Файл: изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VI. Церковная иерархия ответственна за содержание католического религиозного образования и подготовительных курсов, так же как за предоставление учебников и образовательных материалов, относящихся к названным обучению и подготовке. Церковная иерархия и государственные органы в пределах их полномочий должны гарантировать, что обучение и подготовка надлежащим образом организованы, при этом учебные заведения осуществляют общий контроль за религиозным образованием».
Предоставляется возможность выбора между следующими курсами:
• курс религиозного образования;
• курс истории религий (курс читается преподавателями истории и философии; учащиеся, выбравшие этот курс, должны получать обзорные знания о трех монотеистических религиях и по смежным темам);
• курс нерелигиозной морали.
Учащимся, не желающим посещать курс изучения религии, могут быть предложены и иные альтернативные курсы (информатика и др.).
В среднем количество учебных часов составляет[37]::
• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали – 6,5 %;
• курс религиозного образования / курс нерелигиозной морали – 5,8 %.
В отличие от оценок, выставляемых за курс католической религии, оценки за указанные альтернативны предметы не берутся в расчет средней оценки учебного года.
Курс религиозного образования преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией (применительно к Католической церкви).
Религиозное образование для протестантских, еврейских и мусульманских групп также возможно, но только для тех конфессий, которые заключили соглашение о сотрудничестве с государством. В 1996 г. были подписаны соглашения по религиозному протестантскому образованию и по религиозному мусульманскому образованию. В 1997–1998 гг. 86,64 % учащихся начальной школы и 61,69 % учащихся школы среднего уровня получали католическое религиозное образование, которое предоставляли 8604 профессора, назначенные католическими властями. В 1997–1998 гг. 59 профессоров преподавали курс протестантской религии в 156 государственных школах 1504 учащимся; в 2000 г. насчитывалось 190 профессоров протестантской религии, главным образом в начальном образовании. В автономном сообществе Мадрида, исламское религиозное образование было дано в 1999–2000 гг. 600 учащимся в шести учреждениях[38]. .
После многочисленных переговоров Программа исламского образования в государственных образовательных центрах, признанных государством, была одобрена и опубликована в Официальной газете Испании 18 января 1996 г. 12 марта 1996 г. было подписано Соглашение о назначении и экономическом режиме лиц, ответственных за религиозное исламское образование в учебных заведениях начальной и средней ступени. Это соглашение дало учащимся из мусульманских семей реальную возможность высказываться за религиозное образование в государственных школах
[39]..
В ноябре 2004 г. Генеральный директор Управления по делам религий Минюста Испании М. Рико-Годой официально объявила об организации с 1 квартала 2005 г. преподавания основ ислама в государственных школах наряду с католическим катехизисом. Первоначально эта мера затронула лишь те автономные сообщества, где проживает наибольшее число мусульман (ранее основы исламской культуры преподавались лишь в школах африканских городов Сеута и Мелилья), однако в перспективе предполагается распространить ее действие на всю территорию страны. Ставки преподавателей новой дисциплины финансируются государством на тех же условиях, что применяются к преподаванию основ католицизма[40]..
Италия.
Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:
• Конкордат от 18.02.1984;
• Закон Италии № 186 от 18.07.2003;
• Договор между министром национального образования и председателем Итальянской конференции епископов от 1985 г.;
• Соглашение от 26.05.2004 между министром образования, университетов и научных исследований и председателем Итальянской конференции епископов о религиозном католическом образовании в средней школе первой ступени»;
• Соглашение от 23.10.2003 между министром образования, университетов и научных исследований и председателем итальянской епископской Конференции о католическом религиозном образовании в детском саду и в начальной школе.
Религиозное образование повсеместно реализуется в государственных школах. Если родители не хотят, чтобы их дети посещали уроки религиозного образования, они вправе отказаться, написав соответствующее заявление. В случае необходимости родители учащихся из некатолических семей могут просить предоставить их детям школьное помещение для религиозного обучения своих детей в рамках своей религии.
Решение, принятое в 1989 г. Конституционным судом Италии, уточняло, что присутствие религиозного образования в государственной школе «связано с формой светского государства Итальянской Республики». Суд подчеркнул, что светскость, которая является «высшим принципом конституционного порядка», означает не «индифферентность государства по отношению к религиям, а гарантию со стороны государства охраны свободы религии в режиме религиозного и культурного плюрализма» (что предполагает признание со стороны государства общественной роли религий, особенно в педагогической области). Присутствие специфического религиозного образования в государственной школе оправдано таким образом «
положительной значимостью религиозной культуры, которая подразумевает не только одну религию, а религиозный плюрализм гражданского общества» и необходимостью записать «принципы католицизма в историческое достояние итальянского народа». Двумя решениями, в 1989 и 1991 гг., Конституционный суд Италии подтвердил соответствие религиозного католического образования в государственной школе требованиям светскости государства в Итальянской Республике, при условии, что учащимся полностью гарантировалось право отказаться от получения религиозного образования. Тем не менее, выбор получать религиозное образование или нет, рассматривался Судом как доказательство осуществления свободы вероисповедания, и Суд сохранил обязательный характер этого курса только для тех, кто его выбрал, не предлагая альтернативы[41]..
Согласно статье 9.2 Конкордата от 18.02.1984, Итальянская Республика, признающая значимость религиозной культуры и принимающая в расчет тот факт, что принципы католицизма являются частью исторического достояния итальянского народа, продолжает гарантировать, в рамках конечных целей школы, католическое образование в неуниверситетских государственных школах любых категорий и любых степеней. Уважая свободу совести и воспитательную ответственность родителей, каждому гарантировано право решать, получать это образование или нет. Во время записи учащиеся и их родители реализуют это право по предложению руководства учебного заведения, и их выбор не может дать повод какой-либо форме дискриминации.
В «Дополнительном протоколе» сказано: «5. В отношении статьи 9: а) в учебных заведениях, указанных в п.2, католическая религия преподается согласно доктрине Церкви при соблюдении свободы совести учащихся преподавателями, признанными церковными властями и назначенными по согласованию с ними учебными властями. В детских садах и начальных школах религия преподается классными воспитателями при условии их согласия и если они признаны церковными властями. b) последующим соглашением между компетентными учебными властями и Итальянской Епископской конференцией будут определены: 1) программы преподавания католической религии для различных видов и ступеней государственных учебных заведений; 2) порядок организации преподавания религии, в том числе место в расписании уроков; 3) критерии отбора учебных пособий; 4) направление профессиональной квалификации преподавателей
»[42]..
В 1985 г. был подписан договор между министром национального образования и председателем Итальянской конференции епископов для интерпретации этого Соглашения. Этот договор касается нескольких пунктов. Во-первых, учебные классы должны формироваться независимо от запроса (вероятного) на католическое образование, выдвинутого учащимся и их родителями, это необходимо для того, чтобы не формировать классы на основе религиозных опций. Запрос на получение религиозного католического образования должен быть сделан в начале учебного года: оно должно продолжаться весь год, а в следующие годы возобновляться, за исключением случаев отказа учеником или его родителями. В детских садах и начальных школах на религиозное образование предусмотрено два часа в неделю, а в колледжах и лицеях – один час в неделю. Кроме того, право на распределение этих часов в расписании было предоставлено руководителям учебных заведений. К тому же, все преподаватели католической религии должны были располагать разрешением «nihil obstat» от епископа той епархии, на территории которой находится школа. В детских садах и начальных школах это обучение могло быть поручено обычным преподавателям классов (если они это принимали); в колледжах и в лицеях предусматривается назначение «специальных преподавателей религии», которые в общей сложности преподают восемнадцать часов в неделю. Эти преподаватели должны иметь одно из признанных государством ученых званий: академическое звание в теологии (степень бакалавра, лиценциата или доктора), присужденное на факультете, одобренном Папским Престолом; свидетельство об обучении в главной семинарии; академический диплом по религиозной науке, выданный высшим Институтом религиозных наук (JSSR), признанным Папским Престолом; государственный университетский диплом плюс диплом, выданный Институтом религиозных наук, признанный Итальянской конференцией епископов[43]..
Соглашение от 26.05.2004 между министром образования, университетов и научных исследований и председателем Итальянской конференции епископов по вопросу об «особых целях религиозного католического образования в средней школе первой ступени» объявляло эту школу открытой для других религий, но подчеркивало специфичность и уникальность римской католической идеи.
Соглашение от 23.10.2003 между министром образования, университетов и научных исследований и председателем итальянской епископской Конференции касалось «специфических целей католического религиозного образования в детском саду и в начальной школе».
В соответствии с Законом Италии № 186 от 18.07.2003, начиная с 2004-2005 учебного года, преподаватели курсов католической религии будут работать по договору с государством с неопределенным сроком действия. Преподаватели были обязаны, в первый раз, пройти региональный государственный конкурс перед комиссиями, созданными из преподавателей государственных школ и университетов. Чтобы принять участие в этом конкурсе, каждый кандидат должен получить согласие епископа епархии, где он намеревается осуществлять свою «работу» (термин, используемый школьной администрацией) или свою «миссию» (для церкви). Комиссия не занимается оценкой его подготовки в религиозном предмете, а оценивает уровень и соответствие его «культурной и дидактической подготовки». Затем имена тех, кто прошел конкурс, передаются компетентным епископам в алфавитном порядке, без указания оценок, полученных в конкурсе: таким образом, епископы сохраняют полную свободу выбора. В конце этой процедуры преподаватели смогут иметь стабильную работу, которая им позволит получить, в случае если они потеряют согласие епископа или произойдет сокращение количества учащихся, или новое место в другой епархии (если компетентный епископ согласен), или место преподавателя, не связанное с религиозным образованием (если у них есть необходимые знания и документы), или другую функцию, но на постоянной основе в школьном государственном учреждении[44]..
Следует упомянуть и недавнюю дискуссию в Италии по поводу правомерности нахождения в помещениях классов государственных школ христианских крестов. В начале 2006 г. Конституционный суд Италии подтвердил, что это не противоречит Конституции Италии, светскости этого государства. Конституционный суд Италии заявил, что крест, как символ христианства, должен находиться в школьных классах и других госучреждениях, что крест символизирует не только христианскую религию, но и ценности, на которых базируется общество – терпимость, уважение к человеку и его правам, отказ от дискриминации, автономию личности перед лицом власти[45]..
Польша.
Религиозное образование в светских школах урегулировано следующими актами:
• Конституция Республики Польши;
• Закон Республики Польши об образовании от 07.09.1991;
• Закон Республики Польши «О свободе совести и вероисповедания» от 17.05.1989;