Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом 5 пожарноспасательной части 2 пожарноспасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления мчс россии по Новгородской области по предмету Пожарн.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника отряда – начальник 5 ПСЧ 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Новгородской области
майор внутренней службы
М.П. Речич
«28» апреля 2023 года
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом 5 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Новгородской области по предмету
«Пожарно-тактическая подготовка, дневные и ночные ПТЗ»
на 01,02,03,04 мая 2023 года.
Тема №19: Основы тушения лесных пожаров.
Вид занятия: теоретический. Отводимое время: 1 учебный час.
Цель занятия: изучить с личным составом основы тушения лесных пожаров
Литература, используемая при проведении занятия:
-
Приказ МЧС России от 16.10.2017г. №444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» -
Приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61779) -
Методика тушения ландшафтных пожаров (утв. МЧС России 14 сентября 2015 г. N 2-4-87-32-ЛБ) Л.А. Беляев.
Развернутый план занятия:
Собрать личный состав, проверить по списку. Объявить тему и цель занятия. Озвучить основные и наиболее важные моменты занятия- 5 минут.
1.Учебный вопрос №1 Виды лесных пожаров. – 10 минут.
Лесно́й пожа́р — стихийное, неконтролируемое распространение огня по лесным площадям.
Лесные пожары бывают трех видов:
1) низовой (90% всех случаев) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;
2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Верховые и низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые. При беглом пожаре огонь передвигается с большой скоростью. При беглом верховом пожаре пламя распространяется главным образом с кроны на крону, оставляя иногда целые участки не тронутого огнем леса. При устойчивом верховом пожаре огнем охвачены не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес – от почвенного покрова до вершин деревьев. При устойчивом низовом пожаре отмечается медленное горение не только травы, опавших листьев, хвои, но и пней, валежника, нижней части стволов.
По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.
Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений.
Для уменьшения риска возникновения пожаров огромное значение имеет соблюдение установленных правил пожарной безопасности. В период уборки урожая нельзя зажигать стерню на лугах и полях; разводить костры ближе 200 м от края поля, на участках поврежденного леса, под кронами деревьев, в хвойных молодняках, на лесосеках, торфяниках. Запрещается бросать в лесу горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные бензином или керосином обтирочные материалы.
Если вы решили разжечь костер, то надо знать, как правильно это сделать. С некоторым набором правил учеников начальной школы знакомят в курсе "Окружающий мир".
В учебнике О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" для 4-го класса при изучении темы "Лесные богатства" рассказывается о главной беде леса – пожаре.
В учебнике А.А. Плешакова и Е.А. Крючковой "Мир вокруг нас" для 4-го класса при изучении темы "Леса России" детям дана памятка "Как разводить костер".
В альбоме-задачнике "Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным" для 3-го класса детям дается краткая информация о лесных пожарах. А в альбоме-тетради для 4-го класса есть специальная вкладка для создания книжки-малышки "Учимся правильно разжигать костер".
Если этих пособий у вас под рукой не оказалось, а дети интересуются тем, как правильно развести костер, возможно, вы найдете в библиотеке энциклопедию для детей "Личная безопасность". В статье "Гори, костер, гори..." вы найдете много советов о разведении костров, узнаете об устройстве костров. Для тех, кому предложенная литература недоступна, постараемся кратко изложить материал в виде памятки "Как разводить костер".
1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костер под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся ямке.
6. Нельзя разжигать костер зажигалкой.
7. Обязательно наблюдайте за горящим костром!
8. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать песком, а снятый дерн положить на место.
Учебный вопрос №2 Организация тушения лесных пожаров – 25 минут
Силами, призванными обеспечить своевременное тушение лесных пожаров на территории лесхозов, являются:
•службы лесной охраны, за работниками которой закреплены участки леса временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон в помощь охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу
•пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные специальной лесопожарной техникой и средствами автотранспорта.
• резервные пожарные команды, специально организованные из производственных рабочих и служащих лесхозов с прикрепленными к ним производственной техникой средствами транспорта и мелким пожарным оборудованием и инвентарем (лопаты метла и т.д.).
• оперативные отделения без авиационной охраны лесов с имеющимися в их составе парашютами авиадесантными пожарными командами и Механизированными отрядами.
В случае, когда быстрая ликвидация возникающих лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожара на большие площади, для тушения привлекаются население, пожарная техника и транспортные средства местных предприятий, организаций и учреждений, а при необходимости и невоенизированные формирования субъектов Российской Федерации краев и областей.
Разведку пожара производят: руководители команд, групп, участков (РТП); авиаподразделения; работники лесной охраны.
Для проведения разведки используют: вертолеты, лесные вездеходы; мотоциклы; автомобили; катера и пр.
При разведке пожара устанавливают:
-вид, скорость и площадь пожара;
-наиболее опасное направление распространения пожара по фронту, флангам(угрозу распространения на населенные пункты, торфопредприятия т. п.;
-наличие препятствий для распространения пожара (реки, озера, сырые
лощины);
-возможность усиления или ослабления пожара вследствие особенностей лесных участков на пути его распространения;
-возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и ликвидации ;
-наличие водоисточников и возможность их использования;
-наличие опорных полос для пуска встречного низового огня, условия прокладки таких полос
-безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих в случае прорыва огня, места укрытия людей и техники;
-границы распространения пожара в ближайшие 2 - 3 ч.
По результатам разведки РТП разрабатывает план тушения пожара.: способы и приемы ликвидации пожара, сроки выполнения отдельных видов работ по тушению, организации связи с отрядами, командами, группами и бригадами, мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения, вопросы безопасности
РТП должен выбирать способ сосредоточения сил и средств исходя из сложившейся обстановки на пожаре и имеющегося количества сил и средств в его распоряжении. В случае угрозы распространения горения на населенные пункты, лесоразработки, лесные массивы, торфяные поля и т. д., основные силы и средства в первую очередь необходимо сосредоточить для ликвидации горения в этих направлениях.
Решение на тушение лесного пожара принимают в зависимости от объективных сведений об обстановке. Для локализации пожаров могут быть использованы следующие тактические способы (рис.)
Тактические способы ликвидации пожара
· окружение пожара (для небольших пожаров);
· охват с фронта (применяется, если в течение 1 ч невозможно осуществить окружение пожара);
· охват с флангов;
· охват с тыла.
Тушение лесного пожара разделяется на следующие этапы:
-остановку распространения кромки пожара;
-локализацию пожара;
-дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища;
-окарауливание.
В зависимости от вида пожара применяются следующие приемы по его локализации и ликвидации:
· захлестывание кромки пожара фунтом;
· тушение водой, огнетушащими химическими веществами (в том числе с применением авиации);
· прокладка заградительных полос;
· отжиг (пуск встречного огня);
· прокладка канав;
· применение взрывчатых веществ;
· искусственный вызов осадков из облаков.
Выбор тактических способов и приемов зависит от характера пожара, наличия сил и средств тушения, их технических возможностей.
Охват с фронта
способ остановки продвижения фронта. Тушение осуществляется двумя группами, начиная с середины фронта и продвигаясь на фланги и тыл.
При тушении низовых пожаров силы и средства могут быть сосредоточены:
· одновременно по всему периметру пожара (при достаточном количестве сил и средств для тушения слабых низовых пожаров);
· на фронте пожара с последующим продвижением на фланги и тыл (при недостатке сил и средств);
· в тылу пожара с последующим продвижением по флангам к его фронту (при сильных низовых пожарах, когда перед фронтом пожара имеется надежная преграда дальнейшему распространению горения. При отсутствии преград перед фронтом действия сил и средств с тыла практически будут выполнимы только в случае, когда скорость тушения в тылу и по флангам превышает скорость продвижения фронта пожара);
· с флангов с постепенным продвижением к фронту пожара.
При тушении слабых низовых пожаров имеющиеся силы и средства распределяются на три группы: основная группа действует на решающем направлении, а две другие обеспечивают ограничение распространения горения на оставшиеся части периметра пожара (фланги и тыл).