Файл: Исследовательская работа ученик 5 "А" класса Плякин Захар Сергеевич учитель математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2
Ровеньского района Белгородской области»
«Математика в моей семье»
Исследовательская работа
Выполнил:
ученик 5 "А" класса
Плякин Захар Сергеевич
Руководитель:
учитель математики
Фоменко Ольга Анатольевна
2022
Содержание
1.Введение 3
2. Основная часть 4
2.1. Из истории возникновения математики 4
2.2. Значение математики в жизни человека 4
2.3. Связь математики с профессией столяра 4
2.3.1. История возникновения столярного дела 5
2.3.2. Опрос учащихся 5
2.3.3. Изготовление стула 6
3. Заключение 9
4. Список использованной литературы 10
1. Введение
Я учусь в 5 классе и всегда думал, что математика нужна только для профессий связанных со счётом: продавцам, кассирам, бухгалтерам, экономистам, банкирам и т.д.
Мой папа занимается в свободное время столярным делом. Мне нравится его увлечение, но я никак не мог предположить, что для столяра важно хорошо знать математику. Однажды в разговоре папа сказал мне, что без математики нельзя обойтись никому, и столяру в том числе. И я задумался, так ли это. Я решил найти ответы на вопросы: как связана работа столяра с математикой, и можно ли обойтись без математических вычислений изготавливая какое-либо изделие из древесины.
Поэтому я выбрал тему своего исследования: «Математика в моей семье».
Объект исследования: математика
Предмет исследования: связь математики и профессии столяра
Цель работы определить, нужно ли осваивать школьную программу по математике; выявить, какие математические свойства и вычислительные навыки необходимо уметь применять при конструировании и изготовлении столярных изделий
Задачи:
1) провести опрос учащихся о значении математики в жизни;
2) проанализировать полученные ответы и сделать выводы;
3) изучить литературу и найти информацию;
4) провести эксперимент по изготовлению столярного изделия;
5) по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении гипотезы
Гипотеза: предположим, что изготовление столярных изделий не требует знаний по математике, а значит, необходимости обязательно учить математику нет.
Методы исследования:
-теоретическое исследование;
-социальный опрос;
-наблюдение
2. Основная часть
2.1. Из истории возникновения математики
В книгах об истории возникновения математики я нашел сведения о том, что люди научились считать тогда же, когда и говорить. Появилась математика еще у первобытных народов. Племя инков придумало узелковую письменность или кипу для счета доходам и расходам.
Возникновение и развитие математики благодаря египтянам и вавилонянам произошло, примерно, 3000 лет до нашей эры. До нас дошли древние математические документы – хозяйственные записи вавилонян. Первыми геометрическими открытиями можно считать самые простые понятия, такие как прямая и окружность.
Простейшие вычисления использовались при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления процентов, налогов. В эпоху расцвета строительства необходимо было проводить многочисленные геометрические и арифметические вычисления, рассчитать календарь, чтобы определить сроки работ и праздников.
Математика не родилась сразу. Не так давно люди не знали ни десятичных дробей, ни действий с ними. До начала 17 века математика считалась наукой о числах, величинах, геометрических фигурах. Основной областью ее применения были торговля, счет, астрономия, землемерные работы и немного архитектуры. Позже активное развитие техники и естествознания привели к возникновению новых идей об измерениях, движении.
В 20 веке математика становится основой для разработки компьютерных высокоточных технологий. В математике делаются открытия и сейчас; она, как и другие науки, все время движется вперед и развивается.
2.2. Значение математики в жизни человека
Математика в жизни человека начинается с рождения. Ребёнок только родился, а цифры в его жизни уже звучат: рост, вес, обхват головы, грудной клетки. Малыш растёт, не может выговорить слова «математика», а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчёту игрушек, кубиков.
В школе математика не просто учит нас определённым действиям, а развивает мышление, логику, делает личность целеустремлённее, самостоятельнее.
Математика следует за человеком везде, помогает и делает жизнь намного удобнее. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу.
2.3. Связь математики с профессией столяра
2.3.1. История возникновения столярного дела
С давних времен человек использовал древесину для строительства и изготовления мебели, учился ее обрабатывать и приспосабливать для многих своих нужд. Дерево — весьма прочный и легко обрабатываемый материал. Он весит сравнительно немного, и растут деревья почти везде.
Кроме того, из дерева можно делать не только полезные, но и очень красивые вещи. Оказывается, что задолго до того, как человек научился делать мебель и строить деревянные дома, появились первые художники по дереву. Они вырезали фигурки богов и животных, которые становились оберегами и передавались из поколения в поколение. Кроме того, из дерева изготавливали с древности полезные предметы: копья для охоты, шалаши, посуду и прочее.
Никто не знает, когда был построен первый деревянный дом и кто сколотил первый стол. На уроках православной культуры я узнал, что самым известным плотником в истории человечества был отец Иисуса Христа, и сам Сын Божий занимался этим ремеслом.
Дерево до сих пор ценится как самый экологичный материал. Поэтому профессии, которые имеют отношения к дереву остаются востребованными. К таким специалистам можно отнести и столяра.
2.3.2. Опрос учащихся
Так ли важна математика в столярном деле? Что думают об этом ученики 5 класса?
Чтобы выяснить это, я провёл опрос учащихся 5 класса. Моим одноклассникам была предложена анкета «Математика и профессии». В анкетировании приняли участие 20 учащихся.
Вопросы анкетирования:
Вопросы | Ответы | |
1. Как вы думаете, какие профессии связаны с математикой? | | |
| Да | Нет |
2. Нужны ли столяру математические знания? | | |
3. Можно ли изготовить стул своими руками не зная математики? | | |
По результатам опроса оказалось, что из 20 опрошенных школьников 4 человека считают, что столяру не нужны математические знания, но 16 человек не согласились с этим. Все опрошенные считают, что изготовить стул своими руками не зная математики нельзя. Среди профессий, связанных с математикой 15 человек назвали продавца, учителя, банкира, а 5 человек написали: связаны все профессии.
2.3.3. Изготовление стула
Мы с папой решили выяснить, можно ли изготовить деревянный стул без использования математических знаний.
1. Приготовили древесину. В этом деле необходимо взять доски определённой толщины: не толстые и не тонкие. Надо определить толщину изделия. Производим измерения.
2. Теперь надо правильно прочитать чертёж стула. Для этого необходимо знать единицы длины. Уметь переводить сантиметры в миллиметры и наоборот.
3. Для изготовления деталей изделия, надо не только уметь ровно пилить, но и надо уметь измерять с определённой точностью. Как говориться в известной пословице:"7 раз отмерь, а 1 раз отрежь"
4. Без знания величины углов, тоже не получится изготовить изделие, потому что важно делать надпил под углом 90 градусов.
Т
аким образом, пока мы с папой делали для мамы стул, я повторил единицы длины, соотношение этих единиц, правила перевода из одних единиц в другие, вспомнил правила измерения углов при помощи транспортира и чертежного угольника и многое другое.
Я понял, что столяру никак не обойтись без математики - нужно подсчитать, сколько материала нужно затратить на изготовление какого-либо предмета, каких размеров он должен быть и т.д. Каждому рабочему нужны математические знания.
При работе с деревом, столяр использует меры длин, меры площадей, меры объемов. И не важно, будет это будка для собаки или дом. При расчетах для изготовления любого предмета из дерева, используются основные формулы и правила геометрии: формулы расчета площадей прямоугольника, треугольника. Объемы важнейших геометрических тел - пирамиды, конуса, шара и др. Прежде чем воплотить какой-то проект, нужно понимать, насколько он технологически возможен, надо просчитать все детали.
3.Заключение
Таким образом, математика и столярное дело всегда будут рядом друг с другом. Математика очень эффективно решает любые задачи, связанные с разметкой и обмером в столярном деле. В общем, не зря все-таки говорят, что математика – это царица наук. При грамотном применении решает почти любую задачу.
Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведённого исследования можно сказать, что гипотеза не подтвердилась. Я убедился, что изготовление столярных изделий требует большого объема знаний по математике, а значит, необходимо обязательно учить математику в школе.
4. Список используемой литературы:
-
Волошинов, А.В «Математика и искусство»/ А.В.Волошинов - М.: «Просвещение» 2000 г. -
Ожегов, С.И. Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. - 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИМИ Технология», 2003г. -
Интернет – ресурсы
http: //www.wisdoms.ru/ tsitati_pro_matematiku.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/17891/
http://project.1september.ru/