Файл: "Сравнительная оценка ассортимента и потребительских свойств шоколада оао "Кондитерский концерн Бабаевский".docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Инженерно-экономический институт
Кафедра промышленной коммерции и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине "Товароведение и экспертиза товаров"
на тему: "Сравнительная оценка ассортимента и потребительских свойств шоколада ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский"
Выполнила:
студентка гр.6308
Арсеньева А.А.
Научный руководитель:
Хаметова Н.Г.
г. Казань, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. " Теоретические аспекты ассортимента и потребительских свойств шоколада"
1.1 Сущность и основные понятия ассортимента товаров
1.2 Классификация ассортимента и его показатели
1.3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколадной продукции
1.4 Оценка качества шоколада
1.5 Потребительские свойства шоколада и их характеристика
Глава 2. "Оценка ассортимента и потребительских свойств продукции ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский"
2.1 Краткая характеристика ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский"
2.2 Анализ структуры ассортимента шоколада на примере ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский"
2.3 Оценка качества и потребительских свойств шоколада по органолептическим показателям
2.4 Пути расширения ассортимента и совершенствования качества шоколадной продукции
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
шоколадный ассортимент потребительский органолептический
Кондитерская отрасль включает более 14 отдельных производств (карамели, халвы, драже, зефира, пряников, печенья, тортов и пирожных, вафель, пастилы, мармеладных и шоколадных изделий и др.) и является одной из ведущих отраслей агропромышленного комплекса. Динамичнее всего развивается рынок шоколада и шоколадных изделий.
Шоколад имеет богатую историю. Сначала это был напиток, затем в него стали добавлять сахар, а с середины 19 века он стал шоколадной плиткой. Основой шоколада являются какао-бобы. В состав шоколада входят кофеин и теобромин - вещества, которые стимулируют работоспособность и творческую активность человека. Кроме того, шоколад способствует выработке в организме эндорфина и серотонина - гормонов счастья, которые вызывают чувство удовольствия и снижают чувствительность к боли.
Большинство аналитиков - экспертов рынка шоколада сходятся во мнении, что в России уровень потребления кондитерских изделий из шоколада на душу населения приближается к максимальной отметке в своем объемном выражении. Сегодня потребители начинают проявлять повышенное внимание не только к качеству и составу продукта, его происхождению и торговой марке, но и к внешнему виду, престижности, имиджу, способному подчеркнуть социальный статус обладателя.
Формирование ассортимента обеспечивает дополнительный приток покупателей, а значит и получение прибыли, что является основной целью предприятия. Актуальность выбранной темы обуславливается именно этим.
Целью написания данной курсовой работы является изучение ассортимента и потребительских свойств, на основе этого разработка рекомендаций по расширению ассортимента шоколадной продукции и совершенствованию её качества.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть классификацию ассортимента и его показатели;
- изучить технологию производства шоколада;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортимента шоколада;
- изучить требования к качеству шоколадной продукции;
- оценить ассортимент шоколада, рассчитать показатели ассортимента на примере торгового предприятия;
- разработать пути расширения ассортимента шоколада и совершенствования его качества.
Объектом исследования является ОАО "Кондитерский Концерн Бабаевский".
Предметом исследования являются ассортимент и потребительские свойства шоколадной продукции предприятия.
Теоретической и методологической базой курсовой работы явились труды таких авторов, как Николаевой М.А., Алексеева А.А., Горфинкеля В.Я., Дихтеля Е., Кравченко Л.И., Чепурного И.П., Малютенковой С.М., Шепелёва А.Ф., Тимофеевой В.А., Кондрашовой Е.А., Шаршапина А.С., а также государственные стандарты, словари и электронные ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ШОКОЛАДА
1.1 Сущность и основные понятия ассортимента товаров
Одной из важнейших товароведческих характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Понятие "ассортимент" произошло от французского слова assortiment, что означает набор (подбор) товаров. Определения данного понятия различны. Ниже приводятся некоторые из них.
Товарный ассортимент включает все ассортиментные группы, которые предлагает фирма.
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Ассортимент - состав и соотношение по видам продукции, выпускаемой на предприятии, отрасли; сумма объектов реализации (товары, услуги и права), которые торговое предприятие предлагает клиентам.1
По мнению М.А. Николаевой, понятия ассортимент и номенклатура близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь другое назначение - для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. [2,с.110]
В финансовом словаре это понятие трактуется следующим образом: "Ассортимент - перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам)."3
Более глубокое определение дано А.А. Алексеевым: "Ассортимент - набор продуктов, предлагаемых предприятием потребителю, системно образованный по отношению к последнему, который обеспечивает максимальную кумулятивную прибыльность на заданном промежутке времени". Основная мысль, содержащаяся в данном определении - показать системность образования ассортимента предприятия, подразумевающую создание такого набора продуктов, который на определенном промежутке времени обеспечит максимум прибыльности предприятию. Также в определении отражена ориентированность ассортимента на потребителя, логичная в силу того, что прибыльность возможна только при востребованности покупателем предлагаемого ассортимента.
С экономической точки зрения, ассортимент - это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.
Рассмотрим этапы формирования ассортимента товаров.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентом покупателей. 4, с.4,5
Основные понятия:
Свойство ассортимента - особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента - количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Единица измерения показателей ассортимента - наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.
Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Действительная широта - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Глубина ассортимента - число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров.
Действительная глубина - количество торговых марок, товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина - количество торговых марок, товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины - отношение действительной глубины к базовой.
Полнота ассортимента - число разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется отношением числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией).
Структура ассортимента - удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общем товарообороте.5,с.120
Устойчивость ассортимента - колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности, который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации.
Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований ассортимента.
Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.5,с.121
Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, глубины, новизны и полноты.
Углубление ассортимента - количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или модификаций.
Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Обновление ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующееся увеличением показателя новизны.
Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным или отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации.
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации.5,с.122
Подводя итоги, можно сказать, что ассортимент - это состав и соотношение отдельных видов товаров в выпуске продукции организации, определяемые с учетом требований потребителя, фирмы и общества. Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой. Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота предприятия.