Файл: Художники 20 века о Великой Отечественной войне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.

«Оборона Севастополя» (1942) (Приложение 7) «Шла тяжелая война, - говорил потом художник о замысле своей картины. – Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

Фактически Дейнека стал автором монументального эпического художественного произведения, в котором обобщена героика Великой Отечественной войны. На полотне он запечатлел героизм морской пехоты, солдат, что при обороне Севастополя отдали свою жизнь.

На набережной точится тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина. Он готов к сражению, чувствуется даже его напряженное дыхание.


Чтобы достичь правдивости изображаемого, художник сместил фигуру матроса немного влево. Таким образом создается впечатление, что гранаты вот-вот пролетят оставшимся пространством. Мастерски живописец подошел также к изображению надвигающихся немецких войск. Здесь он использовал своеобразный композиционный прием, показав лишь торчащие винтовки. Сверх динамику картине придают люди в движении на заднем плане.

Что касается колористики картины, то она построена на контрасте – красное небо и белая форма матросов. Каких-то временных ограничений в картине не ощущается. Рассматривая ее, зритель невольно становится участником происходящего.
Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов, Порфий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов)

Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий советского искусства. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат.

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.

Во время Великой Отечественной войны работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме.



28 января 1942 года в «Правде» был опубликован очерк о героической смерти молодой партизанки Тани, повешенной гитлеровцами в деревне Петрищево, что в нескольких десятках километров от Москвы. Сильное впечатление произвела на них фотография казненной девушки – с обрывком петли на шее. 

Решено было написать картину об этой мужественной партизанке, оказавшейся московской комсомолкой Зоей Космодемьянской. Они решили запечатлеть ее отважный поступок, чтобы будущие поколения могли восхищаться мужеством и упорством русского народа в лице одной народной героини.

Молодые творцы отправились в поселение Петрищево, преследуя цель найти и побеседовать с людьми, наблюдавшими преступление, совершенное над Зоей. Им удалось узнать многие детали: как девушку сильно избивали, пытали, выгоняли раздетую на холод. Девушка гордо передвигалась к местоположению своей предстоящей гибели, отважно смотрела в глаза фашистам, сохраняя в себе патриотизм и непреклонность.

Так и появилось произведение Кукрыниксов «Таня» (приложение 8) — так именовала себя молодая московская партизанка. Картина передает именно то мгновение перед казнью, где комсомолка Зоя Космодемьянская читает речь, призывая народ к борьбе.
Владимир Евгеньевич Памфилов (1904—1970г.) — русский советский художник-баталист, пейзажист, иллюстратор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР. Член Московского союза художников. Художник В. Е. Памфилов — яркий представитель русской школы батальной живописи, автор многих известных батальных полотен, посвященных Великой Отечественной войне, среди них одна из самых известных картин — «Знамя Победы» над рейхстагом, «Подвиг гвардейцев панфиловцев», «Подвиг Александра Матросова», «Героическая оборона гарнизона» и др.

Кроме того, создал ряд пейзажей («Лес в марте», «Зима в лесу», «Золотая осень»), принимал участие в создании иллюстраций для Детской энциклопедии («Человек». 1960).

Многие репродукции картин художника были использованы при выпуске художественных открыток в СССР в 1980-х гг..

23 февраля 1943 года маленькая деревушка Чернушки под Великими Луками, где проходила линия немецкой обороны. Батальону, где служил Александр Матросов, приказано занять дерёвню, прорвать линию обороны фашистов. Батальон поднялся в атаку, но вдруг начал бить пулемёт из немецкого дота. Бойцы залегли. Александр Матросов добровольно идет в разведку, доползает до мертвой зоны, бросает гранаты, обстрел прекращается. Бойцы поднимаются в атаку, и опять застрочил смертоносный огонь. И в этот миг Рядовой Александр Матросов грудью защитил жизнь своих товарищей. Художник- баталист Владимир Евгеньевич Памфилов запечатлел подвиг Александра Матросов. (приложение 9)


Александр Матвеевич Матросов (1924-1943) - Герой Советского Союза, красноармеец, стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В.Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса оперативной группы генерала Герасимова Калининского фронта, член ВЛКСМ.

В самом начале Великой Отечественной войны Матросов отбывал наказание в Уфимской детской трудовой колонии №2 при НКВД СССР, где он неоднократно обращался к лагерному начальству с письменными просьбами направить его на фронт. В сентябре 1942 года Матросов был призван Кировским РВК города Уфы в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Учился в Краснохолмском пехотном училище с 30 сентября курсантом 5 роты. В ноябре 1942 года вступил в ряды ВЛКСМ.

На комсомольском билете Матросова №17251590 написано: "Лёг на боевую точку противника и заглушил её. Проявил геройство".

Матросов Александр Матвеевич стал первым советским воином, которого навечно зачислили в списки части. В живописных работах советских художников подвиг Матросова стал символом мужества русской доблести, настоящей смелости и отваги, а также беззаветной любви к своей Родине.
Сергей Васильевич Герасимов (1885 - 1964г.) — талантливый русский художник XIX-XX веков, известный своими живописными пейзажами и книжными иллюстрациями, общественный деятель, один из родоначальников советского искусства. Герасимов отчетливо представлял страдания и ненависть народа, оказавшегося на оккупированной фашистами территории. Он понимал людей, готовых отдать жизнь за победу. Картина «Мать партизана» была начата живописцем в 1943 году. В этот переломный период важной формой борьбы с оккупантами являлись действия партизанских формирований. Подпольные отряды, объединявшие фронт и тыл, всеми силами поддерживались населением. Женщины, старики и дети становились участниками вооруженных столкновений. Создавая картину, художник стремился показать духовный подвиг всех женщин. Они не просто выстояли, заменив в деревне мужей и сыновей, но поднялись до невиданных нравственных высот. Женская душевная сила, терпение и мужество помогли советским войскам разгромить врага. Картина «Мать партизана» оказала мощное эмоциональное воздействие не только на советских граждан, но и на зарубежное сообщество. В 1958 году произведение экспонировалось на Международной выставке в Брюсселе. Шедевр, вернувший к жизни героическую атмосферу военного времени, был там отмечен золотой медалью.


«Мать партизана» (приложение 10) — картина Сергея Васильевича Герасимова на тему Великой Отечественной войны. Драматизм, лежащий в основе сюжета, очевиден: фашисты уничтожили деревню, схватили партизана и к месту расправы привели его мать. Крупным планом на холсте представлены две фигуры: гордая бесстрашная крестьянка, заслоняющая собой сына, односельчан, порушенное селение, и немецкий офицер, за спиной которого огонь, дым и человеческая смерть. Противостояние центральных героев — это конфликт добра и зла, который мастерски передал художник. По контрасту с ярким светлым образом женщины образ захватчика, написанный темно-зелеными тонами, лишен индивидуальности. Его высокий рост и угловатое телосложение, низкий лоб и массивная челюсть демонстрируют зрителям слабость натуры и звериные черты. Изображенный эпизод войны вселяет уверенность в победе душевной чистоты над варварством и тьмой.
Самсонов Марат Иванович (1925-2013) – советский и российский живописец-баталист, полковник в отставке, Заслуженный и Народный художник РСФСР. Жил и работал в Москве.

Марат Иванович родился 22 марта 1925 года в Иркутске, в семье Ивана Самсонова - кадрового офицера Красной Армии (погиб под Ленинградом в 1944 году). В семье художника поощрялась творческая деятельность, что благоприятствовало творческому развитию Марата Самсонова.

Художник последовал примеру отца и тоже вступил в РККА. Принимал участие во многих боях Великой Отечественной войны и Параде Победы 1945 года. Был награждён орденом Красной Звезды, двумя медалями "За боевые заслуги".

В 1946 году Самсонов закончил обучение в Калининском военном училище технических войск. Самсонов не получал специального художественного образования, но оказался крайне талантливым художником, работавшим преимущественно в батальном жанре. В 1946 году художник вступил в Студию военных художников имени М.Б.Грекова, а с 1948 года стал постоянно участвовать в художественных выставках.

Член Союза художников СССР с 1954 года. В 1964 году присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР", а в 1974 – "Народный художник РСФСР". В 1975 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Марат Иванович Самсонов был художественным руководителем Студии Грекова в периоды 1972-1990 гг. и 1997-2000 гг.