Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы деятельности спортивной организации
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
1.2 Особенности управления спортивными организациями
2. Анализ деятельности спортивной организации ЦСКА
2.1 Общая характеристика спортивной организации
Введение
Любая организация представляет собой сложный механизм, который функционирует в окружающей его внешней среде, а на сегодняшний день анализ факторов, которые формируют стратегию компании, имеет огромное значение для всех без исключения компаний. Каждая фирма на протяжении своего существования, своей работы взаимодействует со средой и её составляющими частями. Предприятию просто необходимо в условиях чрезвычайно динамичной и неопределённой внешней и внутренней среды в целях выживания и дальнейшего развития приспосабливаться к изменениям, при этом активно формируя своё будущее.
Создавшиеся сегодня социально-экономическая обстановка, конкуренция на рынке досуговых и культурно-массовых услуг, к которым можно отнести спортивно-зрелищные (спортивные соревнования) и физкультурно-оздоровительные услуги, пока имеют не совсем достаточное финансирование и диктуют свои условия для существования бюджетных спортивных организаций.
Данная ситуация подталкивает бюджетные спортивные организации зарабатывать деньги своими силами, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с чем, сегодня все чаще местные органы власти перед руководителями (менеджерами) бюджетных физкультурно-спортивных организаций (спортивных школ, команд, клубов по видам спорта и пр.), ставят задачу существования не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет привлечения внебюджетных источников.
Для эффективной работы и точного, правильного функционирования предприятия необходимо тщательным образом изучать внешнюю среду и быть готовым к её изменениям, такое исследование состоит в определении угроз и возможностей для фирмы.
Объект исследования — спортивная организация ЦСКА.
Предмет исследования — совокупность информации о результатах деятельности объекта исследования.
Цель работы — анализ деятельности спортивной организации на примере ЦСКА.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы деятельности спортивной организации;
- проанализировать деятельности спортивной организации ЦСКА;
- рассмотреть мероприятия, направленные на эффективность деятельности организации.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
В первой главе описываются основные теоретические основы деятельности спортивной организации: во-первых, роль спорта в жизни человека и его взаимосвязь с экономикой России, во-вторых, особенности предпринимательства в спорте.
Вторая глава содержит анализ деятельности организации: дана общая характеристика спортивной организации ЦСКА, проанализирована основная спортивная работа организации, определены мероприятия для дальнейшего развития и совершенствования деятельности организации.
В заключение работы сделаны выводы по проведенным исследованиям и анализу.
1. Теоретические основы деятельности спортивной организации
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
Общество представляет собой своеобразный сложный организм, где все элементы находятся в тесном взаимодействии, и от деятельности которых зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. Чтобы успешно выполнять общественные функции индивиду необходимо пройти через, так называемый, процесс социализации, где реализуется взаимодействие личности и общества.
Прежде всего, необходимо отметить, что процесс социализации носит двусторонний характер - с одной стороны, он представляет собой усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Таким образом, социализация является неотъемлемым процессом в жизни каждого человека. Наряду с другими факторами, влияющими на процесс социализации, немаловажным является спорт.
Будучи мощным социальным феноменом, спорт пронизывает все уровни нашего общества и оказывает влияние на различные сферы жизнедеятельности современного социума – национальные отношения, деловую жизнь, образ жизни, общественное положение, этические ценности.
Поскольку к настоящему моменту взаимосвязь между спортом и обществом носит очевидный характер, все больше возрастает интерес к проблемам социализации в спортивной области. Исследования в области социологии спорта продемонстрировали, что в сравнении с другими видами деятельности спорт в большей степени включает в себя специфические социальные отношения, где можно выделить и агентов процесса социализации, и определенные поведенческие модели и т.д..
В рамках спортивной деятельности человек взаимодействует с людьми, которые обладают схожими с ним интересами. В то же время, будучи участником той или иной специфической группы, индивид под влиянием подстраивается под установленные в этой группе нормы поведения, а также в ходе имитации и идентификации принимает определённые социальные роли. Спортивная деятельность воспроизводит главные механизмы формирования личностных характеристик индивида и, таким образом, включает его в социальные группы, различного рода организации и т.д.
Спортивный фактор в процессе социализации имеет высокую значимость, поскольку способствует формированию не только межличностных навыков, но и достижению высокого статуса в обществе, а также облегчает освоение культурных ценностей.
Помимо прочего, спортивная деятельность способствует моральному и этическому развитию человека, приобщению его к гуманистическим ценностям. Спорт всесторонне развивает индивида, формируя определенный жизненный стиль. Физическая культура играет существенную роль в формировании личности также потому, что многие жизненные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет человеку нарабатывать для себя необходимый для успешного функционирования в обществе опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Несмотря на то, что задача социализации заключается в том, чтобы обеспечить непрерывный личностный рост индивида, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование, необходимо помнить, что она не всегда бывает успешной. В силу своей специфичности спортивный фактор как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации. Эффективность спорта в процессе социализации и воспитания индивида можно проследить на примере профессиональных спортсменов. В результате своей деятельности
они обретают такие качественные личностные характеристики, как высокий показатель труда в шкале основных жизненных ценностей, повышенная целеустремленность, профессиональная мобильность, коммуникабельность, волевые навыки, быстрота реакций, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Кроме того, «рассчитывать на самого себя». В процессе социализации спортсмен, подобно другим индивидам, проходит две главные стадии:
1. Первичная социализация, которая включает в себя разного рода межличностные отношения (тренер и спортсмен)
2. Вторичная социализация, подразумевающая область социальных отношений (спортсмен и федерация по виду спорта).
Важно отметить, что в рамках первичной социализации агент способен выполнять множество функций – так, тренер может выступать и как администратор, и как учитель, и как воспитатель. На следующей стадии индивид выполняет лишь одну-две роли.
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева связывает стадии социализации профессионального спортсмена с этапами развития его спортивной карьеры и предлагает следующую классификацию:
1. Включение субъекта в спортивную деятельность.
2. Занятия детско-юношеским спортом.
3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
В то же время, профессиональных спортсмен, подобно другим индивидам, в процессе социализации испытывает на себе влияние факторов, которые могут негативно сказываться на нем. Это, прежде всего, коммерциализация спорта, ранняя специализация, погоня за медалями и победа любой ценой, слабая организация воспитательного процесса и т.д..
Развитие физической культуры и спорта представляет собой одно из важнейших составляющих социальной политики любого государства. Будучи наименее затратным и, в то же время, наиболее результативным методом морального и физического оздоровления населения, спорт несет в себе огромный социальный потенциал, который необходимо реализовывать для процветания России.
К сожалению, на сегодняшний день существует немало проблем в отношении государственной политики и спорта – ненадежная правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта, недостаточная пропаганда здорового образа жизни и ценностей спорта в средствах массовой информации, отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов и т.д..
Тем не менее, одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. А это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости в разработке единой стратегии различных ведомств и министерств по улучшению условий в данной сфере.
Положительное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему любого государства не исчерпывается перечисленными выше факторами. Необходимо также подчеркнуть и то обстоятельство, что в последние десятилетия бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности. В нашей стране и за рубежом создается множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.
В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации – фитнеси шейпинг-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга, рукопашного боя и т.д. Другой составляющей спортивного бизнеса является профессиональный спорт – профессиональные клубы, лиги и федерации, действующие на основе самофинансирования и получающие доходы за счет рекламной, издательской деятельности, продажи прав на телеи радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и иной коммерческой деятельности.
Кроме того, современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радиои телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.п.) и бизнес на спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, тренажерные залы, спорткомплексы).
По своей сути бизнес очень похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежит соревновательность и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, самовыразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы. Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга.
Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства.
Правительство, таким образом, получает за счет развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:
- в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ федерального и местного уровня;
- в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой оздоравливается население и создаются новые рабочие места;
- снижается потребление алкоголя и табака, уровень преступности;
- за счет спортивного бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Необходимо отметить, что спорт, как социально-экономическое явление, представляет собой совокупность большого количества спортивных организаций и организаций индустрии спорта. Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурно-спортивная организация определена как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Однако такого определения для описания экономических отношений в сфере спорта является недостаточным.