Файл: Министерство просвещения Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доминирующей на вашем занятии.
2. Подберите содержание урока, адекватное вашей цели. Рекомендуем определиться с каким видом государственной символики вы преимущественно собираетесь работать.
3. Осуществите отбор визуальных материалов к уроку. Оцените насколько они могут быть восприняты каждым учеником (качество изображения, его доступность).
4. Определите какие действия (операции) должны осуществить вы и обучающиеся по достижению поставленной цели.
5. Продумайте форму в которой осуществляется ваша деятельность (например, игра,
работа в группах, экскурсия, классный час).
6. Продумайте будет ли необходима самостоятельная работа учащихся по освоению материала.
7. Продумайте в каких формах вы будете диагностировать достигнутые в ходе занятия результаты.
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 5. «Методика формирования личностных результатов при изучении достижений российской науки в контексте предметного содержания информатики».
Тема 5.1. «Достижения российской науки в области современных информационных технологий.
Методика обучения»
Форма: Пример практической работы по теме 5.1. «Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках информатики в основной школе».
Описание, требования к выполнению:
1. Выполнены все этапы работы 2. Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде
Критерии оценивания:
Работа считается выполненной на положительную оценку, если выполнены все требования и план работы соответствует примерному плану. Оценка – зачет/незачет.
Примеры заданий:
Пример практической работы
Выполнение практической работы по анализу предложенного методического материала,
составлению контекстного задания на основе предложенного текста:
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели разработки практикума в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в контексте предметных целей обучения. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. В соответствии с определенными целями выстройте содержание обучения в виде конкретных задач, которые должен научиться решать ученик. Это должна быть серия задач на отработку, например, использования одной из алгоритмических конструкций, с постепенно усложняющимся содержанием.
3. Создайте заготовки задач для ученика. В этих заготовках могут быть в качестве подсказок элементы программного кода на алгоритмическом языке.
4. Для каждой задачи создайте серию обстановок, на которых эта задача будет
2. Подберите содержание урока, адекватное вашей цели. Рекомендуем определиться с каким видом государственной символики вы преимущественно собираетесь работать.
3. Осуществите отбор визуальных материалов к уроку. Оцените насколько они могут быть восприняты каждым учеником (качество изображения, его доступность).
4. Определите какие действия (операции) должны осуществить вы и обучающиеся по достижению поставленной цели.
5. Продумайте форму в которой осуществляется ваша деятельность (например, игра,
работа в группах, экскурсия, классный час).
6. Продумайте будет ли необходима самостоятельная работа учащихся по освоению материала.
7. Продумайте в каких формах вы будете диагностировать достигнутые в ходе занятия результаты.
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 5. «Методика формирования личностных результатов при изучении достижений российской науки в контексте предметного содержания информатики».
Тема 5.1. «Достижения российской науки в области современных информационных технологий.
Методика обучения»
Форма: Пример практической работы по теме 5.1. «Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках информатики в основной школе».
Описание, требования к выполнению:
1. Выполнены все этапы работы 2. Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде
Критерии оценивания:
Работа считается выполненной на положительную оценку, если выполнены все требования и план работы соответствует примерному плану. Оценка – зачет/незачет.
Примеры заданий:
Пример практической работы
Выполнение практической работы по анализу предложенного методического материала,
составлению контекстного задания на основе предложенного текста:
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели разработки практикума в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в контексте предметных целей обучения. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. В соответствии с определенными целями выстройте содержание обучения в виде конкретных задач, которые должен научиться решать ученик. Это должна быть серия задач на отработку, например, использования одной из алгоритмических конструкций, с постепенно усложняющимся содержанием.
3. Создайте заготовки задач для ученика. В этих заготовках могут быть в качестве подсказок элементы программного кода на алгоритмическом языке.
4. Для каждой задачи создайте серию обстановок, на которых эта задача будет
проверяться.
5. Обдумайте механизм проверки выполнения задания.
6. Напишите для каждого задания (в режиме учителя) тестирующий алгоритм.
7. Соберите в соответствии с инструкцией отдельные задания в «тетрадь»-заготовку рабочей тетради.
8. Проверьте работоспособность сделанного практикума.
Приложения:
1. Поляков К.Ю. Практикумы в системе КуМир
2. Справочное руководство к системе КуМир
Тема «Проектирование дополнительной образовательной программы по
робототехнике».
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели образовательной программы в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в плане предметных знаний, умений и практического опыта работы с робототехническими устройствами. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. На основании сформулированных целей определите необходимый объем образовательной программы в часах, контингент, на который рассчитана программа,
требования к предварительной подготовке обучающихся.
3. Выберите робототехническую платформу. Определите причины, по которым совершен выбор. Определите, как преимущества выбранной платформы с точки зрения поставленных целей, так и возможные ограничения. Спланируйте существующие пути минимизации эффекта этих ограничений.
4. Выпишите основные элементы содержания программы. Расставьте элементы в порядке освоения обучающимися.
5. Разбейте последовательность содержания на тематические блоки. Для каждого тематического блока продумайте суть проекта, который будет осуществлен обучающимися. Представьте содержание в виде серии проектов.
6. Создайте для каждого проекта программу и регламент соревнований проектных команд. Соревнования должны давать возможность определить, какая из проектных команд овладела содержанием и достигла необходимых умений в большей степени.
7. Продумайте, как будет осуществляться учет индивидуальных образовательных достижений учащихся при работе в проектных командах.
Тема «Распознавание изображений поисковыми системами в рамках школьного курса
информатики».
Примерный план выполнения работы:
5. Обдумайте механизм проверки выполнения задания.
6. Напишите для каждого задания (в режиме учителя) тестирующий алгоритм.
7. Соберите в соответствии с инструкцией отдельные задания в «тетрадь»-заготовку рабочей тетради.
8. Проверьте работоспособность сделанного практикума.
Приложения:
1. Поляков К.Ю. Практикумы в системе КуМир
2. Справочное руководство к системе КуМир
Тема «Проектирование дополнительной образовательной программы по
робототехнике».
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели образовательной программы в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в плане предметных знаний, умений и практического опыта работы с робототехническими устройствами. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. На основании сформулированных целей определите необходимый объем образовательной программы в часах, контингент, на который рассчитана программа,
требования к предварительной подготовке обучающихся.
3. Выберите робототехническую платформу. Определите причины, по которым совершен выбор. Определите, как преимущества выбранной платформы с точки зрения поставленных целей, так и возможные ограничения. Спланируйте существующие пути минимизации эффекта этих ограничений.
4. Выпишите основные элементы содержания программы. Расставьте элементы в порядке освоения обучающимися.
5. Разбейте последовательность содержания на тематические блоки. Для каждого тематического блока продумайте суть проекта, который будет осуществлен обучающимися. Представьте содержание в виде серии проектов.
6. Создайте для каждого проекта программу и регламент соревнований проектных команд. Соревнования должны давать возможность определить, какая из проектных команд овладела содержанием и достигла необходимых умений в большей степени.
7. Продумайте, как будет осуществляться учет индивидуальных образовательных достижений учащихся при работе в проектных командах.
Тема «Распознавание изображений поисковыми системами в рамках школьного курса
информатики».
Примерный план выполнения работы:
1. Спланируйте этапы самостоятельной работы школьников на уроке. Им будет необходимо выполнить ряд заданий по поиску изображений. Ниже предлагается схема урока, на котором выполняется 5 практических заданий. Количество и содержание заданий может быть увеличено или уменьшено.
2. Подберите задание для первого задания, мобилизующего познавательную активность учащихся. Это должна быть очень яркая, но незнакомая учащимся картинка и вопрос по ней, на который они заведомо не знают правильного ответа.
3. Подберите задание на поиск двух похожих изображений, имеющихся в интернете.
Это могут быть портреты двух исторических персонажей в похожих костюмах. Цель этого задания – обсуждение того, какие детали изображений позволили поисковой системе атрибутировать портреты и соотнести их с персонажами.
4. Подберите изображение, которого точно нет в Интернет (например, портретная фотография не медийной персоны). Цель задания – обсудить похожие изображения,
найденные поисковой системой, каковы их общие черты с исходным изображением.
5. Сделайте серию фотографий листьев растений. Цель этой работы – показать точность определения видов по листьям с помощью системы распознавания.
6. Сделайте собственную фотографию здания или другого географического объекта,
изображение которого есть в интернет, но с немного другого ракурса. Цель задания –
обсудить результат поиска по изображению, какие детали изображений позволили поисковой системе его найти.
7. Спланируйте подведение итогов практической работы в виде списка вопросов для обсуждения и формулирования выводов.
Требования к выполнению работы:
1. Выполнены все этапы работы
2. Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: Модуль 5. «Методика формирования личностных результатов при изучении достижений российской науки в контексте предметного содержания информатики».
Тема 5.2. «Достижения российской науки в области программных решений. Методика обучения»
Форма: Пример практической работы по теме 5.2. «Разработка серии учебных заданий для решения задачи поиска кратчайшего пути в графе на материале геоинформационных систем
(навигаторов)».
Описание, требования к выполнению:
1. Выполнены все этапы работы 2. Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде.
Критерии оценивания:
Работа считается выполненной на положительную оценку, если выполнены все требования и план работы соответствует примерному плану. Оценка – зачет/незачет.
Примеры заданий:
Выполнение практической работы по анализу предложенного методического материала,
составлению контекстного задания на основе предложенного текста:
Примерный план выполнения работы:
1. Целью планируемой образовательной активности является подвести учащихся к пониманию того, что направленный граф является моделью дорожной сети, а работа навигационных сервисов основывается на применении модифицированного алгоритма
Дейкстры на модели дорожной сети, где в качестве весовых значений ребер используются расчетные показатели времени проезда по ребру в указанном направлении. В связи с этим первым действием при планировании активности является выбор подходящего участка дорожной сети. Если учащиеся живут в населенном пункте,
в котором актуальна ситуация периодических дорожных пробок, то лучше использовать фрагмент карты знакомой учащимся местности.
2. Для выбранного фрагмента карты следует определить начальную и конечную точки маршрута. Обязательно, чтобы между точками существовало несколько альтернативных маршрутов. Желательно, чтобы таких альтернативных маршрутов было больше трех.
3. Сделайте в геоинформационной системе расчет оптимального маршрута во время минимальной загрузки дорожной сети. Сделайте скриншот карты этого маршрута.
4. Сделайте серию скриншотов ситуаций, когда на каких-то участках оптимального маршрута возникают пробки. Покажите, как изменяются маршруты в данном случае.
5. На этом этапе занятия необходимо создать модель дорожной сети в виде направленного графа. Возможно, часть улиц имеет одностороннее движение. Вершинами графа будут перекрестки, где возможно изменение маршрута. Следует по возможности разнообразить карту маршрутов, поэтому стоит исходить из предположения, что пробка может возникнуть на любом ребре графа, чтобы определить возможные дополнительные вершины. Обозначьте вершины непосредственно на карте.
6. Постройте граф, соответствующий выбранному и размеченному фрагменту дорожной сети. Для этого графа создайте таблицу расстояний идеального маршрута (используйте расчеты навигатора, расстояние измеряется в минутах).
Тема «Разработка внеурочной активности по предмету, связанной с использованием
российских цифровых сервисов».
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели образовательной активности в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в плане предметных знаний и умений, а также практического опыта работы с цифровыми сервисами. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. Определите цифровой сервис, с которым будут знакомиться обучающиеся.
3. Определите градации усвоения содержания и практического опыта работы с сервисом для оценки достижений, обучающихся по результатам активности.
4. Для каждого элемента содержания продумайте суть задания, которое будет выполнено обучающимися с использованием сервиса. Представьте содержание в виде серии заданий.
5. Продумайте, как можно организовать соревнование обучающихся по выполнению заданий. Что будет критерием оценки достижений? Как будут представлены результаты выполнения задания?
6. Продумайте, как будет осуществляться учет индивидуальных образовательных
Примерный план выполнения работы:
1. Целью планируемой образовательной активности является подвести учащихся к пониманию того, что направленный граф является моделью дорожной сети, а работа навигационных сервисов основывается на применении модифицированного алгоритма
Дейкстры на модели дорожной сети, где в качестве весовых значений ребер используются расчетные показатели времени проезда по ребру в указанном направлении. В связи с этим первым действием при планировании активности является выбор подходящего участка дорожной сети. Если учащиеся живут в населенном пункте,
в котором актуальна ситуация периодических дорожных пробок, то лучше использовать фрагмент карты знакомой учащимся местности.
2. Для выбранного фрагмента карты следует определить начальную и конечную точки маршрута. Обязательно, чтобы между точками существовало несколько альтернативных маршрутов. Желательно, чтобы таких альтернативных маршрутов было больше трех.
3. Сделайте в геоинформационной системе расчет оптимального маршрута во время минимальной загрузки дорожной сети. Сделайте скриншот карты этого маршрута.
4. Сделайте серию скриншотов ситуаций, когда на каких-то участках оптимального маршрута возникают пробки. Покажите, как изменяются маршруты в данном случае.
5. На этом этапе занятия необходимо создать модель дорожной сети в виде направленного графа. Возможно, часть улиц имеет одностороннее движение. Вершинами графа будут перекрестки, где возможно изменение маршрута. Следует по возможности разнообразить карту маршрутов, поэтому стоит исходить из предположения, что пробка может возникнуть на любом ребре графа, чтобы определить возможные дополнительные вершины. Обозначьте вершины непосредственно на карте.
6. Постройте граф, соответствующий выбранному и размеченному фрагменту дорожной сети. Для этого графа создайте таблицу расстояний идеального маршрута (используйте расчеты навигатора, расстояние измеряется в минутах).
Тема «Разработка внеурочной активности по предмету, связанной с использованием
российских цифровых сервисов».
Примерный план выполнения работы:
1. Определите цели образовательной активности в виде планируемых результатов обучения, прежде всего в плане предметных знаний и умений, а также практического опыта работы с цифровыми сервисами. Естественно, не следует забывать о личностных и метапредметных целях.
2. Определите цифровой сервис, с которым будут знакомиться обучающиеся.
3. Определите градации усвоения содержания и практического опыта работы с сервисом для оценки достижений, обучающихся по результатам активности.
4. Для каждого элемента содержания продумайте суть задания, которое будет выполнено обучающимися с использованием сервиса. Представьте содержание в виде серии заданий.
5. Продумайте, как можно организовать соревнование обучающихся по выполнению заданий. Что будет критерием оценки достижений? Как будут представлены результаты выполнения задания?
6. Продумайте, как будет осуществляться учет индивидуальных образовательных
достижений отдельных учащихся при работе над заданиями в командах.
Требования к выполнению работы:
Выполнены все этапы работы
Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде
Количество попыток: не ограничено
Промежуточный контроль
Раздел программы: Модуль 1. «Достижение современной педагогической науки». Модуль 2.
«Воспитательной потенциал урока». Модуль 3. «Государственные символы Российской
Федерации».
Форма: Тестирование
Описание, требования к выполнению:
Промежуточная аттестация проводится по итогам обучения по базовой части программы в форме тестирования. Тест включает 15 заданий.
Критерии оценивания:
Тест пройден при правильном выполнении 8 (восьми) заданий.
Примеры заданий:
Примеры заданий теста промежуточной аттестации:
1. Какая из беспилотных технологий запущена в серийное производство и применяется в реальной практике?
1. Агробот
2. ФЛИП
3. Cognitive Agro Pilot
4. Нами Шатл
5. Одиссей
6. Яндес.Ровер
2. Сколько нейросетей совместно работают в синхронном переводе видео в Яндекс Браузере?
1. 3 2. 4 3. 5 4. 7 5. Такие технологии там не используются
3. Какие виды резервного копирования поддерживает программа Handy Backup? Выберите несколько вариантов ответа
1. Полное
2. Выборочное
3. Рабочее
4. Инкрементальное
5. Смешанное
6. Дифференциальное
7. Системное
8. Пользовательское
Требования к выполнению работы:
Выполнены все этапы работы
Примерный план выполнения работы размещен в цифровой среде
Количество попыток: не ограничено
Промежуточный контроль
Раздел программы: Модуль 1. «Достижение современной педагогической науки». Модуль 2.
«Воспитательной потенциал урока». Модуль 3. «Государственные символы Российской
Федерации».
Форма: Тестирование
Описание, требования к выполнению:
Промежуточная аттестация проводится по итогам обучения по базовой части программы в форме тестирования. Тест включает 15 заданий.
Критерии оценивания:
Тест пройден при правильном выполнении 8 (восьми) заданий.
Примеры заданий:
Примеры заданий теста промежуточной аттестации:
1. Какая из беспилотных технологий запущена в серийное производство и применяется в реальной практике?
1. Агробот
2. ФЛИП
3. Cognitive Agro Pilot
4. Нами Шатл
5. Одиссей
6. Яндес.Ровер
2. Сколько нейросетей совместно работают в синхронном переводе видео в Яндекс Браузере?
1. 3 2. 4 3. 5 4. 7 5. Такие технологии там не используются
3. Какие виды резервного копирования поддерживает программа Handy Backup? Выберите несколько вариантов ответа
1. Полное
2. Выборочное
3. Рабочее
4. Инкрементальное
5. Смешанное
6. Дифференциальное
7. Системное
8. Пользовательское
Количество попыток: 3
Итоговая аттестация
Форма: Итоговое тестирование
Описание, требования к выполнению:
Итоговая аттестация проводится в форме зачета . Зачет выставляется на основании выполнения предусмотренных программой тестов, практических работ, результатов итогового тестирования. Тест включает 20 заданий.
Критерии оценивания:
Тест пройден успешно при правильном выполнении 12 (двенадцати) заданий.
Примеры заданий:
Примеры заданий теста итоговой аттестации:
1. В структурной модели образовательной среды школы социально-психологическая неумелость присутствует в следующих средах:
1. Манипулятивно-авторитарная
2. Либеральная
3. Попустительская
4. Психологически безопасная (партнерско-диалогическая)
2. Назовите сущностные особенности воспитательной деятельности в современных социокультурных условиях (выберите нужное):
1. взаимодействие педагога и воспитанников в процессе организации жизнедеятельности;
2. совершенствование людей и отношений между людьми;
3. усилия педагога, направленные на организацию жизнедеятельности;
4. сотрудничество педагога и воспитанника в деятельности, ориентированной на получение предметного результата.
3. В каком году началось тестирование российских беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования?
1. 2015 2. 2017 3. 2018 4. 2019 5. 2020 4) Можно ли при помощи голосового помощника Алисы выполнить сканирование документа?
1. Нельзя, т. к. голосовой помощник работает только с речью
2. Можно, если держать документ перед веб-камерой компьютера
3. Можно, если воспользоваться камерой смартфона
4. Нельзя, по соображениям безопасности. Отсканированный документ может попасть в чужие руки через облачное хранилище
Количество попыток: 3
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1.Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту / утв.
Президентом
Российской
Федерации
31.12.2020
№
Пр-2242.
URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859 2.Примерные рабочие программы. URL: https://www.instrao.ru/primer.
3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период
(2021–2030 годы)». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400070256/
4.Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования. URL: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko
5.ФГОС ООО. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3ecd094e3813dce94559978a8a95fc4e.pdf
6.ФГОС СОО. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3ecd094e3813dce94559978a8a95fc4e.pdf
7.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8.Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации».
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
9.Федеральный проект
«Цифровое государственное управление».
URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/
Литература
1.Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени
А.И. Герцена, 2019, № 194. — С. 7-18.
2.Большие идеи для содержания образования / М.В. Гасинец, Н.А. Авдеенко, А.М. Михайлова,
О.Д. Федоров, Т.В. Пащенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 60 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 17(47).
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика, БИНОМ. Лаборатория знаний, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 8, 9, 10,
11 классы, 2022.
4.Вилинбахов Г.В., Дрык С.В., Калашников Г.В. Государственные символы Российской
Федерации. — М.: Гамма-Пресс, 2019.
5.Вишневский К.О., Гохберг Л.М., Дементьев В.В. и др.; под ред.
Гохберга Л.М. Цифровые технологии в российской экономике Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 116 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/487045262.pdf
(дата обращения 01.02.2022).
6.Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 10 класс, 2022 7.Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 11 класс, 2022.
8.Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 8 класс, 2021.
9.Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 9 класс, 2021.
10.Денисенко С.В. Моральные смыслы проектности / С.В. Денисенко // Общество: философия,
история, культура. – 2022. – № 1(93). — С. 67-72.
11.Канашин В.В Технологии Яндекс.Карт: Практический опыт. Вестник УГАТУ, 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-yandex-kart-prakticheskiy-opyt/viewer
12.Краевский В.В. Целостность подхода к исследованию образования на современном этапе развития научной рациональности. URL: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/zelost_podchoda.htm
13. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно- методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и исп. — Кострома: КГУ, 2000. — 37 с.
14.Лактионова Е.Б., Баева И.А., Орлова А.В., Кондакова И.В., Тузова А.С. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2020, № 197. — С. 31-41.
15.Лактионова Е.Б., Орлова А.В., Кондакова И.В. Ресурсы психологического благополучия одаренных учащихся в отечественных и зарубежных исследованиях. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2020, № 197. — С. 74-84.
16.Лебедев О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего. — Санкт-Петербург:
СПбГУП, 2022.
17.Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя / С.А. Писарева, М.Ю.
Пучков, С.В. Ривкина, А.П. Тряпицына // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 151-
168.
18. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Интерпретация результатов педагогического эксперимента
// Методы педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития науки:
Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование», посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 13 февраля
2020 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2020. — С. 14-21.
19.Писарева С.А. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса / С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Известия Саратовского университета. Новая серия.
Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. – № 3(35). — С. 281-288.
20.Соболева Н.А. История государственной символики России. — М.: Академический проект,
2017.
21.Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика, БИНОМ. Лаборатория знаний, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 8, 9,
10, 11 классы, 2022.
22.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика, БИНОМ.
Лаборатория знаний, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 8, 9 классы, 2022.
23.Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика (в 2 частях), БИНОМ. Лаборатория знаний, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 10 класс, 2022.
24.Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В. Информатика (в 2 частях), БИНОМ. Лаборатория