Файл: Художники 20 века о Великой Отечественной войне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Белгородской области
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему
«Художники 20 века о Великой Отечественной войне»





Юдина Руслана Романовича

обучающегося 10 класса

Руководитель проекта:

Астанина Клавдия Ивановна учитель

учитель изобразительного искусства



Новоуколово, 2022 год

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………3- 4

2. Основная часть ……. ………………………………………………….....5-13

3. Заключение……………………………………………………………….....14

4. Литература…………………………………………………………………..15

5. Приложение...............................................................................................16-21

Введение

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.

Каждый год 9 мая мы отмечаем праздник Великой Победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах. Мы знаем об этой войне из исторических документов, рассказов ветеранов, стихов и песен, литературных произведений, но огромное значение имеют и картины художников той поры.

В эти тяжелые годы Отечественной войны художники – живописцы, наряду с фотокорреспондентами, отражали на своих полотнах ужасы военных действий, зачастую ценной своей жизни.

Увидев ряд картин художников 20 века, тех кто видел войну своими глазами и сумел передать ее ужасы, мужество и силу русского народа, мне захотелось поглубже проникнуть в мир создания этих исторических полотен. Художников, которые изображали войну очень много, но я хотел бы остановить свое внимание на творчестве таких художников как П.А.Кривоногов, Кукрыниксы, А.А.Дейнека, С. Герасимов, М. Самсонов, потому что их работы особо пронзительны, трагичны и волнующие.


Тема проекта: "Художники 20 века о Великой Отечественной войне".

Цель: Изучить творчество художников середины XX века А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова, С. Герасимов, М. Самсонов, отразивших в своих работах детали военного быта, будней бойцов-героев, их каждодневный молчаливый подвиг, ужасы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Задачи:

1. Познакомиться с историей Великой Отечественной войны, изучить имеющиеся сведения о  художниках XX века А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова, С. Герасимов, М. Самсонов, в различных источниках.

2. Проанализировать роль влияния военных событий на тематику картин исторического жанра и их место в произведениях художников.

3. Собрать материал о том, как были написаны эти картины и с каким трудом давалось это художникам.

Воспитание патриотических чувств подрастающего поколения на основе подвига наших прадедов - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, родной стране, истории.

Гипотеза: Увековечивая в красках события Великой Отечественной войны художники передают нам, живущим в 21 веке, мужество, патриотизм и героизм наших дедов и прадедов.

Как тема Великой Отечественной войны нашла своё отражение в творчестве русских художников 20 века, живых свидетелей того времени.

Новизна: Расширение представлений современников о подвиге наших предков, через картины русских художников.

Объект исследования: Творчество художников середины XX века, отразивших события ВО войны в своих работах.

Предмет исследования: Способы и художественные средства создания образов в произведениях художников войны.

Методы исследования: Изучение информации в разных источниках.

Проделанная работа: В процессе работы над данной темой нами была проанализирована литература, которая позволила нам осуществить выполнение исследовательской работы.

Основная часть

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. До этого никто не знал, что предстоит испытать советским людям. Сколько впереди горя и страданий, бед, смертей. Сколько будет написано книг, стихов, а сколько нарисовано картин. У тех кто встретил войну сам и прошёл через все тяготы до сих пор слёзы в глазах. Картина, плакат, карикатура и зарисовка – все жанры изобразительного искусства использовались художниками, чтобы с большой силой и выразительностью воссоздать картину народной войны. Можно сказать, что творчество советских художников в годы минувшей войны было частью общенародного подвига в борьбе с фашизмом.



Есть много художников, которые передали на своих полотнах ужасы Великой Отечественной Войны. Но нам хотелось бы рассказать именно об А.А.Дейнека, «Кукрыниксах», М.Самсонове, С.Герасимове.

Раним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут на город Брест упали тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Именно они первыми испытали на себе удар немецкой армии. Тема Брестской крепости звучит в картинах многих художников-баталистов, в том числе художника П.А.Кривоногова "Защитники Брестской крепости"

Петр Александрович Кривоногов (1910-1967г.) – художник-баталист, чьи картины стали классикой батальной живописи и изобразительной летописью Отечественной войны. Полотна входят в коллекцию русского реалистического искусства. П. А. Кривоногов являлся членом художественной студии военных художников, специализировался на военной тематике и агитационно-военной графике. Через год после завершения учебы, в 1940 году он был зачислен в ряды Красноармейской студии, совершив вместе с войсками путь от Волоколамска до Берлина.

Во время войны Петр Александрович активно и с удвоенной силой делает множество набросков и графических работ. Большую их часть составляют портреты солдат, с которыми художник прошел пол-Европы. После, при создании полномасштабных изображений, это помогает ярко, достоверно и единообразно эмоциональным самоощущением воссоздать страшные, решающие судьбу всего мира, сражения.

Одна из картин, прославляющих подвиг русских войск – «Защитники Брестской крепости» (Приложение 1). Полотно было написано в 1951 году. Материал для запечатления одного из самых грандиозных и ожесточенных боев собирался тщательно, по крупице, и потребовал долгого и внимательного изучения. Это было невероятно сложно, так как П. Кривоногов был первым, кто обратился к тематике защитников Брестской крепости. Подвиг героев не был описан и упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Петр Александрович провел много времени непосредственно на самом поле боя. Среди руин крепости были сделаны сотни зарисовок и этюдов.

На законченном полотне художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. В далёком 1941 году, 22 июня, солдаты Брестской крепости продемонстрировали наступавшему захватчику небывалое мужество и легендарный героизм нашего народа. На картине запечатлён самый острый момент боя. После месяца осады от защитников крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов.


Запятнанная в крови и грязи одежда, белые повязки, скрывающие ранения и тела падших собратьев по оружию на баррикадах. На первый взгляд типичная военная драма находит новое развитие и перспективу. П. Кривоногов обогащает момент всеобъемлющими деталями и цветовыми решениями. Остатки гарнизона не безликая масса, а единого, устремленного к победе, военного братства. Решительность, застывшая в лицах защитников, бесстрашно бросающихся навстречу вновь наступающим немецким войскам.

Показательным символом непоколебимой стойкости защитников служат красные знамена – одно гордо развивающееся на заднем плане, а другой – на переднем плане с красноречивой надписью «Да здравствует коммунизм!». Кусочек голубого неба, видный сквозь облака, и лучи солнца, разделяющие две противоборствующие стороны, и скользящие по стенам крепости, тоже привносят чувство надежды на лучшее, на торжество мужества и стойкости советских войск.

"Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце", - скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге.

Среди наиболее известных произведений художника:

- «Зверства в Речице» (1942) (Приложение 2)

- «Корсунь-шевченковское побоище» (1944) (Приложение 3)

- «На Курской дуге» (1949) (Приложение 4)

- «Советская конница в боях под Москвой» (Приложение 5)

Картина Кривоногова «Советская конница в боях под Москвой» полна бурного движения, наступательного порыва, передающая стремительность атаки, легкость кавалеристов. Сплошной лавиной мчится конница на врага, сметая все на своем пути. Цветовые контрасты темных фигур всадников и коней белого цвета, красных башмаков и ярких вспышек пламени на горизонте создают драматическую напряженность, соответствующую изображаемому моменту. Эта картина воскрешает в памяти победу, одержанную воинами в боях за столицу нашей Родины – Москву!
Александр Александрович Дейнека ( 1899 - 1969 г.) Советский живописец, график и скульптор, педагог. Действительный член
Академии Художеств СССР (1947), Народный художник СССР(1963), Герой Социалистического Труда (1969), Лауреат Ленинской премии(1964). Художник работает в разных направлениях - это иллюстрирование книг, исторические, спортивные темы, портреты, пейзажи.

Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942).

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). (Приложение 6) Запечатленный на полотне мотив городской окраины не располагает самоочевидными внешними достоинствами, его трудно назвать красивым или вычурным для целей поэтического воссоздания. Напряженностью эмоционального состояния композиция картины близка легендарному мужественному строю «Обороны Петрограда», хотя структурные особенности пейзажа в новой работе развернуты на более конкретной и обстоятельственной предметной основе, в большей мере соотнесены с натуральными впечатлениями автора. Перед зрителем возникает хмурый настороженный облик города, у стен которого бушевал огненный вихрь сражений, происходило невиданное по масштабу и напряжению столкновения человеческих масс. Дыхание гибельной стихии войны угадывается в настроении природы, домов, освещенных призрачным светом близких разрывов, в энергичном противоборстве форм и красок, в системе разнонаправленных пространственных ходов и перспективных сокращений. Грозный ритм противотанковых заграждений направляет взгляд под острым углом, вглубь картины, к домам с пустыми глазницами окон, даже, внезапно изменив направление, пространство земли уходит в сторону, вслед за военным грузовиком. Упорный стремительный бег машины, преодолевающей на скорости подъем дороги, акцентирован встречным ритмом домов и стальных надолбов, шквалистыми порывами ветра, развевающего брезентовый верх кузова, неровным холмистым рельефом местность, еще вчера городской мирной окраины, ставящей оборонительным рубежом. Экспрессивная группировка пейзажных элементов вводит зрителя в атмосферу тревожных дней битвы за Москву .