Файл: Экскурсия в природу как средство формирования экологической культуры младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экскурсия в природу как средство
формирования экологической культуры
младших школьников
Выполнила:
Галимова И.Т.
Научный руководитель доктор пед. н., профессор
И.М. Синагатуллин

Актуальность исследования

Актуальностью моей работы является вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Я считаю, что главной и основной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. И
очень важно в
этом гуманность.
А
частью такого потенциала является экологическое воспитание. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Очень большое количество людей нашей цивилизации лишены всяких экологических знаний и навыков. Люди в древности в отношении к окружающей среде бережнее относились к природе.
Они понимали, что нельзя уничтожать собственную среду обитания.

Цель исследования
теоретически и практически обосновать эффективность формирования экологической культуры младших школьников посредством экскурсий в природу
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования
экскурсия как средство формирования экологической культуры младших школьников

Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования состоит в выдвижении предположения о том, что методически грамотное проведение экскурсий способствует формированию экологической культуры младших школьников в современных условиях.

Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в
теории и практике школьного образования;
2. Выявить уровень сформированности элементов экологической культуры у младших школьников;
3. Проанализировать и
рекомендовать программу по использованию экскурсий как средства формирования экологической культуры младших школьников.


Практическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система с использованием метода проектов способствует успешному решению задач экологического воспитания младших школьников. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями в работе с младшими школьниками.

База исследования:
школа №1 МБОУ СОШ с. Кужбахты МР Илишевский район РБ.

Основные формы и
методы экологического образования младших школьников:

Урок-форма организации обучения

Дидактическая игра

Экологические сказки

Экологические задачи

Экологическое моделирование

Экскурсия в природу

Подводя итоги констатирующего этапа, экологическая культура с акцентом на ответственное отношение к окружающей среде у школьников находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование элементов экологической культуры у школьников.
10%
35%
55%
Результаты констатирующего этапа уровня сформированности экологических знаний и элементов экологической культуры
7-10 правильных ответов
4-6 правильных ответов
1-3 правильных ответов

Программа по формированию экологической
культуры младших школьников

Программа А.А. Плешакова «Зеленый дом»
Основная цель курса «Окружающий мир» – воспитание гуманной, творческой, социально- активной личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Приоритеты в программе отданы экологическому образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах. Для младших школьников рекомендуется разработать экскурсии по окружающему миру. И именно здесь роль играет беседа. Это один из важных экскурсионных методов,
который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте,
уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений.
С учащимися проведены беседы на темы: « Земля у нас одна!», «Поможем природе»,
«Берегите цветы – красу Земли!» «Что такое фотоохота?».
Так же использовался метод знакомство с природой с помощью игр и викторин.

Выводы

Таким образом, развитие у младших школьников природоведческих знаний возможно при опоре на развивающее обучение и новые альтернативные методики преподавания предмета «Окружающий мир». Для успешного их развития необходимо учитывать все условия формирования и возникновения, без которых невозможна успешная работа по их стимулированию, а также весь опыт работы с природоведческими дисциплинами.
Природоведческие экскурсии по предмету «Окружающий мир» имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям.

На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий,
формированию материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств,
приобретению учащимися умений наблюдать в природе.

Природоведческая экскурсия обладает широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.
Таким образом, природоведческие экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Не только закрепляются экологические знания, но и формируются умения вести себя в природе. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представления о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.Поэтому, отдельные понятия, полученные на классных занятиях, природоведческих экскурсиях, сливаются в более широкое понятие - «природа».Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно в школьные годы.

Исходя из всего сказанного в данной работе, можно говорить о больших возможностях использования экскурсии как формы экологического образования. Использование экскурсии способствует расширению и систематизации представления младших школьников об экологии как науке и формированию навыков заботливого отношения к природе. Что подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!