Файл: Контрольная работа по русскому языку для учащихся 10 класса Инструкция по выполнению работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам.

2) Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька.

3) В тесноте да не в обиде.

4) В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера.

5) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утки (1) ис​пу​ган​ные вне​зап​ным по​яв​ле​ни​ем охот​ни​ков (2) шумно под​ня​лись и (3) ку​выр​ка​ясь в воз​ду​хе (4) мед​лен​но и тя​же​ло по​ле​те​ли прочь.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё стало (1) оче​вид​но (2) с пер​во​го взгля​да. Гости (3) оче​вид​но (4) и не пред​став​ля​ли себе того, что их ожи​да​ет ве​че​ром.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.

Каж​дый пи​са​тель яв​ля​ет​ся пси​хо​ло​гом (1) в за​да​чи (2) ко​то​ро​го (3) вхо​дит по​ни​ма​ние мо​ти​вов по​ступ​ков героя и рас​кры​тое его души.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я понял (1) что (2) если бы вы захотели (3) то могли бы сделать меня (4) самым счастливым человеком в мире.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)Это был пер​вый на​сто​я​щий бой Кати. (2)Ар​тил​ле​рий​ская под​го​тов​ка на​ча​лась перед рас​све​том, под её при​кры​ти​ем за​ня​ли ис​ход​ные по​зи​ции.

(З)На​ка​ну​не ве​че​ром пи​са​ли пись​ма. (4)Толь​ко Кате пи​сать было не​ку​да: все род​ные по​гиб​ли. (5)Так что те​рять в бою ей, по сути, было не​че​го — кроме соб​ствен​ной жизни. (6)Но её она, мо​ло​дая дев​чон​ка, после пе​ре​несённых стра​да​ний, к со​жа​ле​нию, уже мало це​ни​ла.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в ко​то​ром они на​хо​ди​лись, мо​та​ло из сто​ро​ны в сто​ро​ну, тряс​ло так, что Катя едва удер​жи​ва​лась на си​де​нье. (9)«Если так будет даль​ше, как же стре​лять?» — ду​ма​ла она. (10)Хотя её дело было не на​во​дить пушку, а по​да​вать сна​ря​ды. (11)Туж​ли​во рыча, ма​ши​ны на​стыр​но ка​раб​ка​лись вверх, от мо​то​ров, пу​щен​ных на пол​ные обо​ро​ты, жара сто​я​ла не​су​свет​ная, ещё пахло со​ляр​кой, за​би​ва​ло от​ра​бо​тан​ны​ми га​за​ми, све​жим воз​ду​хом тя​ну​ло толь​ко через тех​ни​че​ские за​зо​ры и смот​ро​вую щель.


(12) Тут по рас​калённой от боя броне танка что-то за​стре​ко​та​ло, од​на​ко Катя не сразу осо​зна​ла, что их об​стре​ли​ва​ют. (13)Всё даль​ней​шее сли​лось для неё в сплош​ной гро​хот, дым, крики в пе​ре​го​вор​ном устрой​стве. (14)Лу​пи​ли то под​ка​ли​бер​ны​ми, то бро​не​бой​но-за​жи​га​тель​ны​ми, то оско​лоч​ны​ми сна​ря​да​ми. (15)Катя не по​ни​ма​ла, что про​ис​хо​дит сна​ру​жи, не могла ещё по видам сна​ря​дов, по​да​ва​е​мых ею, опре​де​лить об​ста​нов​ку. (16)Она толь​ко слы​ша​ла гро​хот; её, такую хруп​кую и ма​лень​кую де​вуш​ку, дёргало вме​сте с огром​ной ма​ши​ной. (17)Стра​ха, как ни стран​но, Катя вовсе не ис​пы​ты​ва​ла: она плохо со​об​ра​жа​ла, что к чему, толь​ко слы​ша​ла ко​ман​ды и вы​пол​ня​ла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19) И тут вдруг слу​чи​лось нечто не​ожи​дан​ное и дикое: ма​ши​на как бы про​ва​ли​лась, после чего Катю под​ки​ну​ло, уда​ри​ло боль​но свер​ху, внут​рен​ность танка на​пол​ни​ло те​перь вовсе не​стер​пи​мым жаром и тяжёлыми угар​ны​ми за​па​ха​ми, а после в один миг по​гас​ли пла​фо​ны осве​ще​ния.

(20) Ко​ман​дир от​крыл крыш​ку ба​шен​но​го люка, Катя про​тис​ну​лась вслед за ним.

(21)Ока​за​лось, танк ух​нул​ся в бом​бо​вую во​рон​ку, без по​сто​рон​ней по​мо​щи было не вы​брать​ся. (22)Катя вспом​ни​ла, сколь​ко раз им на​по​ми​на​ли, твер​ди​ли, тре​бо​ва​ли по​вто​рять вслух же​лез​ный закон: если танк под​бит, но не горит, эки​паж обя​зан за​щи​щать бо​е​вую тех​ни​ку до конца. (23)И Катя при​го​то​ви​лась бить​ся до конца, ведь это был её во​ин​ский долг. (24)В этот мо​мент она ви​де​ла нем​цев: они были так близ​ко, как ни​ко​гда, почти рядом, бе​жа​ли, стро​чи​ли из шмай​се​ров. (25)«Всё, — по​ду​ма​ла Катя, — сей​час конец».

(26) Но, как ни стран​но, даже сей​час она стра​ха не ощу​ти​ла: слиш​ком не​ве​ро​ят​но было всё про​ис​хо​дя​щее во​круг этой мо​ло​дой жен​щи​ны, у ко​то​рой война от​ня​ла юность, семью, мечты о счаст​ли​вой жизни...

(27) Катя дёрнула це​поч​ку ре​воль​вер​ной за​глуш​ки, вы​су​ну​ла в от​вер​стие рыль​це ав​то​ма​та и на​ча​ла лу​пить, не видя нем​цев, на​у​гад, и ждала: сей​час, вот-вот... (28)Она по​че​му-то уви​де​ла: часы на щитке при​бо​ров оста​но​ви​лись — было де​вять часов два​дцать минут.

(29) Они с ко​ман​ди​ром от​би​лись-таки и со​хра​ни​ли танк, вот толь​ко ме​ха​ник Генка погиб. (30)В сен​тяб​ре сорок четвёртого сер​жант Ека​те​ри​на Муш​ки​на, от​ме​чен​ная ор​де​ном, стала ко​ман​ди​ром танка. (31)Не женой, не ма​те​рью, не хра​ни​тель​ни​цей се​мей​но​го очага — ко​ман​ди​ром танка.



  (по В.П. Ера​шо​ву*)

 

*Ва​лен​тин Пет​ро​вич Ера​шов (1927-1999) — рус​ский пи​са​тель, автор мно​го​чис​лен​ных про​из​ве​де​ний о войне.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Катя не стала пи​сать пись​ма род​ным и близ​ким, по​то​му что пи​сать было не​ко​му.

2) За​да​ча Кати была по​да​вать сна​ря​ды, и её не бес​по​ко​и​ло то, как можно на​во​дить при​цел и стре​лять в такой тряс​ке.

3) Катя в бою со​вер​шен​но не оце​ни​ва​ла об​ста​нов​ку и не по​ни​ма​ла, что про​ис​хо​дит во​круг.

4) Катя, когда танк попал в во​рон​ку и во​круг по​яви​лись немцы, на​ча​ла от​стре​ли​вать​ся от бе​гу​щих нем​цев.

5) После сра​же​ния Катя вышла замуж и стала ма​те​рью-ге​ро​и​ней.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В пред​ло​же​ни​ях 5-6 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.

2) В пред​ло​же​нии 11 при​сут​ству​ет опи​са​ние.

3) В пред​ло​же​ни​ях 19-20 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.

4) Пред​ло​же​ние 18 ука​зы​ва​ет на усло​вие того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 17.

5) В предложениях 27-28 представлено описание с элементами рассуждения.
22. Из предложения 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди пред​ло​же​ний 1-6 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи противительного союза и лич​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Стиль Ва​лен​ти​на Ера​шо​ва в пред​став​лен​ном фраг​мен​те тек​ста пре​дель​но ла​ко​ни​чен и строг. И это впол​не за​ко​но​мер​но, ведь речь идёт о войне. Одним из ве​ду​щих приёмов в смыс​ло​вом по​стро​е​нии тек​ста яв​ля​ет​ся ________(А) ("хруп​кая и ма​лень​кая

де​вушка" — "огром​ная ма​ши​на" в пред​ло​же​нии 16, а также пред​ло​же​ние 31), что по​мо​га​ет ав​то​ру вы​ра​зить своё от​но​ше​ние к про​бле​ме.


В син​так​си​се тек​ста, изоби​лу​ю​щем од​но​род​ны​ми чле​на​ми, можно вы​де​лить также ________(Б) ("на​по​ми​на​ли, твер​ди​ли, тре​бо​ва​ли" в пред​ло​же​нии 22) и ________(В) (пред​ло​же​ния 30—31).

В лек​си​ке осо​бен​но​сти стиля про​яви​лись пре​жде всего в упо​треб​ле​нии ________(Г) ("ух​нул​ся" в пред​ло​же​нии 21, "лу​пи​ли" в пред​ло​же​нии 14, "не​су​свет​ная" в пред​ло​же​нии 11)».

 

Спи​сок тер​ми​нов:
1) ме​та​фо​ра

2) ме​то​ни​мия

3) ан​ти​те​за

4) кон​текст​ные си​но​ни​мы

5) оли​це​тво​ре​ние

6) раз​го​вор​ные слова

7) гра​да​ция

8) эпи​фо​ра

9) ги​пер​бо​ла
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы.


Ключи к заданиям итоговой контрольной работы по русскому языку 10 класс

задания

вариант 1

вариант 2

вариант 3

1.​ 

24

23

13

2.​ 

поэтому

поэтому

чтоименноэти

3.​ 

3

3

4

4.​ 

тортов

договор

свёкла

5.​ 

непроглядной

песочных

сытое

6.​ 

дёсны

апельсинов

горячий

7.​ 

43758

41825

32745

8.​ 

оглашение

виноватый

закоренелый

9.​ 

вскружитьбескорыстный

объехатьразъём

прискакатьприморский

10.​ 

овладевать

магниевый

никелевый

11.​ 

движимый

затащат

выгорят

12.​ 

незлой

неистово

невежда

13.​ 

навстречутотчас

вокругнеповторимый

почемунадолго

14.​ 

23

134

12

15.​ 

25

23

34

16.​ 

1234

123

1234

17.​ 

12

34

34

18.​ 

24

2

1

19.​ 

1234

1234

13

20.​ 

134

124

134

21.​ 

124

345

123

22.​ 

подняласьрука

прочензыбок

маленькуюогромной

23.​ 

55

4

6

24.​ 

6192

1563

3786