Файл: изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА УРОКА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Учитель изобразительного искусства Степченко Наталья Александровна

МБОУ «СШ №3» города Смоленска

 Цели:

  • познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;

  • развивать навыки овладения техникой рисования;

  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

  • учить выполнять рисунок карандашом.

  • научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Образец педагогического рисунка.

  4. Практическое выполнение.

  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

II.         Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок- важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

 III.         Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.


 Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

 Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для

облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У  человека высокого роста обычно нижняя часть тела равна верхней , у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

  IV.         Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные схемы  рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 V.                Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

 Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования [1]

Содержание:

  • Гармаш Л.С. Об актуальности преподавания православной культуры светской школе

  • Понкин И.В.. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования [1]

  • Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: в вопросах и ответах[1]

  • Метлик И.В.О дискуссиях по проблеме изучения религиозной культуры в общеобразовательной школе[1]

  • Соловьёв А.Ю. Каталог пособий предметной области «Православная культура».

  • Приложения

Из Религиозная культура в светской школе

Автор: Понкин И.В.
Сборник

 

Право на религиозное образование в государственных и муниципальных (светских, нецерковных) образовательных учреждениях является составной частью базового права на получение образования в соответствии со своей национально-культурной идентичностью.

Не утихающая в России на протяжении уже многих лет дискуссия относительно допустимости и необходимости преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных школах на основе религиозных мировоззренческих подходов, с участием соответствующих религиозных организаций актуализирует необходимость обращения к опыту европейских стран в этой области.

Вопрос реализации прав граждан на получение образования в соответствии со своими убеждениями, в том числе посредством религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, во многих зарубежных государствах решен положительно. При соблюдении светского характера государства и образования и отделения религиозных объединений от государства, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и в вузах многих западноевропейских стран преподаются предметы религиозного образования. Причем это является основанной на законе практикой, реализующей, прежде всего, права родителей на выбор получаемого их детьми воспитания и образования.

Выполнять требования «подравняться» под европейские или мировые нормы – было бы, по словам французского исследователя Режиса Дебрэя[2], анахронизмом или неправильностью: «нелепо принуждать черного барана «подравняться» под «общинный образец». Тем более, что не существует единого образца. Сегодня в мире существует множество моделей светского характера образования в государственных школах, что определяется национально-культурными, историческими и социальными особенностями разных государств. В одних странах – один опыт решения вопросов светскости государственного образования, в других – другой., анахронизмом или неправильностью: «нелепо принуждать черного барана «подравняться» под «общинный образец». Тем более, что не существует единого образца. Сегодня в мире существует множество моделей светского характера образования в государственных школах, что определяется национально-культурными, историческими и социальными особенностями разных государств. В одних странах – один опыт решения вопросов светскости государственного образования, в других – другой.

Изучение европейского опыта так же показывает, что отсутствует унифицированная европейская модель, единый подход в области правового регулирования и практической реализации религиозного образования в светской школе. Национальное сознание каждой страны по-своему распоряжается своим историческим достоянием и по-своему формирует отношение к духовному наследию, к культурной преемственности, в том числе в сфере национального образования. Вместе с тем, имеются и схожие черты: добровольность выбора, возможность выбора изучения религиозной культуры своей конфессии или курса нерелигиозной этики, требование согласования содержания религиозного образования с представителями соответствующей конфессии.

Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). В некоторых странах (например, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Германия, Финляндия) государство и религиозные общины сотрудничают в различных вышеупомянутых задачах. В этом случае преподаватели религии нуждаются в сертификате пригодности, выдаваемом религиозными общинами (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика, Словакия). Чаще всего это религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (Германия, Австрия, Кипр, Финляндия, Греция, Мальта, Словакия). Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством (которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и т.д.). Следует отметить, что эта поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора[3]..

Условием для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе является[4]::

наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности (или конкордата с государством);

наличие определенного минимума желающих обучаться. Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7–13 человек (в Польше – 7, Германии – 8–12, Австрии – 10, Болгарии – 13).

Условно можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы в преподавании в государственных школах знаний о религии.

1. В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы «Закон Божий», «Коран» или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию[5]. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия). . Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).

2. Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда – и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию (за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, то есть по типу, указанному в пункте 1 выше.

Рассмотрим вкратце опыт конкретных европейских стран.

 Австрия.

Часть 10 статьи 14 Конституции Австрии устанавливает: «По вопросам, касающимся федеральных школьных органов, действующих в землях и административных районах, обязательного школьного обучения, организации школ, частных школ и отношений между школой и церковью (религиозными обществами), включая преподавание религии в школе, если эти вопросы не касаются высших учебных заведений и академий искусств, федеральные законы могут приниматься Национальным советом лишь в присутствии не менее половины членов и большинством в две трети поданных голосов…»[6] Часть 3 статьи 14а Конституции Австрии: «Если это не касается вопросов, названных в абзаце 2, то к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земель – исполнительная деятельность по вопросам: а) преподавания религии…»[7].. Часть 3 статьи 14а Конституции Австрии: «…».

Религиозное образование урегулировано законами Австрии 1949 и 1988 гг., а также Конкордатом от 1962 г. Религиозное образование является обязательным (с возможностью освобождения от него для отдельных учащихся в установленном порядке), организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку, отбор и сертификацию преподавателей, определение программ и апробацию учебников.

 

Бельгия.

Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:

• Конституция Бельгии от 17.02.1994 (§ 1 статьи 24);

• Закон о школьном договоре от 29.05.1959;

• Декрет от 1997 г.

Школьное образование стандартизируется и организуется языковыми сообществами (франкофонным и фламандским).

В соответствии с § 1 статьи 24 Конституции Бельгии от 17.02.1994 (с послед. изменениями), государственные школы предоставляют вплоть до окончания обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием нерелигиозной морали. § 3 этой же статьи устанавливает, что все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет муниципалитета[8]..

Согласно указанным конституционным нормам и положениям Закона о школьном договоре от 29.05.1959, в государственных школах установлен вариативный курс, позволяющий выбрать одну из следующих форм[9]::

• религиозное образование («обучение религиозной морали») в рамках одной из шести признанных религий, на начальном и среднем уровнях школьного обучения;

• курс изучения нерелигиозной морали (является частью учебного курса, носящего название «философский», в то время как обучение философии в узком смысле не фигурирует в программе среднего образования в Бельгии). При этом содержание указанного курса все равно контролируется признанными государством религиями.

Выбор одной из указанных форм обязателен.

В среднем количество учебных часов составляет[10]::

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для начального образования – 7 % для франкофонной Бельгии, 7,1 % для немецкоязычной и фламандской частей Бельгии;

• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали для среднего образования – 7 % для франкофонной Бельгии, 6,8 % для немецкоязычной Бельгии и 4,8 % для фламандской части Бельгии.

Внедрение курсов изучения ислама не обошлось без проблем. Так, в 2002 г. в бельгийском парламенте разгорелись бурные дебаты по поводу религиозного образования в учебных заведениях страны. Скандал спровоцировал случай в одной из школ, где учитель, преподававший основы ислама, заставлял детей плевать в лицо одноклассницам, пришедшим на занятия с непокрытой головой. Расследование этого случая, шокировавшего всю страну, было взято на особый контроль бельгийскими властями. Парламентарии призвали провести ревизию учебников по исламу. «Мы должны более внимательно относиться к тому, что именно преподается на уроках», – заявила депутат А.Д.Сбай (мусульманка). Министр образования Валлонии (франкоговорящей части Бельгии) Пьер Азетт назвал поведение печально прославившегося преподавателя ислама «вопиющим», а ставшие достоянием общественности отрывки из использованных им учебных пособий – «вызывающими страх». Представители мусульманских общин осудили поведение учителя-фанатика, назвав его абсолютно нетипичным случаем, ни к коей мере не отражающим общую тенденцию, поскольку ни в одном другом аналогичном учебном заведении страны случаев издевательства над девочками, приходящими на занятия без платка, зафиксировано не было[11].


Великобритания.

Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:

• Закон от 1944 г.;

• Закон о реформе образования от 1988 г.

Большинство школ имеют на своей территории имеют небольшую часовню (Англиканской или Католической церкви), где учащиеся посещают службу два-три раза в неделю. Дети, выражающие принадлежность к другой религии (ислам, иудаизм и др.) могут быть освобождены от посещения христианских служб, однако атеисты и агностики не освобождаются от таких мероприятий. Школы придерживаются мнения, что церковные службы и уроки «Закона Божьего» формируют в детях моральные ценности.

Закон от 1944 г. сделал обязательным для школ, получающих государственные субсидии, реализацию официально установленных программ религиозного образования. Каждый местный комитет по образованию должен был созвать Комиссию по программам, состоящую из четырех подкомиссий. Две из них представляли интересы религиозных организаций (Англиканская церковь и «другие вероисповедания»).

Другие основные положения Закона от 1944 г., касавшиеся религиозного образования[12]::

1. Религиозное образование становилось обязательным во всех типах школ. Сохранялся в формулировке 1870 г. запрет на узкоконфессиональный характер религиозного образования в муниципальных и контролируемых государством школах.

2. Устанавливалась обязательная совместная молитва перед началом или в конце учебного дня. В муниципальных школах она не должна была носить узкоконфессиональный характер.

3. Вводился порядок подготовки и принятия стандартных (согласованных) программ религиозного обучения. Право голоса на конференциях, утверждающих программы, распределяется поровну (по 25 %) между представителями: местных властей, учительских коллективов, Церкви Англии и других религиозных объединений.

4. По соответствующей просьбе родителей учащимся должна была быть предоставлена возможность не посещать уроки религии и общую молитву. Это правило распространялось на все типы школ.

Закон о реформе образования от 1988 г. продублировал многие положения Закона от 1944 г., а также ввел изменения, которые усилили место религиозного образования в программах. Одним из значительных изменений стало использование термина «религиозное образование» (religious education) вместо «религиозного обучения» (religious instruction). Тема в настоящее время должна быть полностью включена только в педагогические цели, свойственные в школе. Впервые представителям других религий, помимо христианства, было разрешено принять участие в Комиссии по программам, в составе «не англиканской комиссии». Кроме того, учреждались постоянные консультативные Советы по религиозному образованию (Standing Advisory Councils Religious Education, SACRE) (в 1944 г. они были факультативными), они наделялись функцией контроля программ
[13]..

Согласно Закону от 1988 г., любая новая официальная программа «должнаотражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании, главным образом, христианские, принимая в расчет образование и практику других основных религий, представленных в стране». Ничего не говорилось по поводу христианского воспитания, и закон особенно запрещал прозелитизм. Новые утвержденные программы в обязательном порядке должны одновременно уделять особое внимание изучению знаний о христианстве и касаться других основных религий, представленных в Великобритании[14]..

Законы от 1988, 1993 и 1996 гг. были направлены на стандартизацию всего процесса образования (от содержания учебных программ и планов до аттестации) и его централизацию посредством усиления государственного контроля. В области религиозного образования это сказалось прежде всего в передаче значительной части полномочий от местных властей (местных школьных комитетов, преобразованных к тому времени в «Местные органы образования» – LEA) департаменту образования. Закон от 1988 г. устанавливал, что «все новые программы должны отражать тот факт, что христианство является главной религиозной традицией Великобритании, уделяя при этом внимание вероучению и практике других основных религий, распространенных в Великобритании» (п. 8.3), а также, что обязательная общая молитва в школах «должна полностью или в своих основных чертах носить христианский характер» (п. 7.1)[15]..

В 1998 г. «школьный закон» изменил категории школ, получающей субсидии государства. Были установлены четыре типа школы внутри государственной системы:

• государственные школы (community schools, county schools),

• учреждения, основанные на чьи-либо средства (foundation schools),

• субсидируемые свободные школы (volontary aided schools; 2/3 образования ведется церковью, а 1/3 осуществляется государством; затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством),

• свободные школы под контролем (volontary controlled schools, церковные школы, контролируемые государством; в этих школах образование ведется на 1/3 церковью, на 2/3 – государством; затраты на образование полностью осуществляются государством).

Все государственные школы обязаны реализовывать религиозное образование на основе официально утвержденной программы.

Хотя уроки религиозного образования не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус. Как говорилось в директиве № 3/89 DES Отдела науки и образования: «В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков. Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками