Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся Для подготовки семинарских, практических, по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Омская гуманитарная академия





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы обучающихся


Для подготовки семинарских, практических,

по учебной дисциплине

«Экономическая теория»

Экономическая теория предпринимательства. Предпринимательство по законам России

Нурдаулет Кутлимурат улы Аманалыев

Омск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

1 Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в развитии

Омская гуманитарная академия 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1

по выполнению самостоятельной работы обучающихся 1

экономики страны 4

1.1 Сущностная характеристика предпринимательства 4

1.2 Исторический анализ развития предпринимательства в России 9

1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности 13

2 Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в России 21

2.1 Место предпринимательства в экономике страны 21

2.2 Проблемы предпринимательства в России 24

2.3 Перспективы развития предпринимательства в России…………..…35

Заключение…………………………………………………………………...….28

Список использованных источников……………………………………...…..30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической жизни современной России. Оно наблюдается почти во всех отраслях экономики страны. В деятельность коммерческих предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории РФ.

Предпринимательство развивается быстрыми темпами. Зачастую оно развито в таких сферах, как торговля, сфера услуг, строительство, производство. Именно в крупных городах, столицах, индустриальных районах сосредоточено свыше 70% населения, которые получают высокую заработную плату и, принося налоги в казну, способны обеспечить достойные условия жизни всей остальной массе населения.

Ученые сходятся во мнении, что предпринимательство является основным элементом хозяйственного механизма, а предприниматель – это одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. Все чаще исследователи обращаются к изучению проблем предпринимательства. Исследованием теории предпринимательства занимались А. Хоскинг, Й.

Шумпетер, П. Друкер, Бусыгин А. и др [1].

На основании актуальности, мы определили тему работы:

«Предпринимательство и его роль в развитии экономики страны».

Цель исследования: теоретический анализ предпринимательства в России и определение его роли в развитии экономики страны.

Объект исследования: предпринимательская деятельность.

Предмет исследования: экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами на рынке.

Задачи исследования:

  1. изучить экономическую литературу по теме исследования.

  2. определить сущность понятия «предпринимательство».

  3. провести исторический анализ развития предпринимательства в России.

  4. рассмотреть виды и формы предпринимательской деятельности.

  5. определить место предпринимательства в экономике страны.

  6. выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования:

– теоретические методы (прогнозирование, сравнение, анализ понятий и терминов, анализ литературы).

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты предпринимательства и его роли в развитии

экономики страны



1.1 Сущностная характеристика предпринимательства


Предпринимательством называют инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, которая реализуется на свой риск и под свою имущественную ответственность, имеющая целью получение прибыли [2].

Как правило, предпринимательство – это дело, предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Зачастую предпринимательскую деятельность называют бизнесом (таблица 1).

Таблица 1 – Различные подходы к определению предпринимательства

Понятие предпринимательства

Автор

Предпринимательство -самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Статья 2 Гражданского кодекса РФ

Предпринимательство в рыночной экономике является «самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно»

А. Смит

Предпринимательская деятельность – это соединение, комбинирование четырех факторов производства; земли, труда, капитала, организации

А. Маршалл

Развитие предпринимательства имеет огромное значение в экономической стабильности и влияет на темпы роста промышленного производства. Предпринимательская деятельность выступает основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов обладают способностью проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Предпринимательство способствует освоению новых перспективных производств и вымыванию устаревших. К тому же, предпринимательская деятельность служит ядром развития конкуренции и «маркетизации» экономики, усиления «открытости» национальной экономики, развития ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство развивается с помощью рынка, конкуренции и связей между хозяйствующими субъектами.

Итак, можно сделать вывод, что предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения, выступает средством достижения всех факторов экономического успеха.

Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов являются одними из главных признаков предпринимательской деятельности.

Поведением субъектов предпринимательства движут внутренние побуждения. Предприниматели решают все вопросы касательно своей деятельности, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Отличительной особенностью предпринимателей является самостоятельность. Также важно наличие экономической заинтересованности и ответственности. Ведь движущим фактором предпринимательской деятельности является личная выгода. Но помимо собственных интересов хозяйственный субъект работает и на общественные.

Сегодня личный интерес предпринимателя связывают с коллективным интересом фирмы или компании.

При наличии самостоятельности предприниматель несет личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность с ответственностью предполагают работу в усиленном режиме.

Невозможно представить предпринимательскую деятельность без новаторства и творческого поиска. Высокое качество и частое обновление продукции повышают эффективность работы.

Способность к принятию нестандартных решений и творческий подход к оценке ситуации очень важны в предпринимательской деятельности. Предпринимателю необходимо постоянно искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути. Именно поэтому субъектам предпринимательства часто не хватает времени, и они стараются выполнять несколько дел одновременно. Предпринимателю не присуща спокойная, тихая, размеренная жизнь.

Одной из особенностей предпринимательства является наличие хозяйственного риска. Риск неразрывно связан с бизнесом. Когда предприниматель часто находится в ситуациях риска, у него складывается особый способ мышления и поведения, формируется психология предпринимателя. Для того чтобы «выжить» предприниматель должен обладать высокой деловитостью, динамизмом и духом соперничества. Для данной деятельности характерны частые взлеты и падения [3].

Следующей отличительной особенностью предпринимательства, которую мы рассмотрим, является принадлежность к относительно кратковременным, тактическим способам действия. В узком смысле слова предпринимательская деятельность не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Например, если долговременный проект нацелен получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его можно назвать предпринимательским. Но зачастую предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки [4].

Предпринимательская деятельность – это совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых строго ограничена по времени. На сделках строится предпринимательская деятельность. Сделка это основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов с целью получения взаимовыгодны [5].

Главным действующим лицом предпринимательства является

предприниматель. Согласно законодательству РФ, дееспособный гражданин в установленном законом порядке может стать предпринимателем. Иностранные граждане и не имеющие гражданства могут заниматься предпринимательством на основании правомочий, установленных законом.

Таким образом, свойства предпринимательства делятся на необходимые и возможные.

Базовыми или необходимыми являются экономическая свобода и организационно-хозяйственное новаторство.

Вторичными или возможными являются риск, ответственность, принятие решений, лидерство, владение ресурсами.

Итак, предпринимательство существует в рамках и на основе законов. Безусловно, на развитие бизнеса влияет научно-технический прогресс, химизация, автоматизация, совершенствование технологий – все это отражает технологические условия. Банки, юридические фирмы, аудиторские и бухгалтерские фирмы, рекламные агентства, транспортные и страховые компании характеризуют организационно-технические условия. Окружающая среда играет важную роль в размещении предприятий, это входит в географические и физические условия.

1.2 Исторический анализ развития предпринимательства в России


История развития российского предпринимательства охватывает целую эпоху. Предпринимательство зародилось в древние времена, когда еще не существовало государства, а торговые отношения возникали между племенами.

Именно развитие торговли стало предпосылкой зарождения предпринимательства в России.

История развития российского предпринимательства – это опыт, выступающий основой для организации сегодняшнего российского бизнеса, для проведения эффективной государственной политики в целях поддержания малого и среднего предпринимательства.

Особое внимание развитию предпринимательства было отведено до реформ 1861 г. [7]. Наибольшего развития оно достигло в период 1900-1917гг. В XX в. в нашей стране наблюдался подъем промышленного производства, достигший наибольших высот в 1909-1914 гг. Огромную роль в развитии торговли XX в. сыграло объединение индивидуальных предпринимателей (купцов, промышленников) в союзы и товарищества для совместной торговопромышленной и коммерческой деятельности. После Октябрьской революции 1917 г. была введена в действие политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России [6]. В связи с этим предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали регулироваться национализацией, планом, государством. Имущество приобрело две формы: государственную и частную. Государственное основывалось на методах централизованного регулирования, а частное – обслуживало потребителя. К эксплуататорским классам стали относить крупных и средних предпринимателей. Они подверглись репрессиям. Осуществлялась

национализация промышленности, финансов и транспорта. В марте 1921 г. Был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП). Во время НЭПа были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Развиваясь, мелкое производство имело возможность стать средним и крупным, что существенно отразилось бы на экономике страны. Политической власти это было не выгодно, поэтому она старалась всячески не допустить этого. Частный капитал стали скрывать, из-за налогообложения и государственного контроля, которые постоянно ужесточались.

В 1930 г. частное предпринимательство практически не существовало на законном основании. Но с введением экономической реформы 1965 г. предприятия получили самостоятельность. Они могли устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Также предприятиям разрешалось самим регулировать вопросы премирования, ставить условия соревнования. Однако следует отметить, что реформа 1965 г. не носила глубокого характера. На государственном уровне по-прежнему все регулировалось. Таким образом, государство тормозило социальное и экономическое развитие.

Перестройка общества 1985 г. способствовала расширению инициативы и самостоятельности предприятий. Но следует отметить, что разработанные в это время законы не имели направленности на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. Несмотря на это, было принято несколько законов, которые поощряли развитие частной хозяйственной инициативы в промышленности и в сельском хозяйстве.

Переход общества к рыночным отношениям способствовал развитию свободного предпринимательства. Естественно, переход к рыночной экономике был довольно сложным периодом. Невозможно было решить все проблемы в короткие сроки. Россия перешла к рынку товаров и товарных отношений. Именно в этот период российское предпринимательство достигло наибольшего расцвета. Коммерческое предпринимательство развивалось, несмотря на трудности и экономическую нестабильность [8].

Развитие предпринимательства и торговли в России протекало в несколько этапов.

Первый этап характеризуется принятием Законов РСФСР от 24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [1]. В этот период появляются различные рыночные структуры, а именно торговые предприятия организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. Также был сформирован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых структур.

На втором этапе поддерживалась частная собственность и была проведена масштабная приватизация. Указы, принятые Президентом (1992 г.), имели целью расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых предприятий.

Третий этап был связан с появлением пакета постановлений Правительства Российской Федерации (1993-1994 гг.). Данный этап также предусматривал развитие предпринимательства. 1 апреля 1993 г. вступило в силу постановление «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции», а 29 апреля 1994 г. постановление «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Весь этот процесс был направлен на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства.

В 1990-х г. свое развитие получил рыночный механизм и новый предпринимательский слой. Для регулирования этого процесса был принят в декабре 1990 г. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

[1].

Проанализировав вышесказанному, можно сказать, что весь опыт развития российского предпринимательства был полезен современным коммерсантам и предпринимателям, инициативным и деловым людям. Так и сегодня они пытаются возродить данное социально-экономическое явление.

В современных условиях на фоне рыночных отношений малое и среднее предпринимательство имеют огромное значение. Однако на современном этапе развития нашей страны доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП не превышает 12 %.

Экономика страны может развиваться только при использовании всех социальных форм и типов хозяйства. Малое предпринимательство выполняет здесь роль связующего звена. Оно объединяет все многообразие социальных форм и типов хозяйства в целостную хозяйственную систему. При этом каждая социальная группа выбирает свою нишу, в рамках которой проявляет инициативу и самодеятельность.

На сегодняшний день предпринимательство в нашей стране не получило большого развития, несмотря на то, что оно представляет собой сложную социально-экономическую целостность. По данным 2014 г. численность индивидуальных предпринимателей составляла всего лишь 4,5 млн. человек. 12 млн. человек занимаются малым бизнесом. Это 18,3 % от экономически активного населения. Данные показатели в России в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Предпринимательство в нашей стране сталкивается с различными трудностями [11]. Рассмотрим основные:

  • несовершенное создание правовой базы;

  • отсутствие в реальной жизни государственной поддержки, как финансовой помощи, так и правовой защиты;

  • налоги;

  • криминализация;

  • слабость финансово-кредитной системы [12].

Именно поэтому предпринимательство в России развивается так медленно. К тому же, наблюдается его неравномерность по отраслям и регионам. Например, в некоторых регионах малый бизнес незаметен. В Москве же в это время от данного вида деятельности поступления в бюджет составляют почти 40%. Это довольно негативно сказывается на экономике России. Также страдает благосостояние населения. В современной России малый бизнес существует в условиях крайне неустойчивой среды. Именно поэтому сегодня предприниматели должны активно искать возможности, стремиться к изменению и улучшению работы предприятий.

1.3 Виды и формы предпринимательской деятельности


В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения определенных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

  • производственное;

  • коммерческо-торговое;

  • финансово-кредитное;

  • посредническое; - страховое [13].

Предпринимательство является производственным, если сам бизнесмен, используя предметы труда, производит продукцию: продукты, услуги, информацию потребителям, покупателям, торговым организациям.

Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Данный вид предпринимательства имеет различия по сравнению с производственным. Так как здесь бизнесмен играет роль коммерсанта, торговца. То есть он продает готовые продукты потребителю, приобретенные у других лиц. Отличительной особенностью торгового предпринимательства является наличие конкретных экономических связей с оптовыми и розничными потребителями продуктов, работ, услуг. Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственно относятся к обмену продукта на средства, средств на продукт или продукт на продукт. Коммерческое предпринимательство основывается на товарно-денежных операциях купли-продажи. Однако, несмотря на это, в нем задействованы те же ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в гораздо меньшем количестве. Сферой официального коммерческого

предпринимательства являются магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы. Для того чтобы занятие торговым предпринимательством было прибыльным, необходимо знать, что нужно потребителю. При этом следует стремительно реагировать, предлагая надлежащие продукты или их аналоги. Торговое предпринимательство можно назвать мобильным. Это связано с тем, что оно имеет определенных потребителей. Успешному развитию торгового предпринимательства способствуют 2 условия:

  • относительно устойчивый спрос на продаваемые продукты, для этого необходимо хорошее знание рынка;

  • низкая закупочная стоимость продуктов у производителей, это позволяет компенсировать торговые издержки и получить прибыль [14].

Занятие торговым предпринимательством – это всегда большой риск, особенно при организации торговли промышленными продуктами.

Финансово-кредитное предпринимательство.

Под финансовым предпринимательством понимают особую форму коммерческого предпринимательства. Здесь в качестве предмета куплипродажи выступают денежные ценности, и ценные бумаги, которые представлены акциями, облигациями. Предприниматель продает их покупателю или предоставляет в кредит. Для существования финансовокредитного предпринимательства необходимо наличие таких организаций, как коммерческие банки, финансово-кредитные компании (компании, денежные биржи).

Посредническое предпринимательство.

При осуществлении данного вида предпринимательства бизнесмен сам не производит и не реализует продукт. Он выступает в роли посредника, который является связующим звеном в процессе товарного обмена и в товарноденежных операциях.

Посредником называют физическое или юридическое лицо, которое представляет интересы производителя или потребителя. Однако сам посредник ни производителем, ни потребителем не является. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или действовать от имени производителей или потребителей.

Страховое предпринимательство.

При страховом предпринимательстве бизнесмен на основании закона гарантирует страхователю возмещение ущерба при неожиданной потере имущества, ценностей, здоровья, жизни. Предприниматель получает страховой взнос, а в случае вышеперечисленных обстоятельств выплачивает страховку. Несчастные случаи происходят не так часто. Именно поэтому оставшаяся после выплаты страховки часть взносов приносит предпринимателю прибыль.

Формой предпринимательства называют систему норм, которая определяет внутренние дела между партнерами по предприятию, с одной стороны, и делами этого предприятия с другими предприятиями и муниципальными органами – с другой.

Выделяют следующие формы предпринимательства:

  • личные;

  • коллективные;

  • корпоративные [15].

Личные формы.

Зачастую личными предприятиями или как их еще называют персональными или семейными владеет физическое лицо или семья. Собственник в одиночку или со своими членами семьи получает и распределяет доход, несет весь риск от хозяйственной деятельности и неограниченную имущественную ответственность перед кредиторами и третьими лицами. Данное предприятие не является юридическим лицом. Можно принимать на работу наемных работников, но менее 20 человек.

Преимущества такой фирмы хозяйствования заключаются в том, что бизнесмену предоставлена полная самостоятельность, свобода и оперативность в руководстве предприятием.

Коллективные формы.

Эти формы предпринимательства начали активно появляться в малом и крупномасштабном бизнесе в конце XX в.

Рассмотрим коллективные формы деловой активности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • акционерные общества [16].

Хозяйственные товарищества.

При такой форме предпринимательства осуществляется объединение капитала. Полученная прибыль, риск и имущественная ответственность за результаты хозяйствования также делятся между всеми участниками.

Хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере.

При полном товариществе предприятием управляет несколько физических или юридических лиц на основании заключенного между ними контракта. Все участники полного товарищества несут одинаковую ответственность по обязанностям товарищества. Имущество данной формы предприятия формируется за счет вкладов участников, приобретенных доходов и других легитимных источников, и принадлежит его участникам на правах общей долевой принадлежности.

Товарищество на вере – это объединение, основанное на контракте, где один либо несколько его реальных членов несут полную ответственность за все имущество. Остальные члены-вкладчики отвечают за функционирование товарищества в пределах принадлежащей им части капитала. Товарищество на вере – это юридическое лицо. В его состав входят реальные члены и членывкладчики. Действительные члены хозяйствующего общества несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Хозяйственные общества.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – это организации, основанные на соглашении юридических и физических лиц методом объединения их вкладов в целях воплощения хозяйственной деятельности. Данные общества признаются юридическими лицами.

Все общества имеют фирменное наименование. В нем отражен вид и предмет деятельности. Общества могут от собственного имени заключать договоры, получать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.

Акционерное общество.

Акционерное общество (АО) – форма предприятия, средства которого образованы путем объединения капитала, выпуска и размещения акций.

Отличительные особенности акционерного общества:

  • является юридическим лицом;

  • несет имущественную ответственность перед кредиторами;

  • располагает имуществом, стопроцентно обособленным от имущества отдельных акционеров;

  • обладает наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции)

[17].

Акционерные общества бывают публичными и непубличными.

Публичное общество – хозяйственное общество, основанное на акциях (ценных бумагах), которые размещаются и обращаются среди неопределенного круга лиц. Это общество с неограниченным и динамично меняющимся составом участников. Публичность означает, что корпорация ориентируется на неограниченный круг участников (акции предлагаются для продажи широкому кругу лиц).

Непубличные общества – это, во-первых, хозяйственные общества, акции которых размещаются среди заранее определенного круга лиц и не выходят на публичное обращение. Во-вторых, к этой категории относятся общества, основанные на малооборотном активе – доле в уставном капитале ООО. Такие компании ориентированы на ограниченный, небольшой, заранее определенный состав участников. Они могут применять специальные механизмы контроля персонального состава своих участников и у них значительно больше свободы внутрикорпоративной самоорганизации.

Холдинг.

Холдингом называют компанию, обладающую контрольным пакетом акций других компаний.

Разновидности холдинговых копаний:

  • промышленные;

  • торговые;

  • банки;

  • страховые.

Холдинги, владея контрольными пакетами акций других компаний, имеют возможность держать под контролем их деятельность, получая прибыль, диктуя дочерним фирмам свою стратегию и назначая директорами этих компаний доверенных людей.

Производственный кооператив.

Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности, регламентируемое заключенным договором. Имущество производственного кооператива формируется за счет паевых взносов членов объединения.

Унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Государственное предприятие имеет государственную форму принадлежности. Ответственность по обязательствам оно несет своим имуществом.

Правительство и его органы управления не несут ответственности по обязанностям муниципального предприятия, точно так же, как и оно не отвечает по обязанностям страны.

Городское предприятие учреждается органами местного самоуправления. Производственные фонды городского предприятия формируются за счет средств местного бюджета. Городское предприятие несет ответственность за свои обязательства своим имуществом.

Под арендным предприятием понимают одну из форм исходного шага разгосударствления муниципальных компаний, предусмотренных хозяйственным законодательством РФ. За пользование имуществом арендаторы выплачивают арендодателю арендную плату. Ее размер отражен в заключенном контракте. Имущество, обретенное арендаторами за счет собственных доходов, остается в принадлежности арендного коллектива.

Корпоративные формы предпринимательства.

В корпорации входят компании, которые сохраняют самостоятельность и статус юридического лица. Руководители объединения не обладают распорядительной властью в отношении компаний, входящих в это объединение, поэтому их взаимодействие осуществляется на основании договора.

Концерн – это объединение компаний, которым свойственны функции научно-технического, производственного и общественного развития, денежной, природоохранной, внешнеэкономической деятельности, также хозрасчетного обслуживания компаний под общим денежным контролем их систем управления.

Консорциумом называют временное добровольческое объединение компаний для решения определенных задач. После выполнения намеченной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в новый вид договорного объединения.

Хозяйственная ассоциация (альянс, фонд) – это договорные объединения организаций и компаний, создаваемых в целях совместного воплощения одной либо нескольких производственно-хозяйственных функций.

Таким образом, предпринимательство – это инициативная

самостоятельная деятельность граждан и их объединений, которая реализуется на свой риск и под свою имущественную ответственность, имеющая целью получение прибыли.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения определенных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды

предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансовокредитное, посредническое, страховое.

Выделяют следующие формы предпринимательства: личные,

коллективные, корпоративные.

2 Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в России



2.1 Место предпринимательства в экономике страны


На долю предпринимательства отводится выполнение важнейших экономических и социальных задач. Как мы знаем, налоговые отчисления от предпринимательской деятельности поступают в бюджеты всех уровней. Кроме этого, предпринимательство развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места и способствует конкуренции. Функции предпринимательства: ресурсная, общеэкономическая, инновационная, социальная, организаторская.

Рассмотрим место предпринимательства в экономике страны.

Малый бизнес является важнейшим сектором экономики. Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. Малый бизнес характеризуется гибкостью и устойчивостью, тем самым он поддерживает рыночную экономику. Даже в 90-х годах, когда наблюдался экономический спад в России, малый бизнес поддержал экономику и вовремя адаптировался в новых рыночных условиях, государственные же предприятия не выдержали конкуренции. Они были разрушены или приватизированы.

Одним из основных источников налоговых поступлений является предпринимательский бизнес. Он формирует бюджеты всех уровней. Предприятия малого бизнеса делают не только налоговые отчисления от доходов компании, но и создавая рабочие места, они помогают сбору налогов непосредственно с физических лиц. Статистические данные говорят о том, что малые предприятия исправно и своевременно платят налоги в отличие от представителей среднего и крупного бизнесом.

Рассмотрим статистику малого и среднего предпринимательства в

России.

Таблица 2 – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 10 мая 2018 г.


Малый бизнес способствует широкому развитию инновационных технологий. Он выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства. Так как делает капиталовложения в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Малый бизнес этим практически не занимается, на его долю приходится всего лишь 6% инвестиций. Это связано с тем, что основная сфера деятельности малого бизнеса – торговля. Но, все же, существуют предприятия малого бизнеса, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. На сегодняшний день таких предприятий достаточное количество. Они получают поддержку от государства в форме дотаций и дополнительного субсидирования.

Малый бизнес также имеет важное социально-экономическое значение. Он создает новые рабочие места, обеспечивает занятость населения. Следует подчеркнуть, что предприятия малого бизнеса трудоустраивают социально нестабильные слои населения, такие как молодежь, женщины, иммигранты. Именно здесь они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Малый бизнес отличается высокими темпами

производительности труда. Но несмотря на это, средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это обусловлено излишней экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.

2.2 Проблемы предпринимательства в России


В нашей стране в предпринимательском бизнесе высока доля предприятий сферы теневой экономики. Многие предприниматели специально занижают в отчетных данных свои доходы, тем самым уменьшая налоги. Из-за этого страдает государственная казна.

В конце прошлого века малого бизнеса коснулись значительные изменения. Большинство предприятий стали банкротами из-за введения больших налогов. Экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Проблема завышенных налогов актуальна и на сегодняшний день. В соответствии с законом предприниматели обязаны платить несколько видов налога, как на свою прибыль, так и за наемных работников. Многие предприниматели считают, что если выплачивать все налоги в полном объеме, бизнес становится нерентабельным и убыточным. Особенно это касается начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, получали бы маленькую прибыль и не справлялись с конкуренцией.

Тем не менее, суть проблемы налогообложения заключается не только в больших налогах. Российские предприниматели часто критикуют представителей государства, чиновников всех уровней, налоговые и другие ведомства, выражая свое недовольство их работой, принимаемыми законодательными актами. Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть представителей малого бизнеса резко оценивают всю налоговую систему, а именно механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государства. На основании этого государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство. Предприниматели, в свою очередь, адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к различным уловкам и уходя в теневую экономику.

Рассмотрим основные проблемы налоговой системы по отношению к предпринимательскому бизнесу:

  • неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

  • постоянно изменяющееся налоговое законодательство;

  • сложность и нечеткость принимаемых законов в области

налогообложения;

  • большие размеры взимаемых налогов;

  • неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств [18].

Положительной стороной налогообложения малых предприятий является то, что малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но, несмотря на это, предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще больше снизить налоги для большинства молодых предприятий. Молодыми считаются те предприятия, которые функционируют меньше 3 лет.

На основании этого политика государства должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. Вместе с информационной поддержкой малого бизнеса эти изменения позволят значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России.

2.3 Перспективы развития предпринимательства в России

В 2008 году начался экономический кризис, который стал серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса. Многие предприниматели стали искать новые способы заработка для того чтобы сохранить свой бизнес.

Малый и средний бизнес занимают довольно большую долю в рыночной экономике. Во время кризиса о выживании должны думать не только бизнесмены, но и государство, которое должно оказывать всяческую поддержку предпринимателям. Специалисты считают, что государство должно упрощать налоги или вводить налоговые льготы для того чтобы малый и средний бизнес перенёс кризис более «безболезненно».

На сегодняшний день проблемы малого и среднего бизнеса решаются не только на уровне государственной власти, но и на уровне местного самоуправления. Малым предприятиям, особенно молодым предпринимателям и инновационному бизнесу должно быть оказано соответствующее содействие. Это делается для того чтобы предприниматели смогли получить льготные кредиты, субсидии, приватизировать недвижимость или получить заказы на производство своей продукции именно от местных властей.

Также бизнесмены должны сами искать новые маркетинговые ходы для привлечения покупателя, снижать стоимость товаров и услуг, повышать их качество за счет внедрения современных технологий или открывать новые направления бизнеса. Зачастую предприятия малого и среднего бизнеса выпускают такую продукцию, которая невыгодна крупным предприятиям. Именно поэтому в условиях кризиса предпринимателям стоит пересмотреть ассортимент своей продукции. Следует отметить, что направления бизнеса, которые в докризисное время казались бесперспективными, в период недостатка денежных средств у населения могут оказаться весьма перспективными. Например, продажи многих товаров снизились, но спрос на мелкий ремонт одежды, обуви, бытовой техники значительно возрос. Возможно, переход от производства к ремонту или оказанию иных услуг поможет малому или среднему предприятию выжить во время кризиса.

Во время экономического кризиса предпринимательский бизнес проходит своего рода отбор, преодолев который на рынке останутся только те предприятия, которые могут вести гибкую политику и обладают серьезными внутренними резервами. Риск является неотъемлемой частью

предпринимательской деятельности. Многие предприниматели, занимающиеся малым и средним бизнесом, во время кризиса вкладывают свои денежные средства в рискованные проекты, которые проще начать именно в это время. Так как на рынке труда существует избыток рабочей силы, а арендные ставки понижаются, некоторые предприниматели рискуют открывать новые направления, так как издержки на начало нового бизнеса в период кризиса могут быть несколько ниже. Таким образом, в период кризиса малый и средний бизнес может не только выжить, но заложить прочный фундамент будущего роста. Можно сказать, что частный бизнес является основой экономики. На экономике страны сказывается то, как быстро предприятия малого и среднего бизнеса справляются с кризисом.

Итак, для современной российской экономики задача развития и поддержки предпринимательства государством является одной из главных.

Выделяют следующие формы поддержки:

  1. создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;

  2. налоговые льготы и послабления;

  3. целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России [19].

В перспективе суть государственной (правительственной) поддержки должна сводиться к выработке конкретных мер по трем направлениям:

  • консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

  • оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

  • оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой должны охватываться создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Таким образом, во второй главе «Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в России» мы рассмотрели роль предпринимательства в экономике страны. Проанализировали существующие проблемы предпринимательства в России. Рассмотрели перспективы развития современного предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, на основании изученного и проанализированного материала можно сформулировать следующие выводы:

Предпринимательством или предпринимательской деятельностью называют инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свои риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Развитие предпринимательства играет важную роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т. д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое. Производственное предпринимательство — это деятельность, направленная на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, сбор, обработку и предоставление информации и т.д., подлежащих последующей реализации потребителям. Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи, выступает как специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги.

Предпринимательство выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней оно развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Малый бизнес – важный сектор экономики, так как предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. Предпринимательский бизнес – это один из основных источников налоговых поступлений, он участвует в формировании бюджетов всех уровней. Малый бизнес в большей степени способствует развитию инновационных технологий.

Можно выделить основные проблемы налоговой системы по отношению к предпринимательскому бизнесу: неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов; постоянно изменяющееся налоговое законодательство; сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения; большие размеры взимаемых налогов и др. Политика государства в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых льгот, улучшение качества принимаемых законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




  1. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности / В. М. Власова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 212 c.

  2. Горфинкель, В. Я., Швандер В. А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление // В. Я. Горфинкель, В. А. Швандер // – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. – 264 с.

  3. Гуськов, С. В. Организация предпринимательской деятельности / С. В. Гуськов. – М.: ИТК Дашков и К, 2007. – 276 с.

  4. Дегтярев, А. В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства / А. В. Дегтярев // Вестник Московского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 38-40.

  5. Козлова, О. Л. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов предпринимательства // О. Л. Козлова // Финансы. – 2009. – № 9. – 134 с.

  6. Красько, В. В. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий. // Бухгалтерский учет. 2009. – 251 с.

  7. Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // А.

Кудрин // Вопросы экономики. 2009. – 196 с.

  1. Липатова, В. А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я. – М.:

МЦФЭР, 2003. – 256 с.

  1. Муравьёв, А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. / СПб.: Бизнес-Пресса, 2008. – 325 с.

  2. Набатников, В. М. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. М. Набатников. – Ростов н/Д: Феникс. 2005. – 256 с.

  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 4006. – 302 с.



  1. Оганян, О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. Оганян // Экономист. – 2008. – №8. – С. 45-51.

  2. Орлов, А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. // Финансовый бизнес. – №8, 2001. – 39 с.

  3. Основы предпринимательства / Под ред. А. С. Пелиха. – Ростов-наДону: Феникс, 2004. – 512 с.

  4. Предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е. Г. Ясина. – М.: Либерал-Миссия, 2009. – 243 с.

  5. Ровенский, Ю. А. Эволюция предпринимательства в России // Ю. А. Ровенский // Социально-политический журнал. – 2006. – № 2. – 73 с.

  6. Савченко, В. Феномен предпринимательства // В. Савченко // РЭЖ. – 2004. – №1-2.– С. 9-10.

  7. Смирнов, С. Поддержка российского предпринимательства. // Вопросы экономики. 2006. – № 7. – С. 14-16.

  8. Хлебников, А. Д. Еще раз о проблемах малого предпринимательства//Ваш налоговый адвокат. – 2007 – № 2. – С. 9-11.