ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рок-опера в России
Словосочетание звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну». Но если вдруг придётся погрузиться в глубины и сущность вопроса о рок-опере, то вдруг выясняется, что информации и собственно музыки не так много, а вот неопределённости и туманности наоборот хватает.
Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе, и связан с Питом Таундсеном (Англия), лидером рок-группы The Who. На обложке альбома «Томми» были начертаны слова – рок-опера.
Вообще ещё одна британская группа использовала это словосочетание раньше. Но поскольку альбом The Who имел хороший коммерческий успех, то вот Таундсену и отдали авторство.
Потом был «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, ещё один рок-оперный альбом The Who, а уже в 1975г. в СССР прозвучала своя рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.
Правда, жанр своего произведения А.Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово рок в СССР, находилось под запретом. Такие вот были времена. Но факт остается фактом: четвертая по счету рок-опера родилась у нас. А пятёрку мировых рок-опер замкнула знаменитая «Стена» группы Pink Floyd.
У композитора А. Журбина много сочинений академического плана (оперы, балеты, симфонии), но в 1974-75 годы 30-летний музыкант активно искал себя и решил попробовать свои силы в совершенном новом жанре.
Так появилась рок-опера «Орфей и Эвридика», поставленная в оперной студии при Ленинградской консерватории. Исполнителями стал ансамбль «Поющие гитары» и солисты – А. Асадуллин и И. Понаровская.
В качестве сюжета использован древнегреческий миф о легендарном певце Орфее и его возлюбленной Эвридике. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер.
А. Рыбников и А. Градский свои произведения в этом жанре посвятили трагическим событиям в Чили 1973 года. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (стихи П. Неруды в переводах П. Грушко) и «Стадион» – о судьбе чилийского певца Виктора Хары.
«Звезда» существует в виде винилового альбома, долго была в репертуаре Ленкома М.Захарова, снят музыкальный фильм. «Стадион» А.Градского тоже записан как альбом на двух CD.
Рок-оперы сочиняют, с 90х г.г. их появилось почти 20, но опять же, в музыке должен, каким-то образом проявляться талант композитора. А вот этого-то пока и не происходит.
Есть попытки создать рок-оперу на основе литературного жанра фэнтази, но фэнтази культура нацелена на ограниченный круг слушателей, да и по качеству музыки – есть вопросы.
В этом отношении показателен анекдотичный рок-факт: в 1995г. группа «Сектор Газа» сочинила и записала 40-минутную рок-панк-оперу «Кащей Бессмертный». А поскольку все музыкальные номера (кроме одного) – кавер-версии известных рок-композиций, то в сочетании с достойном уровнем записи, характерно-своеобразным вокалом исполнителя сочинение вызывает какой-то интерес. Но если бы не уличная лексика…
Э. Артемьев – композитор с прекрасной академической школой, электронная музыка, а потом и рок-музыка постоянно в сфере его интересов. Более 30 лет он работал над рок-оперой «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому). В 2007 году опера закончена, но познакомиться с ней можно только в интернете на музыкальных сайтах. До постановки дело так и не дошло.
А. Градский, наконец, закончил масштабную рок-оперу «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову). В опере почти 60 персонажей, сделана аудиозапись. Но дальше просто детективная история: все знают, что опера закончена, известны имена исполнителей (много очень известных музыкальных людей), есть оценки музыки (но очень скупые), а в
интернете «днём с огнём» нельзя найти даже фрагмента сочинения. Меломаны утверждают, что запись «Мастера…» можно приобрести, но лично у маэстро Градского и на условиях, не способствующих популяризации произведения.
Подводя итоги, и немного музыкальных рекордов
Рок-оперу часто путают с мюзиклом, а это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно танцевальное (хореографическое) начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием. Иначе говоря, необходимо, чтобы герои пели и действовали (что-то делали).
В России сегодня есть единственный театр Рок-оперы в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него до сих пор нет. В основе репертуара – уже рок-оперная классика: «Орфей», «Юнона», «Иисус», 2 мюзикла А. Петрова и произведения В. Калле, музыкального руководителя театра. Если судить по названиям, то мюзиклы в репертуаре театра преобладают.
Есть интересные музыкальные рекорды, связанные с рок-оперой:
- «Орфей и Эвридика» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как сценическое произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом;
- Б. Вивчаровский (С-Петербург) – единственный заслуженный артист РФ, получивший это звание за работу в рок-опере;
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – единственная рок-опера в России, существующая в трёх формах, принятых в мировой практике: альбом, спектакль, фильм;
- в честь ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» в 2011г. выпущена памятная серебряная монета 1 новозеландский доллар.
Оказывается, что создание и постановка рок-оперы сегодня – архисложное дело и поэтому у российских поклонников этого жанра, выбор не очень велик. Пока же остаётся признать, что российские (советские) 5 образцов рок-оперы есть, а дальше приходится ждать и надеяться.