Файл: Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых работ иваново 2018 Содержание.pdf
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Ивановский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Иваново 2018
Содержание
1. Общие требования
5 2. Организация разработки тематики курсовых работ
5 3. Требования к структуре курсовой работы
6 4. Требования к оформлению курсовой работы
7 5. Порядок выполнения курсовой работы
17 6. Оценка курсовой работы
19 7. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
21
ПРИЛОЖЕНИЯ
23
Приложение 1. Образец оформления титульного листа курсовой работы
24
Приложение 2. Образец оформления содержания курсовой работы
25
Приложение 3. Образец оформления частей курсовой работы
26
Приложение 4. Список использованной литературы
28
Приложение 5. Образец оформления иллюстраций и таблиц
30
Приложение 6. Образец задания на курсовую работу
32
Приложение 7. График выполнения курсовой работы
33
Приложение 8. Отзыв на курсовую работу
34
1.
Общие требования
1.1. Курсовая работа является одним из основных видов учебной деятельности и формой контроля учебной работы студентов.
1.2.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплин профессионального цикла, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
1.3.
Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью:
• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным дисциплинам;
• углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
• формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
• формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
• развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• подготовки к государственной итоговой аттестации.
1.4. Курсовая работа выполняется в сроки, определенные учебным планом по каждой специальности.
1.5. Студент самостоятельно выполняет курсовую работу и оформляет всю необходимую документацию. Ответственность за качество, достоверность содержащихся сведений, целиком и полностью лежит на студенте.
2.
Организация разработки тематики курсовых работ
2.1. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом из перечня тем, которые предлагаются преподавателем соответствующей профессиональной дисциплины.
2.2. Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им её целесообразности.
2.3. В отдельных случаях допускается выполнение курсовой по одной теме группой студентов, состоящей не более чем из трех человек.
2.4. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной
(профессиональной) практики студента, а для лиц, обучающихся по очно-заочной
(вечерней) форме - с их непосредственной работой.
3.
Требования к структуре курсовой работы
3.1.
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
3.2.
Структурные элементы курсовой работы реферативного характера:
•
Титульный лист
•
Содержание (оглавление)
•
Введение
•
Основная часть (теоретическая часть)
•
Заключение (выводы)
•
Список использованной литературы
•
Приложения
3.3.
Структурные элементы курсовой работы практического характера:
•
Титульный лист
•
Содержание (оглавление)
•
Введение
•
Основная часть:
- глава 1 (теоретическая часть)
- глава 2 (практическая часть)
•
Заключение (выводы)
•
Список использованной литературы
•
Приложения
3.4.
Структурные элементы курсовой работы опытно-экспериментального характера:
•
Титульный лист
•
Содержание (оглавление)
•
Введение
•
Основная часть:
- глава 1 (теоретическая часть)
- глава 2 (практическая часть)
•
Заключение (выводы)
•
Список использованной литературы
•
Приложения
4.
Требования к оформлению курсовой работы
4.1. Объем курсовой работы
Объем курсовой работы должен быть не менее 15 и не более 35 страниц печатного текста. Приложения в общий объем не включаются.
Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждая новая глава, а также Введение; Заключение; Список использованной литературы и Приложения начинаются с новой страницы.
4.2. Оформление текста
Курсовая работа выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги.
Размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм).
Текст курсовой работы должен быть подготовлен в редакторе Microsoft Word.
Поля (обычные): левое - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см.
Ориентация: книжная.
Шрифт: Times New Roman.
Размер шрифта: - 14.
Междустрочный интервал: 1,5.
Расстановка переносов - автоматическая.
Форматирование основного текста - по ширине поля.
Цвет шрифта - черный.
Красная строка - 1,25 см.
Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений. По всей работе следует выдерживать, принцип единообразия сокращений, т.е. одно и то же слово везде сокращается одинаково, либо везде не сокращается. Например: и др.- и другие, т.е. - то есть, им. - имени. Общепринятые буквенные аббревиатуры (ВОЗ, МКБ, ЛФК и др.) не требуют расшифровки в тексте. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто, повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются.
Обязательным условием курсовой работы должно быть дословное заимствование из литературных (печатных или электронных) научных источников, оформляться должно в качестве цитат со ссылкой на источник.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять закрашиванием корректором и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или черной тушью рукописным способом.
4.3. Нумерация страниц
Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту)
Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц работы.
Номер проставляется внизу посередине листа без точки шрифтом Times New
Roman, №11.
Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
4 4. Оформление заголовков: ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ(Я) набираются жирным шрифтом. Печатаются прописными буквами без подчеркивания. Выравнивание по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно двойному интервалу.
4.5. Оформление титульного листа (см. Приложение 1)
Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
На титульном листе указываются следующие реквизиты:
• полное наименование учебного заведения,
• тема курсовой работы,
• название профессионального модуля, МДК,
• название специальности,
• сведения об авторе работы (фамилия, имя, отчество студента, № курса, группы),
• сведения о руководителе (фамилия, имя, отчество, должность),
• оценка за курсовую работу,
• подпись преподавателя,
• дата сдачи на проверку,
• название города, в котором находится учебное заведение,
• год написания работы (без слова год).
4.6. Оформление содержания (см. Приложение 2)
Содержание размещается после титульного листа.
Содержание должно включать заголовки, имеющиеся в работе: введение, наименование всех глав, параграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений.
Последовательность и формулировка рубрик в содержании должны соответствовать рубрикам курсовой работы.
Названия рубрик не должны дублировать название курсовой работы.
Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы.
В содержании против каждого названия раздела печатается номер страницы.
Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
4.7. Оформление введения (см. Приложение 3)
Введение составляет примерно 10% от общего объема работы (1-2страницы).
Во введении раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
Компоненты научного аппарата («актуальность работы», «цель работы»,
«задачи работы» и т.п.) выделяются подчеркиванием, жирным шрифтом, или курсивом, но не заключаются в кавычки.
Каждый компонент излагается с новой строки.
Например:
Актуальность исследования определяется тем, что ...
Цель исследования:
Предмет исследования:
Актуальность темы исследования (почему это следует изучать?) - это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в различных сферах деятельности в настоящее время.
Определить актуальность темы исследования - значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние ее практического воплощения; определить заинтересованность науки в ее разработке. Это 2-3 предложения, которые анонсируют работу. Важно во введении,
раскрывая актуальность темы, не уйти в раскрытие заявленной проблемы.
С раскрытия актуальности темы начинается «Введение» к курсовой работе.
Например: в современной (какой) медицине особую остроту (актуальность)
приобретает проблема (чего), показать почему (можно дать статистические данные):
внимание медиков практического здравоохранения привлекают вопросы (чего), которые
необходимо решить ... .
Цель исследования (какой результат будет получен?) - это словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы.
Цель работы формулируется с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель курсовой работы скрыта в названии работы. Цель всегда направлена на объект.
Например:
Курсовая работа на тему: «Оценка качества работы среднего медицинского
персонала акушерского отделения ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница».
Цель исследования: провести оценку качества работы среднего медицинского
персонала акушерского отделения ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница».
Задачи исследования (как идти к результату?) - это составные части цели исследования.
Для определения из цели выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь.
Количество задач должно быть не более 3-4.
Каждая задача должна соответствовать своей части в поставленной цели работы и не должна повторять цель или быть шире ее.
Задачи фактически связаны с параграфами курсовой работы. Они формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, провести анализ..., рассмотреть, оценить, охарактеризовать, выявить и т.д.
Перечень рекомендуемых задач:
1.
«На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
2.
«Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
3.
«Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
4.
«Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
С раскрытия актуальности темы начинается «Введение» к курсовой работе.
Например: в современной (какой) медицине особую остроту (актуальность)
приобретает проблема (чего), показать почему (можно дать статистические данные):
внимание медиков практического здравоохранения привлекают вопросы (чего), которые
необходимо решить ... .
Цель исследования (какой результат будет получен?) - это словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге исследовательской работы.
Цель работы формулируется с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель курсовой работы скрыта в названии работы. Цель всегда направлена на объект.
Например:
Курсовая работа на тему: «Оценка качества работы среднего медицинского
персонала акушерского отделения ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница».
Цель исследования: провести оценку качества работы среднего медицинского
персонала акушерского отделения ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница».
Задачи исследования (как идти к результату?) - это составные части цели исследования.
Для определения из цели выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь.
Количество задач должно быть не более 3-4.
Каждая задача должна соответствовать своей части в поставленной цели работы и не должна повторять цель или быть шире ее.
Задачи фактически связаны с параграфами курсовой работы. Они формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, провести анализ..., рассмотреть, оценить, охарактеризовать, выявить и т.д.
Перечень рекомендуемых задач:
1.
«На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
2.
«Определить... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
3.
«Раскрыть... » (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
4.
«Разработать... » (средства, условия, формы, программы).
В курсовой работе практического характера первая задача предусматривает анализ изучаемых проблем по данным литературных источников. Остальные задачи предусматривают выполнение исследовательской части.
Например:
Задачи исследования:
1)
Изучить данные литературных источников по оценке качества работы
среднего медицинского персонала в ЛПУ РФ.
2)
Оценить качество работы среднего медицинского персонала по основным
показателям деятельности терапевтического отделения ОБУЗ «Ивановская ОКБ».
3)
Оценить
удовлетворенность
пациентов
качеством
полученной
медицинской помощи в условиях терапевтического ОБУЗ «Ивановская ОКБ».
4)
Разработать практические рекомендации (на основании полученных
результатов исследования) для деятельности старшей медицинской сестры
терапевтического ОБУЗ «Ивановская ОКБ» по улучшению качества работы среднего
медицинского персонала.
Объект исследования (что будет исследоваться?). Объектом исследования могут быть испытуемые (люди), кабинет(ы), отделение(я), лечебно-профилактическое учреждение(я) и др.
Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.
Иногда могут быть одновременно несколько объектов исследования.
Предмет исследования (как и через что будет идти поиск) зависит от цели исследования и является частью объекта. Предметом исследования может быть деятельность персонала, маркетинговые исследования, школа здоровья, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой, и др.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Например:
Объект исследования: деятельность медицинских сестер терапевтического
отделения ОБУЗ «Ивановская ОКБ».
Предмет исследования: качество работы сестринского персонала.
Методы исследования (как исследовали) выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом работы.
В зависимости от цели и задач исследования отбираются методы: анализ научных текстов (проблемный, сравнительный, критический и др.), обобщение, схематизация абстрагирование, аналогия, классификация, моделирование и т.д.
Например:
Методы исследования: анализ литературных источников.
При изучении практики отбираются другие методы: наблюдения, эксперимента, беседы, опроса и т.д.
Например:
•
Текущее наблюдение.
•
Анкетирование.
•
Тестирование.
•
Статистическая обработка данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного
дало исследование).
Не носит обязательного характера.
Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.
При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить ...; будут способствовать разработке ...; позволят совершенствовать
4.8. Оформление основной части (см. Приложение 3)
В структуре основной части должны быть выделены главы, состоящие из параграфов.
Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать суть их содержания. Названия параграфов не должны повторять названия глав.
Названия параграфов печатаются сразу после названия глав, жирным шрифтом, выравниваются по центру, имеют только первую букву прописную, остальные - строчные.
Между названием главы, названием параграфа и текстом оставляют двойной междустрочный интервал.
Каждый параграф не надо начинать с новой страницы.
Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами.
Номер параграфа начинается с номера главы, затем ставится номер параграфа по порядку, в конце номера точка не ставится (например, 1.2 - второй параграф первой главы).
4.9. Заключение (см. Приложение 3)
Объем заключения составляет около 10 % всего содержания курсовой работы (1-2 страницы).
В заключении последовательно излагаются выводы, содержатся рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.
Примеры оформления заключения:
-
Проанализировав источники по данной теме, мы пришли к выводу
-
Итак, изучив историю вопроса, нам удалось определить основные этапы
развития...
... выделить специфические особенности... и т.д.
-
Материалы данной работы могут быть использованы в ...
-
В дальнейшем, материалы курсовой работы можно использовать как
составную часть выпускной квалификационной работы...
Выводы должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты.
Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Они логически должны вытекать из поставленных задач и соответствовать им по количеству и содержанию. В случае емкой поставленной задачи можно сделать несколько выводов.
Например (см. пример цели и задач):
ВЫВОДЫ
1.
На современном этапе оценка качества работы среднего медицинского
персонала в ЛПУ РФ занимает ведущее место в повышении эффективности
деятельности медицинских учреждений. Оценка качества работы медперсонала
является эффективным способом повышения качества медицинской помощи и улучшения
состояния здоровья населения страны. Методики оценки качества сестринской помощи
существуют, но они не совершенны и требуют доработки.
2.
Оценка качества работы среднего медицинского персонала по основным
показателям деятельности терапевтического отделения ОБУЗ «Ивановская ОКБ»
выявила 100% отсутствие постманипуляционных осложнений у пациентов, 100%
результат отрицательных проб бактериологических исследований у процедурных
медсестер. В работе палатных медсестер за 2017 год при бактериологическом
исследовании воздуха на общую обсемененность и стафилококк выявлен положительный
результат и 2 зарегистрированных случая внутрибольничного кандидоза в 2016 году.
3.
Оценка удовлетворенности пациентов качеством полученной медицинской
помощи в условиях терапевтического отделения ОБУЗ «Ивановская ОКБ» показала, что
пациенты удовлетворены работой медицинского персонала, степень профессионализма
среднего медицинского персонала оценили высоким (62%) и средним (38%), отметили
положительные
этико-деонтологические
качества
(внимание
(72%),