Файл: Что такое приставка Как найти в слове приставку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект урока русского языка в 3 классе

Учитель начальных классов: Чубиркина Ирина Александровна

Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Тип урока: урок введения новых знаний

Пояснительная записка

         Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводится в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г.  На тему «Состав слова» отводится 16 часов.  Данный урок – 6 по теме.

               Данный урок проводится в классе средних возможностей, где использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Актуальность темы:  знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке

Цель:  познакомить  с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.

  2. Учить находить приставку среди других частей слова.

  3. Образовывать новые слова с помощью приставки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

  2. Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

  2.  Научатся находить приставку среди других частей слова;

  3. Образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные :

Познавательные: 

  1. Учащиеся  получат возможность учиться добывать информацию;

  2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

  3. Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;


 Коммуникативные: 

  1. Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

  2.  Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  3.  Аргументировать свою позицию;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

 Регулятивные:

  1.  Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  

  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  3.  Составлять простейший план действий;

  4.  Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся  получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Ход урока:


  1. Организационный момент. Подготовка рабочего места. Приветствие.

Учитель: Все ль внимательно глядят?

Дети: Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

Учитель: На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Дети: Будем мы внимательны,

А еще старательны.

  1. Чистописание. а) каллиграфически красиво пропишите согласные з-с с элементом «петля»; обратите внимание на знак вопроса; б) запишите сочетания букв: о от до по. Что можно сказать об этих сочетаниях букв? К какой части речи можем отнести? (Это предлоги); в) докажем это на примерах, запишите в тетрадях под диктовку: думаю о картине, бежала от собаки, ходил до деревни, рисует под Москвой, гуляют по аллее. Подчеркните глаголы, выделите в них корень. Обратите внимание на знак вопроса.

  2. Актуализация знаний. Блиц – опрос (мозговой штурм устно, фронтально)

  • Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? - Да

  • Может ли слово быть без корня? – Нет

  • У родственных слов одинаковый корень? – Да

  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет

  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да    

  • Предлог пишется отдельно от слова?- Да.

  • Предлог служит для образования новых слов?- Нет.

 

.4. Самоопределение к деятельности

«Кто думает – тот всегда додумает»



-Продолжим урок пословицей. Прочитайте ее.

В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)

Спишите пословицу.

Выделите глаголы . Можно ли их сравнить? Что у них общее? В чем различие?(Появилась часть слова перед корнем, написанная слитно).

Сравните с минуткой чистописания?( Бывает предлог «до», он пишется раздельно).

          Как изменилось значение слов?

Рассмотрим наше дерево. Какие изменения в нем произошли?

Достаточно ли наших знаний для решения проблемы? (Нет). Тогда вы готовы стать исследователями? Вернемся к пословице – девизу урока.

Где появилась новая часть слова?( Перед корнем). Она смогла образовать новое однокоренное слово?(Да)

- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?

- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

- Каких целей должны достичь? (Цели урока узнать, все о приставке, где она находится, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.)

5. Работа по теме урока. Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

Обратите внимание на знак вопроса после слова «достоинства». Нас ожидает работа в парах. Вспомним важное правило.

Вместе не грустно,

Вместе не тесно,

Вместе работать

всегда интересно!

Игра «Замени одним словом» (работа в парах)

  1. Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)

  2. Перестать говорить - … (замолчать)

  3. Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)

  4. Удержать что – то в памяти - … (запомнить)

- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?

- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?

Попробуем составить алгоритм «Как найти приставку»

-Подбери однокоренные слова

-Укажи (выдели) корень

-Отметь часть слова перед корнем – приставку

-Назови приставку.

Физкультминутка

С при – приставкою привстать,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.

Игра « Знания - сила».(
3 варианта по рядам)

- Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас вы увидите глаголы с приставкой. Ваша задача: подбирать антоним к этому слову, изменив только приставку.

1 ряд: Ушёл – пришёл. Отбежал-подбежал. Открыл-закрыл. Принёс-унёс. Вход - выход.

2 ряд: Залез-слез. Заклеил-отклеил. Развязать – завязать. Внести – вынести. Сборка-разборка.

3 ряд: Развернуть – завернуть. Вползти - выползти. Сборка-разборка. Внести – вынести. Подводный –надводный.( Устная проверка с использованием светофоров, выделение частей речи)

6. Первичное закрепление.

Работа с текстом. Поздняя осень

У каждого времени года свое очарование. И даже поздняя осень радует нас небывалыми красками и запахом мокрой листвы.

Тишина. Только слышно, как шелестят слетевшие с деревьев листья. На голых сучьях деревьев свисают крупные капли дождя. Вот одна капля сорвалась с ветки и звонко разбилась о землю. Веселые брызги радостно засверкали в лучах солнца.

Мокрая листва окутала сады и парки. Идешь по дорожке и слышишь, как таинственно шуршат листья под ногами. В маленькой кучке листьев спряталась серая мышь. Она вылезла из уютной норки в поисках припасов.

Скоро наступят холода. Лужи стянутся тонким льдом, а деревья окутает белая пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе. С неба иногда уже слетает первый мокрый снежок.

Чтение текста, определение его типа.Музыкальное сопровождение.

Спишите 1 абзац полностью. Далее дополните его 2-3 предложениями из текста, содержащими признаки описания поздней осени. ( Устное зачитывание минизарисовок).

Обратите внимание на выделенные слова. Как они могут быть связаны с минуткой чистописания.? Сделайте вывод.

Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа с правом выбора задания)

- Используя приставки, образуйте новые слова. Глагол возьмите из орфографической минутки.

Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом, устная, фронтальная)

- Поймайте мяч и назовите  приставку в корне:

Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл. 7. Подведение итогов урока
. (тестирование)

На столе у каждого листочки с заданием.

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  1. Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

4. Чтобы найти приставку в слове, надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова.

9. Рефлексия. 

(на доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!