Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№98. «Птичий двор»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики.
Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему. Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-реку».
№99. «Кто как кричит?»
(См. тему «Домашние животные») В игре используются звукоподражания петуху, курице и цыпленку. №100. «Один - много» (с названиями домашних птиц)
петух - петухи курица - курицы
цыпленок - цыплята
№101. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц. Ход. Взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица.) Ку-ка-ре-ку! Стерегу! (Петух.) Пить-питьпить - воды попить! (Цыпленок.)
№102. «Кто где спрягался?»
(См. тему «Домашние животные») Оборудование: Используется любая игрушечная домашняя птица.
№103. «Разрезная картинка»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.
Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).
Ход. Игра проводиться после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». Речь ребенка активизируют вопросами: «Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т. д.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
№104. «Давай познакомимся»
(проводится аналогично игре из темы «Домашние животные») В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь - это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.
№105. «Помоги маме найти своих детенышей» (проводится
аналогично игре из темы «Домашние животные»)
№106. «Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением диких животных. Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса). Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц).
№107. «Один - много» (с названиями диких животных и их детенышей)
заяц - зайцы лиса - лисы волк - волки медведь - медведи зайчонок - зайчата лисенок - лисята
волчонок - волчата медвежонок - медвежата
№108. «Лисьи прятки»
Цель: упражнять в употреблении предлога за.
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.
Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.
№109. "Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
№110. «В лесу»
Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы. Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?"
№111. «Кого я видел в зоопарке?»
Ребёнок описывает по плану животное не называя его.
План рассказа:
• Кто это?
• Какие части тела у него есть?
• Домашнее или дикое животное? Если дикое, то где живет?
(север, юг, средняя полоса).
• Как называется его дом?
• Чем питается? (травоядное или хищное).
• Как называют детенышей?
• Как животное подает голос?
• Какую пользу приносит?
Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.
№112. «Театр»
Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме. Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка.
Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).
Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
№113. «Кто домашний, а кто дикий?»
Цель: дифференциация домашних и диких животных. Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» («Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.
№114. «Звери заблудились»
На доске картинки с изображением («Дом», «Лес»).
Детям раздаются картинки диких и домашних животных.
Они подходят к доске по очереди.
Образец речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в лесу. Дикое животное».
ВЕСНА
№115. «Что бывает весной?»
Проводится аналогично игре "Что бывает осенью?
№116. «Кораблик»
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки. Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый читает стихотворение А. Барто "Кораблик"
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки За мной по пятам. И просят меня: -
Прокати, капитан!
№117. «Назови ласково» (с существительными данной темы)
снег - снежок вода - водичка ручей - ручеек солнце - солнышко
лодка - лодочка корабль - кораблик
№118. «Разрезная картинка»
Цель: научить складывать картинку из четырех частей, активизировать речь.
Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям).
Ход. Взрослый предлагает щебенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенка вопросами.
ПРОФЕССИИ
№119. «Играем в профессии»
Детям раздаются картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Изобрази, что делает продавец («Взвешивает яблоки»). Если не может изобразить комментирует. Каждая картинка обсуждается.
№120. «Кто что делает?»
Педагог показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.
Лес рубит … Пчел разводит … Трубы чистит … Землю копает …
При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Педагог объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.
Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).
№121. «Назови мамину профессию»
Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».
Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т.д.
№122. «Угадай мою профессию»
Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.
Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.
№123. «Загадки»
Цель: активизировать в речи детей названия атрибутов различных профессий.
Педагог предлагает детям послушать загадки об атрибутах разных профессий.
Например: Куда нос, туда и хвост (иголка);
Дом из жести, а жильцы в нём – вести (почтовый ящик);
Сам пустой, голос густой, дроби отбивает, ребят созывает (барабан);
Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит (поезд);
Тонна в рот земли войдет, если крот разинет рот (экскаватор);
Наведи стеклянный глаз, щелкнешь раз – и помнит вас (фотоаппарат); Пища моя сладкая, а мщение ужасно (пчёлы, мёд); Без языка говорит, без ушей слышит (телефон).
Отобрав картинку-отгадку, ребёнок называет соответствующую профессию.
Например: фотоаппарат – фотограф, улей – пчеловод и т.д. Детям предлагается выучить наизусть несколько загадок.
№124. «Писатель» План рассказа:
• Что это за профессия?
• носят ли люди данной профессии форменную одежду? Если да, то какую?
• Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать? (Назвать атрибуты профессии).
• Мужская, женская или общая эта профессия?
• Люди этой профессии работают на улице или в помещении?
• С кем или с чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?
• Что делают люди данной профессии?
ТРАНСПОРТ
№125. «Чудесный мешочек»
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.
Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые - людей.
№126. «Покатаем в машине игрушки»
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.
Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?» Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д.
№127. «Один - много» (с существительными по теме) машина - машины грузовик - грузовики колесо - колеса кабина - кабины фара — фары груз - грузы пассажир - пассажиры
№128. «Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
№129. «Выложи грузовую машину»
Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.
Оборудование: Два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат.
Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает грузовик из геометрических фигур. Взрослый активизирует речь малыша вопросами: "Какую фигуру возьмешь сначала? Что это будет у машины? Какие фигуры положишь потом? Чего еще не хватает?" Если ребенок затрудняется, взрослый сам комментирует все действия.