Файл: Задание Проведите сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по фгос ооофгос ноо и универсальному кодификатору. Заполните сравнительную таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Проведите сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС ООО/ФГОС НОО и универсальному кодификатору. Заполните сравнительную таблицу.



Параметр сравнения

ФГОС 2009/2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

  •  требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО  представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

  • Срок получения НОО – 4 года, не установлено сокращение.

  • Не уделено внимание дистанционному обучению.

  • Количество учебных занятий за 4 года – не менее 2904 часов и не более 3345 часов.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды.

Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
-овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования ( по тексту Стандарта идут после пункта Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО)


 Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях

системно-деятельностного подхода.

  • Требования к условиям реализации программы начального общего образования включают:

  • общесистемные требования;

  • требования к материально- техническому и учебно - методическому обеспечению;

  • требования к психолого - педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

  • Срок получения НОО – не более 4 лет, может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам

  • ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения).

  • ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ

  • В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования.

  • Общий объем аудиторной работы за 4 года – не менее 2954 часов и не более 3190 часов

  • Более детально расписаны требования к условиям реализации программы начального общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования.

  • На основе ФГОС органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере общего образования, и учредителем общеобразовательной организации формируются и утверждаются нормативы финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации программы начального общего образования и нормативов затрат на обеспечение условий ее реализации.

  • Финансовые условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования;

  • возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС;

  • покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий
- организации сетевого взаимодействия Организаций, организаций, располагающих ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования, которое направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности;
35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.
35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.
Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
37. Учебно-методические условия, в том числе условия информационного обеспечения.
37.1. Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно-образовательной средой

Требования к структуре основной образовательной программы

  •  Основная образовательная программа НОО и ООО  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

  • Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

  • Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

  2. содержание учебного предмета, курса;

  3. тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

  3. тематическое планирование.




  •  Структура программы НОО и ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией.

  • Вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ).

  • Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

  • требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:

  • единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее - учебный предмет);

  • целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее - учебный курс);

  • части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее - учебный модуль).

  • Научно-методическое сопровождение ФГОС:

конструктор рабочих программ

Единая схема для программ

Примерная рабочая программа основного общего образования.

1. Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика

предмета, место предмета в учебном плане.

2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы:

- личностные;

- метапредметные;

- предметные (по годам обучения).

Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного

ФГОС ООО с учетом специфики предмета.

3. Содержание учебных предметов по годам обучения.

4. Тематическое планирование.

Требования к результатам обучения

 Более обобщенные формулировки предметных, личностных, метапредметных результатов
Всего = 16 метапредметных результатов


  • Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  1. личностным,

  • включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию

  • сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

  • сформированность основ гражданской идентичности.

  1. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  2. предметным, включающим

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его применению, а также

систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

  • Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  1. личностным, включающим

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

  • социальные компетенции, правосознание,

  • способность ставить цели и строить жизненные планы,

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  1. метапредметным, включающим

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

  • построение индивидуальной образовательной траектории;

  1. предметным, включающим

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


 Детализация требований

к результатам личностным (Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов)

Детализация требований к результатам метапредметным (Всего = 33/30 конкретных результатов)

Детализация требований к предметным результатам


  • ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования:

  1. личностным, включающим:

  • формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;

  • ценностные установки и социально значимые качества личности;

  • активное участие в социально значимой деятельности;

  1. метапредметным, включающим:

  • универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);

  • универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);

  • универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);

  1. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход.

  • ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

  1. личностным, включающим:

  • осознание российской гражданской идентичности;

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

  1. метапредметным, включающим:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

  1. предметным, включающим:

  • освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

  • предпосылки научного типа мышления;

  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход