Файл: Вопросы к экзамену Естественнонаучные предпосылки выделения психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.
Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.
Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.
У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.
Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека.
Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:
Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:
Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)
Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс).
Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4)человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека; 5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7)человек - это активное, творческое существо.
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, демонстрируя, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, так как именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом».
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы — ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Когнитивная психология возникла в середине 60-х гг. в США. Основатели: Дж.Миллер (создает первый научный центр когнитивной психологии и начинает разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов), У.Найсер (19 в 1967 г. выпустил книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления).
Основы создания когнитивной психологии (5 факторов, которые повлияли на становление когнитивной психологии):
Основные положения когнитивной психологии.
В рамках когнитивной психологии выделяют 2 течения:
С точки зрения когнитивной психологии человеческий организм – это система, которая занята активным поиском сведений и переработкой информации. Это обусловило основную область исследования когнитивной психологии, которую составляют познавательные процессы: память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление и процесс решения задач, внимание, воображение, в целом когнитивное развитие личности.
Также в область их исследований начинают входить эмоциональная и мотивационная сфера личности, а также вопросы социальной психологии. В большей степени когнитивная психология обращала внимание на процесс познания + поведенческие акты рассматривались с точки зрения возможности получения данных о тех или иных психических процессах, которые с ними связаны.
Познание (Найсер) – это процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются.
В любом акте человеческой деятельности присутствует процесс познания, в этом процессе решающая роль принадлежит внутренним когнитивным схемам и активности познающего субъекта => познавательная активность имеет уровневую организацию, т.е. состоит из блоков.
На основе этого представления были созданы структурные модели памяти, внимания, мышления.
На основе исследования познавательной активности были выделены свойства познавательной активности человека:
Когнитивные психологии создают новые методы изучения познавательных процессов, которые основывались на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах различного рода.
Критика когнитивной психологии касалась:
Трудности и противоречия когнитивной психологии послужили причиной появления новой исследовательской программы. Основой ее является направленность на изучение использования символических систем при решении задач человеком. Центральное место отводится языку. Такой поворот в развитии когнитивной психологии получил название вторая когнитивная революция.
Особое место в становлении когнитивной психологии занимают идеи Джерома Брунера. Предприняв в 40-е гг. серию исследований в области восприятия, Брунер сформулировал так называемый «Новый взгляд» (New Look), в рамках которого были предложены некоторые принципиальные дополнения к той традиции, которая существовала до этого. Исходное суждение Брунера заключается в том, что всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории, по Брунеру, это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу.
Норман Дональд. Исходная предпосылка исследований Нормана заключается в том, что без посторонней помощи разум ограничен в своих возможностях, тогда как познание (cognition), будучи распределенным между людьми и между объектами, становится всемогущим.
Леон Фестингер. Наряду с К. Левином, Э.Ч Толменом и Дж. Келли он сформулировал основные понятия, на которых впоследствии строилась когнтивная психлогия. Таким понятием стала теория «когнитивного диссонанса», разработанная Л. Фестингером.
Это понятие образовано от латинского слова «cognitio» - «знание», «познание». Получая знания о предмете, человек может столкнуться с противоречиями, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Этим противоречивым знаниям ученый приписал некий мотивационный статус, за счет которого чувство дискомфорта может быть устранено. Фестингер считал, что существует определенная система знаний об объектах и людях, названная им когнитивной системой. Эта система может иметь различный уровень сложности, взаимосвязанности и согласованности, что во многом зависит от характера составляющих ее знаний. Таким образом, когнитивный диссонанс - это своего рода интеллектуальный конфликт, возникающий в той ситуации, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация; он проявляется в дисгармонии мыслей, чувств и поведения человека. Л. Фестингер считал, что люди стремятся избавиться от этого диссонанса, и называл несколько возможных способов. Так, например, индивид может отвергать или неосознанно избегать новой информации, способной создать противоречия. Кроме того, человек может убедить себя, что противоречия на самом деле не существует. Каждый из этих способов не является определяющим для каждого отдельного человека, его выбор осуществляется неосознанно и зависит от ситуации. В работе Л. Фестингер приводил пример такого искоренения конфликта. Если
Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.
Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.
У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.
Единственная реальность, с точки зрения человека, – субъективная = личный мир переживаний человека.
Центральное место здесь занимает Я-концепция, ее развитие (формируется в младенчестве и раннем детстве) определяют:
-
Потребность в позитивном внимании – ребенок хочет, чтобы его любили, понимали и одобряли -
Условия ценности (обусловленное позитивное внимание) – уточняют обстоятельства, при которых ребенок будет переживать позитивное внимание: ребенок старается соответствовать стандартам = ущерб становлению Я-концепции -
Безусловное позитивное внимание – не за что-то, а просто потому, что он есть
Человек ведет себя в соответствии со своей Я-концепцией, если возникает несоответствие между Я-концепцией и организмическим переживанием, целостность Я защищается с помощью:
Искажения восприятия – несоответствующее переживание допускается в сознание в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я («я способный, просто мне не повезло»)
Отрицания восприятия – уходит от осознания (завалил все экзамены, но приходит и просит зачислить на курс).
Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2)каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3)переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; 4)человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека; 5)человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6)человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7)человек - это активное, творческое существо.
-
Генетическая психология. Теория Ж. Пиаже.
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, демонстрируя, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, так как именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом».
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы — ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
-
Когнитивная психология: основные положения и тенденции развития.
Когнитивная психология возникла в середине 60-х гг. в США. Основатели: Дж.Миллер (создает первый научный центр когнитивной психологии и начинает разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов), У.Найсер (19 в 1967 г. выпустил книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления).
Основы создания когнитивной психологии (5 факторов, которые повлияли на становление когнитивной психологии):
-
С середины ХХ века психология вновь обрела интерес к проблеме сознания. В учебниках по психологии изменилось определение науки психологии, ее стали определять не как науку о поведении, а как науку о поведении и психических процессах. Возврат понятия сознание считается формальным началом когнитивной психологии. -
Учение Толмена. Он подверг критике формулу бихевиоризма, а также вводит понятие когнитивные карты и вводит понятие промежуточная переменная. -
Развитие гештальт-психологии. В гештальт-психологии подчеркивалась важность организации и структуры, активная роль субъекта и его восприятия в процессе научения и запоминания. -
Генетическая психология Пиаже. Исследования стадий когнитивного развития ребенка. -
Информационный подход. Описывались операции, которые выполняются ЭВМ: получение, обработка (манипуляция символами), сохранение и извлечение информации. Их выделение позволило предположить, что познавательные процессы реальны, а значит их можно понять. Т.е. познавательные процессы рассматривались по аналогии с компьютером => была сформулирована «компьютерная метафора» - познавательные процессы трактуются по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве. Введение в психологию компьютерной аналогии получило название – первая когнитивная революция.
Основные положения когнитивной психологии.
В рамках когнитивной психологии выделяют 2 течения:
-
Вычислительный вариант (познавательные процессы рассматриваются механически как простая переработка информации). -
Умеренный вариант (его придерживался Найсер; подчеркивается активная роль познающего субъекта)
С точки зрения когнитивной психологии человеческий организм – это система, которая занята активным поиском сведений и переработкой информации. Это обусловило основную область исследования когнитивной психологии, которую составляют познавательные процессы: память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление и процесс решения задач, внимание, воображение, в целом когнитивное развитие личности.
Также в область их исследований начинают входить эмоциональная и мотивационная сфера личности, а также вопросы социальной психологии. В большей степени когнитивная психология обращала внимание на процесс познания + поведенческие акты рассматривались с точки зрения возможности получения данных о тех или иных психических процессах, которые с ними связаны.
Познание (Найсер) – это процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются.
В любом акте человеческой деятельности присутствует процесс познания, в этом процессе решающая роль принадлежит внутренним когнитивным схемам и активности познающего субъекта => познавательная активность имеет уровневую организацию, т.е. состоит из блоков.
На основе этого представления были созданы структурные модели памяти, внимания, мышления.
На основе исследования познавательной активности были выделены свойства познавательной активности человека:
-
Избирательность – определяется опытом познающего субъекта/ -
Определяемость средой – процесс познания определяется окружающей средой (предметы, культура, социальное окружение)/ -
Неполнота познавательных схем – в процессе жизни происходит постоянная корректировка этих схем при столкновения с действительностью.
Когнитивные психологии создают новые методы изучения познавательных процессов, которые основывались на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах различного рода.
-
Методика избирательного слушания (наушники). -
Эксперимент на последовательность или параллельность обработки информации (с помощью ряда цифр). -
Исследования в реальных жизненных обстоятельствах (обыденное мышление).
Критика когнитивной психологии касалась:
-
Считается, что не было создано ни одной теории для объяснения познавательных процессов (просто фиксировалось, что познание происходит по уровням, но не было создано объяснения). -
Недостаточная экологическая валидность когнитивной психологии (безразличие к вопросам культуры).
Трудности и противоречия когнитивной психологии послужили причиной появления новой исследовательской программы. Основой ее является направленность на изучение использования символических систем при решении задач человеком. Центральное место отводится языку. Такой поворот в развитии когнитивной психологии получил название вторая когнитивная революция.
Особое место в становлении когнитивной психологии занимают идеи Джерома Брунера. Предприняв в 40-е гг. серию исследований в области восприятия, Брунер сформулировал так называемый «Новый взгляд» (New Look), в рамках которого были предложены некоторые принципиальные дополнения к той традиции, которая существовала до этого. Исходное суждение Брунера заключается в том, что всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории, по Брунеру, это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу.
Норман Дональд. Исходная предпосылка исследований Нормана заключается в том, что без посторонней помощи разум ограничен в своих возможностях, тогда как познание (cognition), будучи распределенным между людьми и между объектами, становится всемогущим.
Леон Фестингер. Наряду с К. Левином, Э.Ч Толменом и Дж. Келли он сформулировал основные понятия, на которых впоследствии строилась когнтивная психлогия. Таким понятием стала теория «когнитивного диссонанса», разработанная Л. Фестингером.
Это понятие образовано от латинского слова «cognitio» - «знание», «познание». Получая знания о предмете, человек может столкнуться с противоречиями, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Этим противоречивым знаниям ученый приписал некий мотивационный статус, за счет которого чувство дискомфорта может быть устранено. Фестингер считал, что существует определенная система знаний об объектах и людях, названная им когнитивной системой. Эта система может иметь различный уровень сложности, взаимосвязанности и согласованности, что во многом зависит от характера составляющих ее знаний. Таким образом, когнитивный диссонанс - это своего рода интеллектуальный конфликт, возникающий в той ситуации, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация; он проявляется в дисгармонии мыслей, чувств и поведения человека. Л. Фестингер считал, что люди стремятся избавиться от этого диссонанса, и называл несколько возможных способов. Так, например, индивид может отвергать или неосознанно избегать новой информации, способной создать противоречия. Кроме того, человек может убедить себя, что противоречия на самом деле не существует. Каждый из этих способов не является определяющим для каждого отдельного человека, его выбор осуществляется неосознанно и зависит от ситуации. В работе Л. Фестингер приводил пример такого искоренения конфликта. Если