Файл: 1 Предмет изучения логики(сознание, уровни мышления).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№1 Предмет изучения логики(сознание, уровни мышления)
Логика( от греч. Слова логос, -значение, закон, слово, порядок)
Это наука изучающая мышление и его законы. Всякий человек стремится к знанию (Аристотель)
Есть два источника знаний:
Эмпирическое(опыт)
Рациональное
Опытное знание состоит из 3 элементов
1.Ощущение(раскрытие какой-либо из сторон объекта)
2.Восприятие(комплекс ощущений)
3.Представление(момент перехода предмета из внешней среды в сознание субъекта)

Является ли опытное знание истинным?
Опыт есть основа любого знания, но не есть истина
Рациональное знание –продуцируется сознанием
Сознание обладает :
1)интерсубъективностью(уровень совпадения знаний)
2)интенциональность(направленность сознания всегда на что-то направлено)
3) Рефликсивность(уровень сознания , когда предметом для исследования становится само сознание)
Уровни мышления
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

№ 2 Значение логики в деятельности юриста
Логика имеет особое значение также в деятельности юристов. Еще Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он ни взялся вести, “тщательно и основательно в них разобраться”. Он подчеркивал, что на судебном форуме -- документы, свидетельства, договоры, соглашения,обязательства, родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов,вся жизнь, наконец, тех, чье дело разбирается, и все это должно бытьразобрано. В этой предварительной работе Цицерон особо выделял логическую сторону дела: ”Тот довод, в котором больше помощи, чем вреда, я намечаю привести; где я нахожу больше зла, чем блага, то я целиком повергаю и отбрасываю. Так мне и удается сначала обдумать, что мне сказать, а потом уж и сказать”.В современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, классификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (например, как следственная версия), умозаключение (например, в обвинительном заключении), доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т. д.
Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях и уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Например приговор суда должен основываться на тщательно проверенном фактическом материале.
Для правильного судебного решения важное значение при разбирательстве дела
имеет также убедительная, логически стройная речь прокурора или защитника.
По лекции:
В сфере права используются гипотезы в виде рабочих версий(разновидность частной гипотезы)
1.Рабочее (предварительное ) объяснение противоправного действия .Она объявляет себя истинной и истинной ей быть необязательно. Цель: анализ событий и сбор информации
Для расследования сложного преступления требуется создание коллектива, каждая часть которого будет разрабатывать собственную версию
Версии делятся на наиболее достоверные и маловероятные
2. Сбор информации и анализ приводит к тому , что часть версий отсекается
Собранная информация требует объяснения и подтверждения.


Сбор информации приводит к объяснению, который выстраивается на основе доказательств
Доказательства делятся на прямые и косвенные.
Косвенные доказательства инвариантны(могут быть использованы как против так и в подтверждение невиновности)
3. Практическое подтверждение(допрос подозревамого, следственный эксперимент)
Следователь используют следующие методы:
Интуиция –способность к подсознательному выделению главных и второстепенных элементов
Эмпатия-спасобность поставить себя на место другого человека
Иверсия –тогда, когда идем от обратного
№ 3 Понятие (основная характеристика, виды понятий)
Это форма логического мышления, в котором раскрываются как наиболее важные, так и второстепенные свойства и качества того или иного объекта
Понятие состоит из объема и содержания
Объем это то что указывает на сущностные свойства(родовидовые)
Стол кухонный

родовое видовое

С одержание
То, что указывает на конкретные свойства и качества объекта. Соответственно мы можем изменить объем и содержание понятий.
Виды понятий:
Пустые и непустые
Понятия (классы) делятся на пустые и непустые .Рассмотрим виды непустых понятий. По
объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регист­рирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные; по наличию или отсутствию признака — на 4) положительные и отри­ цательные; по отношению к другому понятию на 5) безотносительные и соотносительные.
1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «столица Российской Федерации», «автор романа «Война и мир»»,
«потерпевший Щукин». Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «по­терпевший»).
Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мысли­ мых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком слу­ чае, в принципе). Например, «участник Великой Отечественной вой­ны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шилова», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следова­тель», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учёту: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, насто­ящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный

объем.
2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Напри­мер, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множе­ство элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка,звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержа­ние собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному
элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупнос­ти элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприло­жимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные поня­тия могут быть общими («коллектив», «полк», «созвездие») и единич­ными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк»,«созвездие Большой Медведицы»).
Понятое, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждомуего элементу, называется несобирательным. Таковы, например, поня­тия «звезда», «командир полка», «государство».
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употребляем понятие «студенты 1-гокурса» в разделительном смысле, так как данное утверждение отно­сится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый»
к данному суждению неприложимо.
3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак(отношение между предметами).Понятие, в котором мыслится отдельный предмет или совокуп­ность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или от­
ношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятие «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными. В абстрактных понятиях признаки и отношения мыслятся как само­стоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалид­ность», «невменяемость» отражают признаки, не
существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия
«дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость»отражают определенные отношения. Это абстрактные понятия.Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абст­рактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и аб­страктными (например, понятие «посредник» — общее, конкретное;понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как конкретным,так и абстрактным может быть единичное понятие (например, поня­
тие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное;понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).
4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимо­сти от того, составляют ли их содержание свойства, присущие пред­мету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие
предмету, называются положительными. Понятия, в содержании торых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств,называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный»,
«беспорядок», «неверующий» — отрицательными.
Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависи­ мости оттого, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отноше­нию к понятию «родители»). Соотносительными являются также по­
нятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отра­жены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.
№ 4 Отношения между понятиями
Отношения между понятиями и способы определения
Отношения между понятиями отображается с помощью кругов Эйлера(великий русский математик)
1.Тождественность отношений(2 понятия совпадают в своем объеме)
П
А=В
етр 1=Первый русский император
2.Подчинение
Новосибирск =город
3.Соподчинение



А