Файл: Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по выполнению контрольной работы по дисциплине Физическая культура для студентов i курса.doc
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Освоение навыков метания. Задачи и последовательность обучения. Необходимые условия для проведения упражнений в метании. Связь метаний и упражнений с мячами.
Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Тема 2.5. Лыжная подготовка
Особенности влияния занятий лыжной подготовкой на организм занимающихся. Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение лыжной подготовки. Условия для занятий лыжной подготовкой (температура воздуха, состояние снега, одежда и обувь занимающихся, требования к местам занятий и инвентарь). Организация детей при проведении занятий. Индивидуальный подход при обучении учащихся. Ознакомление с материальной частью (лыжи, палки, хранение лыж и уход за ними). Освоение техники лыжных ходов.
Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Тема 2.6. Плавание
Значение плавания. Правила поведения учащихся во время занятий плаванием. Гигиенические правила во время купания и занятий плаванием. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения на суше и в воде.
Методический разбор с выполнением на практических занятиях, страховкой, устранением ошибок по программе I-IV классов.
Контрольная работа
Каждый студент выбирает для выполнения один из десяти вариантов контрольных работ и выполняет задания в печатном виде.
Первое задание включает теоретические вопросы, которые носят обобщающий характер и предполагают четкий ответ как результат анализа изучаемой литературы. При выполнении данного задания необходимо исключить механическое переписывание материала учебника.
Второе задание предполагает выбор содержания из нормативных документов и использование специальной терминологии. Оно имеет более высокий уровень сложности, требует определенной глубины знаний, умения анализировать материал, использовать терминологию, учитывать возрастные особенности учащихся.
Третье задание представлено проблемными ситуационными задачами, которые требуют умений применять теоретические знания на практике, способствуют развитию профессионального интереса и творческого мышления.
Требования к контрольной работе
-
Полнота раскрытия вопроса, его обоснованность, системность. -
Умение устанавливать причинно-следственные связи. -
Умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, при изложении фактов использовать теоретические знания. -
Умение завершать рассматриваемый вопрос выводами, обобщениями. -
Использование в контрольной работе научных терминов.
Контрольная работа 1
Вариант 1
Задание 1. Описать простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
Задание 2. Легкая атлетика. Описать технику беговых упражнений (кроссовый бег, бег на короткие, средние и длинные дистанции), высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование;
Задание 3. Составить эстафеты с элементами легкой атлетики без инвентаря (8-10 шт)
Вариант 2
Задание 1. Описать методику составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
Задание 2. Описать технику прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжков в высоту способами перешагивания, «ножницы»,;
Задание 3.Составить эстафету с элементами легкой атлетики с инвентарем (8-10 шт)
Вариант 3
Задание 1. Описать виды массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении.
Задание 2. Описать виды лыжных ходов.
Задание 3. Составить эстафеты по разделу лыжная подготовка.
Вариант 4
Задание 1. Составить физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения
Задание 2. Составить 2 комплекса упражнений для профилактики профессиональных заболеваний
Задание 3. Составить подвижную игру с элементами футбола и волейбола (по 2 на каждый вид)
Вариант 5
Задание 1. Составить комплекс утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Задание 2. Гандбол.Перемещение и остановки игроков.Техника нападения.
Задание 3. Составить подвижную игру или эстафету с элементами футбола и гандбола.
Вариант 6
Задание 1. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
Задание 2. Составить технику безопасности обучающихся при проведении спортивных игр в зале.
Задание 3. Составить эстафету с элементами футбола и баскетбола.
Вариант 7
Задание 1. Составить индивидуальную оздоровительную программу двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Задание2. Составить 2 комплекса дыхательной гимнастики с использованием современных методик.
Задание 3. Составить эстафету с элементами волейбола (8-10 шт).
Вариант 8
Задание1. Описать методику ведения личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).
Задание 2. Описать правила оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде.
Задание 3. Составить эстафету с элементами волейбола (8-10 шт).
.
Образец выполнения контрольной работы 1
Задание 1. Раскройте понятие «Осанка», определите критерии гармоничной осанки.
Осанка – это особенность состояния нашего тела в положении не только стоя, но и сидя, лежа и при ходьбе. Осанка – это не что-то застывшее, а нечто живое и индивидуальное. Она изменяется в зависимости от размеров тела, силы мускулов, настроения человека и его привычек.
Двигательный образ человека обусловлен воздействием силы тяжести. Человек подвергается ее действию всегда – сидит ли он, лежит или стоит. Важно то, как он реагирует на действующие извне силы.
По осанке, а часто просто по силуэту мы можем узнать человека. Ортопеды, определяют осанку как остановленное движение, то есть считают, что осанка является активным выражением состояния организма, это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, в своей жизни, к самому себе.
Критериями «гармоничной осанки» служат:
1. Оптимальная статика туловища относительно вертикали.
2. Отсутствие осевого «скручивания» и паравертебральной асимметрии туловища.
3. Горизонтальное расположение плечевого и тазового поясов.
4. Отсутствие фронтальных отклонений осевой линии позвоночника.
5. Сбалансированность физиологических изгибов позвоночника по глубине, протяженности и их величина соответствующая норме.
Осанка, близкая к гармоничной, называется нормальной. Нормальная осанка имеет следующие признаки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные надплечья, лопатки; практически горизонтальная линия ключиц; одинаковые треугольники талии (те «окошки», что образованы контуром талии и опушенных рук); симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльев таза;
вертикальное направление линии остистых отростков позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до копчиков пальцев); симметричное расположение и правильная ориентация лопаток в трех плоскостях.
Задание 2.Раскройте гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр для младших школьников.
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве играми они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах.
Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.
Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.
Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.
Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.
Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.
Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными.
Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время (с учетом погоды) способствуют закаливанию детей.
В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.
Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.
Подвижные игры могут быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков на площадке во время прогулки (при продленном дне), дома после прихода из школы и по окончании приготовления уроков.
В младших классах школы желательно проводить игры в виде физкультпауз во время урока, так как детям 7—8 лет быть в напряжении в течение 40 мин, особенно на последних уроках учебного дня, очень трудно. Короткая подвижная игра с детьми в классе у парт переключает работу нервных центров, дает возможность отдохнуть (затормозить возбужденные нервные центры) и активизировать мышечную деятельность.
Задание 3. Спланируйте комплекс имитационных упражнений в движении для учащихся IV класса.
Имитационные упражнения в движении | ||
Название упражнения | Дозировка | Организационно - методические указания |
«Чаща» | 0,5 круга | Руками, дугами наружу отодвигаем ветки кустов |
«Переправа по бревну» | 0,5 круга | Ходьба по скамейке, ногу ставить сверху, на все стопу |
«Подъём в гору» | 0,5 круга | Ходьба на степах. Спину держать прямо |
«Преодоление завала» | 0,5 круга | Очередность выполнения: голова, туловище, ноги |
«Сбор ягод и грибов» | 0,5 круга | Наклон вперед выполнять поочередно, давить на пятки, ноги в коленях не сгибать |
«Прыжки по кочкам» | 0,5 круга | Ногу ставить на кочку (мяч) сверху, приземляться мягко |
Список литературы
Основная литература
-
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1990. -
Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М., 1988. -
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: ФиС., 1986 -
Железняк Ю.Д., Слунский А.Н. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989. -
Никондорова Н.Д. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1998. -
Максименко В.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999 -
Матвеев А.П., Новиков А.Д. Общие основы теории и методики физического воспитания. – М.: ФиС, 1967. -
Мейксон Г.Б., Любомирский Н.Е. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1989. -
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001. -
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -
Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1989. -
Шиян Б.М., Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания. – М.: Просвещение, 1989.