Файл: Разработка инновационного проекта в социальной сфере (Понятие инновационного проекта, функции инноваций).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки инновационного проекта
1.1 Понятие инновационного проекта, функции инноваций
1.2 Порядок разработки и оформление инновационного проекта
Глава 2. Особенности инновационных проектов в социальной сфере России
2.1 Категории и факторы инновационной деятельности в социальной сфере
2.2 Виды инноваций в социальной сфере
Введение
Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития - это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.
Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Становятся актуальными проекты в сфере развития и социальной адаптации детей и подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. Ведь дети - наше будущее, поэтому проекты данной категории всегда необходимы. Сегодня в России огромное количество безнадзорных подростков и детей, нуждающихся в помощи и защите.
Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Обычно инициатором инноваций в социальной сфере выступает государство. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Такие социальные программы выгодны и для бизнеса, они связаны со стратегией его развития и являются осознанными вкладами в управление репутацией компании. Они приносят реальный социальный эффект и в то же время оказывают позитивное влияние на основную деятельность бизнеса. Крупные развитые организации инвестируют значительные средства в проекты социального назначения и таким образом стремятся нести реальную пользу в решении общественно значимых проблем (на уровне местного сообщества или всей страны).
Целью курсовой работы является изучение процесса разработки инновационных проектов в социальной сфере и получение наглядного представления о социальном проекте путем рассмотрения примера.
Задачами являются:
- охарактеризовать понятие инновационного проекта;
- раскрыть значение инновационной деятельности;
- перечислить стадии разработки инновационного проекта;
- рассмотреть особенности инновационных проектов в социальной сфере России;
- назвать факторы инновационной деятельности;
- указать виды инноваций в социальной сфере;
- представить социальный проект "все в наших руках": постановка целей и задач проекта и оценка эффективности реализации проекта.
Глава 1. Теоретические основы разработки инновационного проекта
1.1 Понятие инновационного проекта, функции инноваций
Дословный перевод термина "инновация": "новация" (лат.) - нечто новое, новшество, "инновация" - процесс или результат внедрения новшеств. Если рассмотреть процессуальные компоненты любой деятельности: "потребность" - "мотив" - "цель" - "задача" - "технология" - "действие" - "результат", то, наверное, в наибольшей степени при фиксированном субъекте деятельности (с собственными потребностями, мотивами и целями) инновация может затрагивать технологию деятельности (технология - совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи), то есть содержание, формы, методы и средства деятельности. Поэтому инновационный проект можно определить как проект по изменению технологии деятельности. Как и любой проект, инновационное развитие требует ресурсов для его реализации: финансовых, кадровых, временных и др.
Предметом изменений в процессе реализации инновационных проектов могут быть: содержание и формы деятельности (примеры - изменение ассортиментной и ценовой политики, производство новых видов товаров и услуг и т.п.); средства деятельности (например, переход на новые технологии производства - наиболее типичный представитель инновационного проекта); методы деятельности.
В изменении методов деятельности можно выделить технологический аспект (методы "производства") и организационный аспект - методы управления фирмой и ее изменениями (развитием). Последние как раз и соответствуют организационному управлению инновационным развитием.
Иерархическими уровнями, на которых расположены субъекты, участвующие или оказывающие влияние на инновационное развитие фирмы, являются: собственно фирма, соответствующий муниципалитет, регион и государство. При этом на "нижнем уровне" - в отдельной фирме или организации - можно выделить "производство" и надстроенную над ним иерархическую структуру системы управления.
С другой стороны, субъекты инновационного развития можно сгруппировать следующим образом:
- государство, устанавливающее институциональные условия инновационного развития и стимулирующее его;
- "наука" - как источник инновационных идей и новых технологий;
- "экономика" - как объединение фирм, внедряющих эти идеи и технологии и производящих продукцию и услуги для потребителей.
Обычно выделяют четыре этапа (стадии) жизненного цикла инновации:
фундаментальные исследования (ФИ),
прикладные исследования (ПИ),
опытно-конструкторские разработки (ОКР),
внедрение в производство.
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:
- воспроизводственную;
- инвестиционную;
- стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.
В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях.
Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен "деньги - инновация".
Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
1.2 Порядок разработки и оформление инновационного проекта
Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.
Разработка концепции и идеи проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта.
В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.
Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций.
С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.).
С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.
К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования - выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы ("мозговая атака"; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).
Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта.
Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.
При функциональной структуризации проекта сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения.
Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит "дерево целей". Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.