следующие особенности конструирования занятия
1. Продумайте цель / цели использования государственной символики на занятии.
Определите какая из целей образовательная, развивающая или воспитательная будет
Примеры заданий:
Пример практической работы
Конструирование урока с использованием форм и технологий, обеспечивающих усиление его воспитательной функции.
Задание: представить 4 разные формулировки учебной задачи. Сформулируйте предметную учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (по вашему предмету для любого класса).
Измените формулировку предметной задачи с учетом ожидаемых личностных или метапредметных образовательных результатов, опираясь на типологию учебных задач,
которые могут быть ориентированы на:
межпредметность (первое изменение в формулировке целевой направленности предметной задачи);
развитие коммуникации, сотрудничества или самоорганизации - выберите (второе изменение в формулировке предметной задачи);
развитие рефлексивных умений ученика (третье изменение в формулировке предметной задачи);
становление ценностных ориентаций учащихся (четверное изменение в формулировке предметной задачи).
Выберите любую сформулированную вами учебную задачу и переформулируйте (уточните) ее с учетом особенностей конкретного класса (ученики с низкой или высокой успеваемостью;
дружный класс или нет; большинство учащихся интересуются/не интересуются вашим предметом и т.п.).
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 3. «Государственные символы Российской Федерации»
Форма: Практическая работа № 3. Разработка фрагмента учебного занятия по теме
«Государственные символы Российской Федерации».
Описание, требования к выполнению:
Требования к выполнению: соответствие предложенных решений критериям практикоориентированности, научности, нацеленности на самоопределение учащегося.
Критерии оценивания:
Зачет/не зачет
Примеры заданий:
Пример практической работы
Формат занятия (урочная, внеурочная деятельность), класс слушатель определяет самостоятельно.
При выполнении задания следует ориентироваться на следующие особенности конструирования занятия
1. Продумайте цель / цели использования государственной символики на занятии.
Определите какая из целей образовательная, развивающая или воспитательная будет