Файл: Правоотношения по обеспечению социальными пенсиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная настоящим Законом для нетрудоспособных граждан, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Также вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Нетрудоспособным членам семьи граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и социальная, за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.

И еще один момент, касающийся социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения. По общему правилу социальные пенсии выплачиваются в полном объеме, независимо от выполнения пенсионером оплачиваемой работы. Исключение в соответствии с частью 5 настоящей статьи составляет социальная пенсия по старости, назначенная мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам при достижении возраста 60 лет. Гражданам, относящимся к указанной категории, социальная пенсия не выплачивается в период выполнения работы или иной деятельности, во время которой за них уплачиваются страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования.

Глава 2. Объекты права на социальные пенсии.


оциальные пенсии в современном виде введены в России Законом 1990 года, хотя аналоги такой выплаты имелись и в советском праве социального обеспечения. Социальная пенсия – это государственная пенсия, условия назначения и размеры которой предусмотрены статьями 11 и 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Понятие социальной пенсии можно вывести из легальных определений,

содержащихся в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В науке права социального обеспечения предлагается понимать под социальными пенсиями ежемесячные денежные выплаты, финансируемые государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемые нетрудоспособным гражданам, круг которых определен на уровне закона, являющиеся основным или одним из основных источников средств существования пенсионеров1. Некоторые ученые более лаконично определяют данную пенсию, указывая на то, что социальная пенсия – «это выплата, служащая источником средств существования для лиц, не имеющих права на иные виды пенсий»2. С данным понятием социальной пенсии трудно согласиться по двум основаниям: первое, это отсутствие в определении указания на то, что адресатом социальной пенсии являются только нетрудоспособные лица (см. подп.8, п.1 ст.4 Закона о государственном пенсионном обеспечении), а второе – обусловленность права на эту пенсию отсутствием права на иные пенсии (в ст. 11 названного выше закона, закрепляющего условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, такого условия не предусмотрено).

Следовательно, под социальной пенсией следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую в фиксированном размере, которая назначается нетрудоспособным лицам, указанным в законе, с целью предоставления им источника средств существования.

Социальные пенсии являются доказательством реализации в отечественной пенсионной системе принципа всеобщности социального обеспечения, гарантирующего каждому, даже не участвовавшему в общественно полезной деятельности, регулярную помощь со стороны государства в случае наступления нетрудоспособности без доказательства нуждаемости в ней. Между тем, в условиях кризисных явлений, связанных с финансированием пенсионной системы, некоторые правоведы ставят вопрос об ограничении доступа к социальным пенсиям. Например, М.Л. Захаров указывает, что: «право на социальную пенсию не абсолютное право. Во многих развитых странах такая пенсия предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в социальной поддержке (помощи). В Европе таких стран более 20. Опыт этих стран может быть использован и в России. Предоставлять социальную пенсию тем, кто обеспечен и не нуждается в ней, вряд ли целесообразно»1.


Рядом специалистов предлагается ввести «ценз оседлости» для получателей социальных пенсий, установив его, например, в размере 10-15 лет постоянного проживания на территории России. Эта идея соответствует практике многих развитых стран, однако, она нанесет удар по стабильности социального мира сотен тысяч наших граждан, которые, лишившись права на пенсию, не смогут легально прокормить себя, являясь, напомним, нетрудоспособными (престарелыми или инвалидами). В этой связи, реализацию данной идеи следует проводить осторожно, увязывая ее со спецификой субъекта (дети-инвалиды, круглые сироты, инвалиды с детства) и основными тенденциями российской миграционной и социальной политики.

Получателей социальных пенсий насчитывается в нашей стране более 2,9 млн. человек. Среди них преобладают дети-инва­лиды и взрослые граждане, инвалидность которых наступила в детстве2. (см. текст в предыдущей редакции)

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

2) дети-инвалиды;

3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Социальная пенсия может быть трех видов, в зависимости от основного юридического факта, влияющего на нетрудоспособность пенсионера.

Вышеуказанным инвалидам устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

Вышеуказанным детям, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Лицам, достигшим указанного в законе возраста, устанавливается социальная пенсия по старости.

Следует учитывать, что социальная пенсия по старости (гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет - соответственно мужчинам и женщинам) 

, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».


Условия назначения социальных пенсий более жесткие, чем условия назначения страховых пенсий, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению1. В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца и т.д.

Статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан дифференцированно.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере (с 01.04.2016 г., в дальнейшем указанные суммы подлежат ежегодной индексации):

1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 8562 руб. в месяц; предыдущей инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам – 11903.51 руб. в месяц;

2) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), - 9919,73 руб. в месяц; 4)инвалидам III группы -4215,90руб. в месяц. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.


2.1 Виды социальных пенсий и основные их подразделения.

социальная пенсия законодательный

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе111 Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., переработки и дополнения - М., 2009.- С.193.

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина. Поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту. Численность таких получателей пенсий составляет около 2%.