Файл: Вопросы к экзамену Естественнонаучные предпосылки выделения психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подходы к этнопсихологическим исследованиям:

1) Релятивизм,заключающийся в подчеркивании различий между культурами (Л. Леви-Брюль).

2) Абсолютизмзаключается в максимализации сходства между культурами (А. Бине, Т. Симон).

3)Универсализм– единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями (К. Леви-Стросс).

III. Социальная психологияимеет краткую историю, но богатую предысторию.

- Разница подходов объясняется различием в отношении к проблемам:

  • Является ли человек в своей социальной сущности объектом своего окружения, или же он творит его?

  • Психологическое есть результат социального влияния, или те или иные социальные явления - суть отражения психологических закономерностей?

Предмет социальной психологии во многом складывается через попытки ответить на эти вопросы – от Аристотеля и Платона, Т. Гоббса и Дж. Локка, Э. Дюркгейма и Г. Тарда до современности.

Материнскими науками для социальной психологии были социология и психология. Предметное содержание социальной психологии – становление индивидуального и социального: социальная детерминация поведения человека и психологизация социальных процессов.


О. Конт и Г. Спенсер – родоначальники классической социологии.


  1. Период открытого кризиса в психологии. Причины его возникновения и значение для науки.

Ответ:Открытый кризис в психологии – это криз в развитии психологии, который возник в период обострения социально-политических и экономических противоречий в буржуазном обществе, обусловленных переходом к империализму.

Честь введения понятия «открытого кризиса» принадлежит С.Л. Рубинштейну, который впервые его использовал в начале 20-х годов с целью обозначения данного периода в психологии. Именно в период открытого кризиса оформляются многие школы и течения, которые и до настоящего времени не теряют своей актуальности. Обусловлено это тем, что исследования, разработанные в данных школах и течениях, используются и в наши дни.

Началом наступления периода открытого кризиса в психологии является последняя треть 19-го века. Связано это с тем, что в это время Ч. Дарвин обозначает кардинально новый, ранее даже не рассматриваемый путь эволюции человека. Кроме того, впервые выдвигаются теории о том, что человек на протяжении всей своей жизни приспосабливается к внешнему миру, а следовательно, все внутренние структуры человека постоянно приспосабливаются у внутренним структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии - 1912-1935 гг. Открытый кризис в психологии приходится на период с конца 19-го века до начала 20-го века, основой его выступает скрытый кризис в психологии. Причинами скрытого кризиса в психологии являются следующие научные работы и открытия:

Теория эволюции, разработанная Чарльзом Дарвином, в соответствии с которой человек имеет животное начало. В соответствии с данной теорией человечество произошло от обезьян.

Немецкая классическая философия, основателем которой являлся Карл Маркс. Согласно его теории человек представляет собой социальное существо, которое не может существовать и развиваться вне социума.

Открытия Сеченова в физиологии.

Идеи Гальтона, разработка им психодиагностических методик и тестов различной направленности.

Обширные разработки в медицине Бергейма и Шарко, связанные с выходом в бессознательное.

Общий культурный фон, в котором существовала и развивалась психология, наличие такого течения как немецкий романтизм



 В итоге все это привело к возникновению и развитию открытого кризиса в психологии. Первоначально открытый кризис возник на Западе. Основные причины открытого кризиса в психологии:

Обилие эмпирических факторов (автор Н.Н. Ланге).

Отсутствие методологии среднего уровня, то есть общей психологии (автор Л.С. Выготский).

Все психологии, вне зависимости от уровня их развития и направления имеют определенный разрыв между поведением, сознанием и окружающем миром (автор С.Л. Рубинштейн).

Направления и периоды открытого кризиса в психологии Принято выделять следующие основные периоды открытого кризиса в психологии:

70-е годы 19-го века – первый этап развития открытого кризиса.

10-30-е годы 20-го века. - расцвет периода открытого кризиса.

30-е года 20-го века – процесс «затухания» периода открытого кризиса, борьба разных психологических школ и течений.

Основные направления в психологии в период открытого кризиса: Психоанализ. В период открытого кризиса происходит не только разработка концепции психоанализа З. Фрейдом, но и раскол данного движения. К концу 19 века от З. Фрейда отделяются К. Юнг и Адлер, которые на основании психоанализа Фрейда разрабатывают собственное новое течение психоаналитиков. Гештальт-психология, течение, которое появилось на основании теории Поля Левина. Бихевиоризм. Течение, впервые появилось в США, его основателем является Уотсон, однако в основу заложены теории русской физиологической школы, а конкретно идеи Бехтерева. Немецкая школа, представителями которой являются Кольбе, Марбе и Бюллер. Данные ученые занимались исследованием мышления человека. Понимающая психология, возникла в 19 веке в Германии, ее создателем является Дильтей. Данное течение представляет собой противоположность объяснительной психологии и состоит из двух видов наук: о дух и о природе. Французская школа, основными исследователями и выдающимися психологами этого течения являются Леви и Дюркгейм, которые занимались исследованием существования социума, как единого целого, в не как совокупности отдельных личностей. Именно им принадлежит вывод о том, что «индивидуальное сознание каждого человека определяется сознанием того коллектива в котором он существует».

Общая характеристика открытого кризиса в психологии

Период открытого кризиса в психологии знаменателен своими дискуссиями о том, каким путем в дальнейшем будет развиваться психология, какие методы будет наиболее оптимальны в ее развитии и проведении актуальных психологических исследований. На рубеже 19-20-го веков еще было мнение, что в итоге высшие умы психологии придут к единому мнению, в следствие чего, будет выстроена новая методология, которая положит начало развития позитивной психологии. Однако этого не случилось, сформировавшиеся школы и течения,
вели споры о том, какой путь построения современной психологии верен и будет лучше, для ее дальнейшего развития. Появление и развитие первых школ и течений, показало, что существует несколько путей строительства и развития психологии. Все они имели разное мнение относительно понимания задач и приоритетов психологии как науки, определении ее предмета и содержания. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему. Продолжительные споры между разными школами привели к тому, что психология конца 19-го века, начала 20-го века, переживала достаточно серьезный методологический кризис.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли, кроме логики становления самой науки, и другие факторы - социальная ситуация, открытия в других дисциплинах. Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился в ведущих философских школах того времени.



  1. Основные положения концепции бихевиоризма Дж. Уотсона. Критический анализ.

Ответ: Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.

Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж.Уотсона«Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».

До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали,  что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм 
теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом. 

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

 

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался