ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов: Чубиркина Ирина Александровна
Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Тип урока: урок введения новых знаний
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводится в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.
Данный урок проводится в классе средних возможностей, где использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова. -
Учить находить приставку среди других частей слова. -
Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к изучению родного языка. -
Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Развивающие:
-
Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания
Планируемые результаты:
Предметные:
-
На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова; -
Научатся находить приставку среди других частей слова; -
Образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные :
Познавательные:
-
Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию; -
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; -
Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;
Коммуникативные:
-
Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения; -
Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -
Аргументировать свою позицию; -
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
-
Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; -
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; -
Составлять простейший план действий; -
Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Ход урока:
-
Организационный момент. Подготовка рабочего места. Приветствие.
Учитель: Все ль внимательно глядят?
Дети: Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Учитель: На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Дети: Будем мы внимательны,
А еще старательны.
-
Чистописание. а) каллиграфически красиво пропишите согласные з-с с элементом «петля»; обратите внимание на знак вопроса; б) запишите сочетания букв: о от до по. Что можно сказать об этих сочетаниях букв? К какой части речи можем отнести? (Это предлоги); в) докажем это на примерах, запишите в тетрадях под диктовку: думаю о картине, бежала от собаки, ходил до деревни, рисует под Москвой, гуляют по аллее. Подчеркните глаголы, выделите в них корень. Обратите внимание на знак вопроса. -
Актуализация знаний. Блиц – опрос (мозговой штурм устно, фронтально)
-
Слово состоит из предложений? – Нет -
Корень – это главная часть слова? - Да -
Может ли слово быть без корня? – Нет -
У родственных слов одинаковый корень? – Да -
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да -
Окончание служит для образования новых слов? – Нет -
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да -
Предлог пишется отдельно от слова?- Да. -
Предлог служит для образования новых слов?- Нет.
.4. Самоопределение к деятельности
«Кто думает – тот всегда додумает»
-Продолжим урок пословицей. Прочитайте ее.
В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)
Спишите пословицу.
Выделите глаголы . Можно ли их сравнить? Что у них общее? В чем различие?(Появилась часть слова перед корнем, написанная слитно).
Сравните с минуткой чистописания?( Бывает предлог «до», он пишется раздельно).
Как изменилось значение слов?
Рассмотрим наше дерево. Какие изменения в нем произошли?
Достаточно ли наших знаний для решения проблемы? (Нет). Тогда вы готовы стать исследователями? Вернемся к пословице – девизу урока.
Где появилась новая часть слова?( Перед корнем). Она смогла образовать новое однокоренное слово?(Да)
- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (Цели урока узнать, все о приставке, где она находится, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.)
5. Работа по теме урока. Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
Обратите внимание на знак вопроса после слова «достоинства». Нас ожидает работа в парах. Вспомним важное правило.
Вместе не грустно,
Вместе не тесно,
Вместе работать
всегда интересно!
Игра «Замени одним словом» (работа в парах)
-
Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить) -
Перестать говорить - … (замолчать) -
Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать) -
Удержать что – то в памяти - … (запомнить)
- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?
- Сделайте вывод: что такое приставка? Где её место в слове? Как найти приставку?
Попробуем составить алгоритм «Как найти приставку»
-Подбери однокоренные слова
-Укажи (выдели) корень
-Отметь часть слова перед корнем – приставку
-Назови приставку.
Физкультминутка
С при – приставкою привстать,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершать.
Игра « Знания - сила».(
3 варианта по рядам)
- Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас вы увидите глаголы с приставкой. Ваша задача: подбирать антоним к этому слову, изменив только приставку.
1 ряд: Ушёл – пришёл. Отбежал-подбежал. Открыл-закрыл. Принёс-унёс. Вход - выход.
2 ряд: Залез-слез. Заклеил-отклеил. Развязать – завязать. Внести – вынести. Сборка-разборка.
3 ряд: Развернуть – завернуть. Вползти - выползти. Сборка-разборка. Внести – вынести. Подводный –надводный.( Устная проверка с использованием светофоров, выделение частей речи)
6. Первичное закрепление.
Работа с текстом. Поздняя осень
У каждого времени года свое очарование. И даже поздняя осень радует нас небывалыми красками и запахом мокрой листвы.
Тишина. Только слышно, как шелестят слетевшие с деревьев листья. На голых сучьях деревьев свисают крупные капли дождя. Вот одна капля сорвалась с ветки и звонко разбилась о землю. Веселые брызги радостно засверкали в лучах солнца.
Мокрая листва окутала сады и парки. Идешь по дорожке и слышишь, как таинственно шуршат листья под ногами. В маленькой кучке листьев спряталась серая мышь. Она вылезла из уютной норки в поисках припасов.
Скоро наступят холода. Лужи стянутся тонким льдом, а деревья окутает белая пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе. С неба иногда уже слетает первый мокрый снежок.
Чтение текста, определение его типа.Музыкальное сопровождение.
Спишите 1 абзац полностью. Далее дополните его 2-3 предложениями из текста, содержащими признаки описания поздней осени. ( Устное зачитывание минизарисовок).
Обратите внимание на выделенные слова. Как они могут быть связаны с минуткой чистописания.? Сделайте вывод.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа с правом выбора задания)
- Используя приставки, образуйте новые слова. Глагол возьмите из орфографической минутки.
Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом, устная, фронтальная)
- Поймайте мяч и назовите приставку в корне:
Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл. 7. Подведение итогов урока
. (тестирование)
На столе у каждого листочки с заданием.
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
-
Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Чтобы найти приставку в слове, надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова.
9. Рефлексия.
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!