Файл: Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по дисциплине Физическая культура для студентов i курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»


Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся

по выполнению контрольной работы

по дисциплине «Физическая культура»

для студентов I курса

специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Группы 211-2022

Заочная форма обучения

Ангарск, 2022



Одобрено

Дисциплинарной цикловой

комиссией профессиональных модулей по преподаванию в начальных классах

Протокол № __

от «__» ______________2022 г

Хорликова С.А. __________

Ф.И.О. Подпись


Составлена в соответствии с требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 44.02.01

«Дошкольное образование»


Автор составитель: Терещенко Э.П. преподаватель физической культуры.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ОГСЭ.06)1
Пояснительная записка
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи. Умение строить учебно-воспитательный процесс на основе учета закономерностей развития ребенка, возрастных индивидуально-типологических особенностей организма, с учетом индивидуальной реакции организма на нагрузку позволяют учителю гармонично развивать ребенка средствами физической культуры.

Естественнонаучной основой курса «Физическая культура» являются дисциплины психолого-педагогического цикла: психология, педагогика, анатомия, общая и спортивная физиология, гигиена.

Цель дисциплины сформировать у студентов устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к здоровью, целостно развивать физические и психические качества, творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни.


Задачи дисциплины:

  1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни.

  2. Совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов.

  3. Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с различной функциональной и социально ориентированной направленностью.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта;

  • возрастно-половые закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

  • методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

  • методы организации комплексного контроля в физическом воспитании.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи физического воспитания различных групп населения;

  • владеть технологией обучения двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;

  • планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;

  • оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;

  • осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методов.


Итоговой формой контроля является контрольная работа.
Содержание дисциплины

Введение

Дисциплина «Физическая культура». Содержание дисциплины, связь с другими дисциплинами учебного плана. Учет успеваемости по дисциплине «Физическая культура».

Раздел I. Теоретические основы



Тема 1.1. Урок физической культуры – основная форма организации занятий в общеобразовательной школе.

Техника безопасности во время занятий физической культурой. Формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательной школе. Содержание школьной программы по предмету «Физическая культура» для I-IV классов. Структура урока физической культуры. Основные требования по технике безопасности при проведении занятий в спортивных залах и на открытых площадках. Общие гигиенические нормы и требования к спортивным сооружениям.
Тема 1.2. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья занимающихся

Сущность понятия «здоровый образ жизни», его составляющие. Основные группы факторов ЗОЖ. Режим дня школьника. Влияние физической культуры на здоровье занимающихся.
Тема 1.3. Роль внеклассных мероприятий в формировании здоровья школьников.

Формы организации физического воспитания школьников. Общая характеристика внеклассных форм организации занятий школьников. Порядок их проведения и судейство.
Тема 1.4. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самоконтроль в процессе физического воспитания. Формы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Контроль за организмом во время физической нагрузки. Предельно допустимые границы нагрузки. Требования к организации самостоятельных занятий. Показатели ЧСС в нагрузке и в покое. Виды закаливания. Правила организации закаливания.
Тема 1.5. Правила питания при занятиях физическими упражнениями

Организация питания в период занятий. Рацион питания, состав пищи. Требования к соблюдению режима питания до занятий.

Тема 1.6. Проведение однодневных туристических походов, туристических слетов

Требования к проведению туристических походов, слетов. Нормативные документы. Определение маршрута, распределение обязанностей. Техника безопасности во время проведения однодневных походов, туристических слетов. Требования к установке палатки, разведению костра, разбивки бивака. Общие требования по экипировке, сбору рюкзака.
Тема 1.7. Влияние занятий в тренажерном зале на организм и здоровье занимающихся

Техника безопасности при проведении занятий в тренажерном зале. Значение общефизической подготовки. Влияние тренажеров на укрепление мышц. Методика проведения самостоятельной работы при занятиях на тренажерах. Дозирование нагрузки, общие признаки утомления. Контроль организма во время проведения занятий (ЧСС, внешние признаки, самочувствие). Гигиенические требования к организации занятий в тренажерном зале.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Проанализируйте содержательный компонент школьной программы по физической культуре для учащихся 1-4 класса.

  2. Назовите основные требования по технике безопасности на уроках физической культуры.

  3. Раскройте понятие «здоровый образ жизни».

  4. Раскройте значение физической культуры в жизни детей младшего школьного возраста.

  5. Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки внеклассных мероприятий.

  6. Раскройте роль и значение физической культуры в профилактике заболеваний.

  7. Расскажите о рационе питания при активных занятиях физическими упражнениями.

  8. Раскройте требования к выбору маршрута для учащихся I-IV классов. Назовите продолжительность переходов и привалов в однодневном пешем походе для учащихся I-IV классов.

  9. Охарактеризуйте правила занятий в тренажерном зале.


Раздел II. Практическая деятельность

Тема 2.1. Подвижные игры.

Задачи и последовательность использования игрового материла программы. Место различных игр на уроке физической культуры. Воспитательная работа при проведении игр. Необходимые условия организации и проведения игр. Инвентарь, используемый при проведении игр.

Организация детского коллектива для игр. Дозировка игр. Игры в различных частях урока. Сочетание игрового материала с другими видами упражнений на уроке. Вариантность игр. Группировка игр по двигательному содержанию.

Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Тема 2.2. Гимнастика с элементами акробатики

Влияние физических упражнений, входящих в раздел гимнастики, на организм занимающихся. Сведения о режиме дня и личной гигиене.

Основные физические упражнения. Воспитательное и образовательное значение гимнастических упражнений. Эстетические требования к выполнению физических упражнений. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.

Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Тема 2.3.Методика обучения гимнастическим упражнениям

Освоение строевых упражнений. Задачи и последовательность обучения.


Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Задачи и последовательность обучения. Использование различных исходных положений для усложнения и упрощения упражнений.

Освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Задачи и последовательность обучения. Особенности руководства выполнением упражнений. Место упражнений в уроке. Использование набивных и надувных мячей, малых резиновых, теннисных, самодельных, их раздача и сбор.

Освоение навыков упражнений с палками. Основные положения с палкой. Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Освоение навыков упражнений для формирования осанки. Задачи и последовательность обучения. Особенности проведения этих упражнений с детьми. Индивидуальный подход к использованию упражнений.

Освоение навыков акробатических упражнений. Задачи и последовательность обучения, необходимое оборудование. Методы организации учащихся при обучении акробатическим упражнениям.

Освоение навыков танцевальных упражнений. Задачи и последовательность обучения. Значение танцевальных упражнений для эстетического воспитания учащихся.

Освоение навыков лазанья. Задачи и последовательность обучения. Оборудование и инвентарь.

Освоение навыков упражнений в равновесии. Задачи и последовательность обучения. Оборудование и инвентарь. Методы проведения упражнений в равновесии.

Освоение навыков переползания. Задачи и последовательность обучения. Методы организации учащихся при проведении упражнений в переползании.

Освоение навыков висов и упоров. Задачи и последовательность обучения. Необходимые условия для упражнений в висах. Упражнения в упоре лёжа и стоя на коленах и упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке.

Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Тема 2.4. Легкоатлетические упражнения

Особенности влияния занятий лёгкой атлетикой на организм занимающихся, требования к организации и проведению занятий по лёгкой атлетике.

Освоение навыков ходьбы и бега. Задачи и последовательность обучения. Осанка при ходьбе и беге. Сочетание ходьбы и бега с построениями и перестроениями. Ходьба и бег в играх.

Освоение навыков прыжков. Задачи и последовательность обучения различным прыжкам. Меры предупреждения травм, страховка, требования к обуви учащихся. Методы организации учащихся при проведении различных прыжков. Прыжки в играх.