Файл: Влияние нарушений налогового законодательства на экономическую безопасность на примере.pdf
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 организация зависимых элементов; иерархичность – подчиненность в структуре основной системе.
Относительно системы обеспечения налоговой безопасности эти принципы формируются следующим образом:
1) Система налогообложения целостна на всей территории страны, а перечень установленных федеральным законодательством налогов и сборов является закрытым.
2) Структурными элементами системы налоговой безопасности являются: состав и соотношение налогов, сборов, взносов, пошлин и обязательных неналоговых платежей; нормативно-правовое обеспечение функционирования системы налогообложения; единая информационная база в сфере налогового контроля; субъекты налогообложения и их взаимоотношения; объекты налогообложения и налоговые базы; действующие налоговые режимы.
3) Система строится внутри каждого элемента в соответствии с имеющимся законодательством и существующей методологией обозначения роли и места каждого структурного звена.
Несмотря на то, что функции системы налоговой безопасности тесно связаны с функциями налогов, они имеют свои определенные характеристики, такие как:
1) Превентивная функция – защита финансовой системы страны от угроз налоговой и таможенно-тарифной безопасности;
2)
Легитимная функция
– законодательное обозначение и регламентирование работы налоговой и таможенно-тарифной системы;
Следует еще сказать о прогнозной, перераспределительной, административной, контрольной, информационной и стимулирующей функциях. Определение критерия налоговой безопасности основывается на оценке состояния системы налогообложения со стороны устойчивости режима функционирования, и главенствующих процессов, происходящих в экономике, как в форме страны, так и в формате регионов.
13
Таким образом, можно сформулировать основные критерии эффективности системы налоговой безопасности страны и региона [26]:
1) Поддержание необходимого уровня показателей налоговой безопасности при заданных издержках на ее обеспечение с учетом налоговых рисков;
2)Увеличений индикаторов налоговой безопасности (или минимизация уровня налогового риска) при имеющихся издержках на ее обеспечение;
3) Уменьшение величины затрат государства на обеспечение налоговой безопасности, то есть, недопущение допустимого значения налогового риска.
Признаки, определяющие налоговую безопасность, можно классифицировать как количественные и качественные.
Количественные признаки:
1) налоговый потенциал территорий и способность его дальнейшего развития;
2) показатели распределения налоговых платежей между бюджетами различных уровней;
3) величина налоговой нагрузки;
4) уровень таможенной пошлины;
5) уровень затрат государства на администрирование и контроль.
Качественные признаки:
1) стабильность функционирования налоговой системы;
2) результативность системы налогообложения, при которой угрозы внутреннего и внешнего характеры сводятся у минимуму;
3) наличие налоговых стимулов развития производства и предпринимательства, привлечение инвестиций и перехода экономики на инновационный путь;
4) упорядочение налогообложения и таможенного режима с другими странами;
5) наличие налоговых и таможенных стимулов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.
14
В научной и экономической литературе имеется довольно обширное количество показателей экономической безопасности государства. Притом, в нашей стране применяются как новые, так и применявшиеся ранее показатели.
Из них стоит уделить особенное внимание показателям, характеризующим налоговую безопасность. В ходе проведенных ранее Правительством реформ по улучшению работы налоговых органов, эффективность их деятельности существенно возросла. При этом стало необходимым классифицировать и систематизировать индикаторы налоговой эффективности и налоговой безопасности, в связи с увеличение оценочных налоговых показателей.
Показатели можно классифицировать по следующим признакам [26]:
1) По уровню государственного регулирования: а) Макроуровень – показатели в целом по стране; б) Мезоуровень – показатели, характеризующие региональный уровень; в) Микроуеровень
– показатели уровня налогообложения хозяйствующих субъектов и физических лиц.
2) По степени объединения: а) Общие – собираемость налогов, уровень налоговой задолженности, деятельность теневой экономики, структура налогов, соотношение прямых и косвенных налогов; б) Частные – налоговые ставки, внешнеторговые тарифы, величина налоговой базы, налоговых льгот, размер штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах; в) Расчетные – величина налогового бремени, налоговый потенциал показатели эффективности налогового регулирования и другие.
3) По уровню затрат на обеспечение налоговой безопасности: а) Минимальный уровень; б) Оптимальный уровень; в) Максимальный (критический) уровень.
15 4) Показатели налогового риска как оценочной вероятности и тяжести последствий угроз.
В нынешних условиях наибольшее значение имеют не столько эти показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, достижение которых приводит к образованию негативных и порой даже разрушительных последствий в экономической сфере. Так, на основе анализа количественных характеристик уровня безопасного экономического состояния России, с их пороговыми значениями в мире показывает, что по некоторым из них ситуация становится критической.
Характеристика уровня государственного долга, дефицита бюджета основного количества регионов, резкое разграничение в доходах, величина утечки капиталов за рубеж требуют незамедлительных и кардинальных мер.
Становится актуальной задача по разработке пороговых значений, оценочных показателей и индикаторов налоговой безопасности России. Для некоторых налоговых показателей существует необходимость разработки
«коридора», характеризующего безопасную зону. Так как все налоговые доходы формируются в субъектах и регионах страны, то и налоговые показатели должны основываться на региональных аспектах и с учетом следующих принципов отбора [26]:
1) Показатели должны быть привязаны к стратегическим целям развития страны и ее регионов;
2) Показатели должны иметь пороговые значения;
3) Показатели должны быть связаны причинно-следственной связью;
4) Показатели должны быть легко изменяемые в соответствии с изменениями налогового законодательства;
5) Показатели должны показывать эффективность налогового администрирования государства на региональном уровне;
6) Показатели должны характеризовать качественные изменения состояния системы налоговой безопасности и ее системы;
16 7) Показатели должны охарактеризовать признаки регионального развития.
Совокупность применяющихся основных показателей оценки налоговой эффективности представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Оценочные показатели налоговой эффективности [26]
Классификационный признак
Наименование показателя
Критерий сопоставления
Цель
1. Абсолютные статистические показатели функционирования налоговой системы а) налоговые доходы федерального бюджета б) налоговые доходы региональных и местных бюджетов
Неналоговые доходы, расходы бюджета
Определение дефицита или профицита бюджета, измерение инвестиционной привлекательности и др.
2.Относительные статистические показатели а) структура
(удельный вес в общей сумме налоговых поступлений) налоговых доходов всех уровней бюджета
Система налогов
ВВП, ВНП, ВРП
Определение роли конкретных налогов в формировании доходов бюджетов, определение уровней налоговой нагрузки
3. Индикаторы
А) темпы изменения статистических абсолютных и относительных показателей
Б) эластичность показателей
Нормативные значения
Определение тенденций и уровня безопасности: минимальный, оптимальный, критический
4. Частные показатели
А) ставки налогов, тарифов
Б) уровень штрафов
Уровни ставок в других странах
Расчет и сопоставление налоговой нагрузки
5. Показатели налогового риска
А) налоговые расходы
(потери) государства или региона
Б) показатели вероятностно- теоретических методов оценки
Нормативные значения
Определение тенденций и уровня безопасности
6. Показатели результативности налогового контроля
А) коэффициент сокрытия налогов
Б) коэффициент начисления пеней
В) коэффициент выявления ошибок при заполнении налоговых деклараций
Г) коэффициент применения санкций
Д) коэффициент собираемости налогов
Нормативные значения
17
Окончание таблицы 1 7. Показатели эффективности деятельности налоговых органов
А) изменения налогооблагаемой базы
Б) динамика поступления налогов
В) суммы налогов и сборов доначисленные по результатам проверок
Г) удельный вес налогоплательщиков- нарушителей законодательства
Д) количество дел, решенных в судах в пользу налогоплательщиков
Данные за предыдущий период, контрольные цифры
(плановые поступления)
Повышение эффективности налогового контроля
Таким образом, становится понятным, что критерии оценки налоговой безопасности должны основываться на полном анализе налоговых поступлений и платежей во все уровни бюджетной системы, а также должны устанавливать между ними взаимосвязь для дальнейших налоговых реформ с целью обеспечения эффективного налогового управления, планирования и прогнозирования.
1.3 Способы борьбы с уклонением от уплаты налогов в Российской
Федерации
Неправомерное уменьшение налоговой базы влечет за собой негативные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. При этом бюджет может недополучать огромные средства, и тем самым, ему приходится ограничивать себя в расходах. Следствием этого становятся полная или частичная остановка реализации государственных программ, невыплата заработной платы муниципальным работникам, и еще очень много последствий, вплоть до сокращения расходов бюджета.
Политика государства в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов основывается на административной и судебной защите интересов бюджета.
18
Таким образом, можно выделить основные способы при помощи которых государство борется с налоговыми нарушениями [23]:
1) Доктрина «существо над формой».
Доктрина «существо над формой» основывается на том, что юридические последствия сделки обуславливаются ее существом, а не формой, другими словами, важным является характер имеющихся отношений между сторонами, а не название договора.
2) Доктрина «деловая цель».
Данная доктрина заключается в обоснованности сделки, благодаря которой создаются налоговые преимущества, то есть она достигать деловой цели.
3) Право на обжалование сделок налоговыми органами.
Право на обжалование – основное право контролирующих органов, целью которых является борьба с уклонением от уплаты налогов и сборов. Они имеют право на обжалование любых сделок в суде, которые совершаются юридическими или физическими лицами.
4) Презумпция облагаемости.
Презумпция облагаемости гласит, что налогами должны облагаться абсолютно все объекты налогообложения, за исключением тех, которые представлены в законодательстве о налогах и сборах.
5) Заполнение пробелов в налоговом законодательстве.
Принцип основывается на разработке таких поправок к налоговым законам, которые должны полностью ограничить использование налогоплательщиками различных «схем» по уходу от уплаты налогов. В основном, они принимаются на основе анализа контрольной работы налоговых органов.
Налоговые реформы ФНС России свидетельствует об активной борьбе контролирующих органов со «схемами» по уходу от уплаты налогов. Так, с 1 января 2007 года в силу вступили поправки в НК РФ, которые позволили налоговым органам расширить полномочия по сбору и обработке информации.
На сегодняшний день, они имеют право запрашивать сведения о сделках
19 проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).
Так же, в феврале был издан приказ ФНС РФ, направленный на борьбу с
«фирмами-однодневками» и «номинальными» учредителями на первой же стадии регистрации юридических лиц. Этот приказ значительно усложнил регистрацию новых форм деятельности, ведь налоговые органы тщательно стали проверять все документы на их правомерность, проверяют так же адреса регистрации, всех учредителей и директоров по своим базам данных, а иногда и подключают правоохранительные органы, чтобы убедиться в достоверности предоставленных сведений [17].
Сейчас на региональных сайтах ФНС публикуются сведения о недобросовестных контрагентах («фирм-однодневок»), которые сдают нулевые отчетности, или вовсе их не предоставляют. Доступ к этой информации имеют контрагенты, желающие обезопасить себя от попадания в различные «схемы», и тем самым от попадания под уголовную или административную ответственность. Так же, контролирующие органы постоянно пополняют федеральные и региональные электронные базы данных «фирм-однодневок», налоговых схем и так далее. Стоит отметить, что на сегодняшний день разработан программный комплекс, позволяющий автоматически выбирать организации для проверок на добросовестность и исполнение законодательства о налогах и сборах.
Более эффективно стали работать каналы связи между налоговыми органами и банками. Для того чтобы выявить обналичивание денежных средств,
«отмывание» которых происходит за счет фиктивных договоров через «фирмы- однодневки», банки предоставляют налоговым органам всю необходимую информацию о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков.
Кроме того, в ФНС был организован специальный отдел, занимающийся анализом схем уклонения от уплаты налогов и который формирует эффективные методы борьбы с налогоплательщиками, не исполняющими свои обязанности по уплате налогов. В нем работают опытные аналитики, которые способны вычислить и распознать любые схемы. Так же, налоговыми органами часто
20 используются радикальные способы проверки деятельности налогоплательщиков, которые основываются на взаимодействии и обмене информацией между правоохранительными и контролирующими органами.
Налоговые расследования в работе налоговых органов являются самым эффективным способом борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, и схемами, которые они применяют в своей деятельности. В ходе проведенных реформ ФНС России, выездные и камеральные проверки практически стали видами данных расследований. По результатам проведенных проверок, инспектор должен выявить схему, которая используется организацией с целью занижения налоговой базы.
Стоит отметить, что налоговые проверки могут быть проведены на основании жалоб работников или уволенных сотрудников организации, в которой был зафиксирован факт выплаты «черной» зарплаты или же нарушения
Трудового Кодекса РФ. Для того чтобы понять, реальное положение дел, сотрудниками налоговых органов проводится опрос работников, во время проведения налоговой проверки.
Пристальное внимание инспектора, в основном, обращают на так называемые «альтернативные» формы расчета. Под ними подразумеваются векселя, бартер, взаимозачеты, договоры об уступке права требования. Особое подозрение для налоговых органов вызывает ситуация, при которой одна организация покупает у другой вексель и в это же время заключает с ней договор подряда или поставки, причем на ту же сумму, по которой приобретается вексель. Интерес в данном случае вызван подозрением налоговых органов в том, не провела ли организация зачет задолженности, не применяя при это контрольно-кассовую технику. Здесь налоговым инспектором может быть сделать вывод, о том, что покупка векселю неправомерна и совершена с целью сокрытия другой сделки по оплате подрядных работ.
При регистрации любой формы деятельности, налоговые органы начинают тщательную проверку физического или юридического лица на наличие угроз по созданию
«фирмы-однодневки».
Так, при проверке документов,