Файл: Вопросы к экзамену Естественнонаучные предпосылки выделения психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человек заставляет себя улыбаться и веселиться, когда ему грустно (т.е. находится в распространенной ситуации когнитивного диссонанса), то в какой-то момент он обязательно отреагирует на это и либо прекратит притворяться, либо действительно развеселится. В любом случае сложившееся поведение уже не будет притворством.

В рамках исследований, посвященных теории когнитивного диссонанса, Л. Фестингер провел совместно с Дж. Меррил Карлсмитом практический эксперимент по изменению сложившегося представления. Участниками опыта стали две группы студентов, которых в течение часа заставляли заниматься совершенно скучным делом: закручивать гайки или перекладывать с места на место мелкие детали. По истечении этого времени их попросили рассказать другому участнику эксперимента, еще не принимавшему в нем участия, об этом занятии как об очень интересном и занимательном времяпрепровождении. При этом в одной группе студентам заплатили за это по 20 долларов, а в другой - всего по доллару. В конце исследования психологи попросили студентов рассказать, насколько им самим понравилось занятие. В результате ученые столкнулись со следующей картиной: те, кто получил по 20 долларов, не изменили свое сложившееся представление и продолжали считать перекладывание гаек скучным занятием. Те же, кто не получил достаточного внешнего оправдания своей лжи, говорили, что занятие было интереснее, чем на самом деле, как выразился Фестингер, «уговаривали сами себя». Таким образом, студенты, по мнению ученых, стремились преодолеть сложившийся когнитивный диссонанс, неосознанно начиная верить в то, что говорили. Этот эксперимент имел и практическое значение, подтвердив один из основных принципов воспитания.

    Метод поощрений и наказаний, распространенный во многих семьях при воспитании детей, на самом деле совершенно неэффективен. Если нужно изменить представления человека о чем-либо, то высокая награда, наоборот, повлечет за собой укрепление этого представления. Необходимо, чтобы человек сам все понял, без внешнего воздействия, будь то поощрение или порицание Таким образом, теория когнитивного диссонанса быстро нашла применение в педагогике. С ее помощью можно выработать у ребенка определенное отношение, например к агрессии или честности, отзывчивости. Создавая у него чувство дисгармонии, педагог тем самым подталкивает его к установлению определенного мнения. Эта «когнитивная» педагогика стала своеобразным противовесом педагогике «бихевиористской»,
которая утверждала, что все аспекты поведения можно построить при помощи простой системы «стимул-реакция». Л. Фестингер вовсе не отвергал достижения бихевиористов, он лишь утверждал, что далеко не всему можно научить таким способом. Ученый считал, что если простые элементы поведения могут быть закреплены с помощью различных стимулов, то изменение мнения может быть достигнуто только с помощью когнитивных методов. Применяя когнитивный диссонанс можно «достучаться» до человека, повлиять на сделанный им выбор. Явление когнитивного диссонанса может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия. Наряду с предрассудками и различными заблуждениями, свойственными всем людям, следствиями могут являться нечестность и надувательство, которые обычно приводят к негативным последствиям. Исследования, проведенные Л. Фестингером, являются чрезвычайно важными для многих наук, в частности для педагогики и социологии.

В теории структурного баланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.


Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. КеллиФ. ХайдеромЛи Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение

+Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

  1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем он больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

  2. соответствие действия культурным нормам.




  1. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.

Социальную базу отечественной психологии 18 в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764–1838)являлся духовным лицом. Он произвел систематизацию психологических знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.


Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Материалистически объясняет ощущение как продукт воздействия внешнего мира на органы чувств и подчеркивает роль мозга в различении раздражений. М. Ломоносов в своей работе “Слово о происхождении света” выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Особенно богата психологическими идеями работа “Краткое руководство к риторике”. Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль разума), психологии речи.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика. Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможна. Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется как на мысль, так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как доказательство бессмертия души. Т. е., мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в 19 в.


  1. Концепция человека А.Н. Радищева. Учение о душе.

Интересные психологические идеи содержит и творчество Александра Николаевича Радищева (1749–1802). Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе "Житие Федора Ушакова" он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции. Рассматривая проблемы развития психики, русский мыслитель подчеркивает мысль о том, что человек не пассивное существо, лишь приспосабливающееся к окружающей действительности. Для него человек - активен, активен и в познании, и в деятельности. Касается в своем творчестве Радищев и вопросов сопоставления психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека "вооружить" свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. В трудах Радищева мы встречаем интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана
убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе (Хрестомат. 7.11).


  1. Основные направления развития отечественной психологии в XIX веке: естественнонаучный и религиозно-философский подходы.

Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осознавания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения.

Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода.

1. Антропологический и естественно-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит ч/з принцип единства орг-зма и его психической и физической составляющих и используются естественно-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии.

2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство, психические и физические аспекты должны быть отделены друг от друга, и их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами, а поведение нужно изучать с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Декартом.


  1. Развитие экспериментальной психологии в России в конце XIX начале XX века: учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева.

В основе научной позиции И.М. Сеченова лежало учение о рефлекторной дуге, как основном механизме работы центральной нервной системы. Между тем, зарождение прообраза системного направления в экспериментальной психологии произошло задолго до появления современной синергетики и системологии, и было связано с деятельностью выдающегося российского психоневролога В.М. Бехтерева и его учеников. Именно Бехтерев в 1910-1920-е годы, приступил к созданию особой научной теории, названной им рефлексологией, которая была призвана объяснить общий механизм, лежащий в основе рефлекторной деятельности самого различного уровня, от простейших двигательных рефлексов, до сложнейших форм социального поведения, рассматриваемых