ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 968

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теэтет. Правильно.

Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.

Теэтет. Как же мы его будем требовать?

Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...

Теэтет. Как?

Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…


1.

Сформулируйте смысл общего содержания отрывка.

В отрывке поднимается проблема противостояния идеалистов материалистам и возможный путь решения их спора.

2.

Как понимают бытие те, кто «насильственно всё сводят к телу»? Каковы могут быть их аргументы в свою пользу?

Для таких людей бытие и материальное тело – тождественные понятия, они принимают за существующее только то, что можно видеть, осязать. К аргументам в их пользу можно указать то, что существование объекта, не имеющего тела тяжело доказать; воздействие материальных тел и процессов на человека проще наблюдать и анализировать.

3.

Каковы могут быть аргументы тех, кто полагает бытие как умопостигаемые идеи?

Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. Так как внешний мир складывается из ощущений, нельзя точно охарактеризовать определенную вещь, потому что для каждого возникают разные мысли на ее счет, отличные от мыслей и ощущений других людей.

4.

Почему Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми?

Теэтет называет сторонников «телесного» бытия так потому,что по его мнению, такие люди не способны принять существования других точек зрения по данному вопросу, они принимают свои умозаключения за единственно верные.



2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи**

Изучите картину бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967) «Это не яблоко» (1964). Напишите мини-эссе о том, как идея картины связана с проблемами философии бытия?




"Это не яблоко" - картина Рене Магритта, которая вызвала интерес в философской среде. Она предлагает размышление о том, как мы доверяем нашим восприятиям и как мы определяем, что является реальностью. Идея картины связана с проблемами философии бытия, которые возникают, когда мы задаемся вопросом о том, как мы можем быть уверены в том, что то, что мы видим и чувствуем, действительно существует в реальности. Эта идея напоминает нам о том, что наши восприятия не всегда соответствуют реальности и что мы должны быть осторожны в том, как мы интерпретируем их.

Данная картина помогает задуматься о проблемах философии бытия. Она показывает, что мы не можем полагаться только на наши чувства и восприятие, чтобы понять, что находится перед нами. Мир, который мы видим, может быть искажен и не соответствовать действительности. Вместо этого, мы должны использовать наш разум и рассуждения, чтобы понять истинное бытие вещей. Картина может служить напоминанием о том, что мы не можем полагаться только на поверхностные вещи, чтобы понять мир. Мы должны глубже проникать в суть вещей и их истинное бытие. Она также побуждает нас задуматься о философских проблемах бытия, которые всегда были важным вопросом для философов и обычных людей.

БЛОК 2

БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ


2.2. Философия сознания и познания

(с\р – 3 часа; семинар № 4)
Литература:

  1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about)

  2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)


2.2.1. Психофизическая проблема

*

Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).

См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat



На схеме мы можем увидеть эксперимент, затрагивающий проблему взаимодействия разума и психики с телом. Мозг, выступает в роли некоторого катализатора всех процессов. Находясь в колбе с раствором, будучи подключенным к компьютеру, он генерирует действие в виртуальном пространстве, перенося его в реальность, т.е., если мозг думает о том, что идет, компьютер генерирует полностью идентичное действие. Исходя из изображенного «эксперимента» , можно сделать вывод о том, что человеческий мозг, может мыслить себя существующим, не зная, что находится «вне тела». Человеческий разум и психика могут не контактировать с телом, существуя отдельно, что позволяет создать, «лже-реальность», которую человек может принять за настоящую.



2.2.2. Ключевые понятия *

Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2.п.1) определения ключевых понятий философской гносеологии, заполните таблицу.

Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.


Понятие

Определение

Познание

философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

Знание

форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания

Восприятие

чувственное познание предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).

Представление

наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др.

Предмет

категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи.

Феномен

греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания.


Объект

(позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; вовторых, объектами могут быть и состояния сознания.

Субъект

(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъектоцентриз-мом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально.

Мышление

процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.

Понятие

мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека.

Рассудок

тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности.

Разум

философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

Истина

категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностнотеоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.

Факт

(от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе

Смысл

внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.




2.2.2.1. Схема познания **

Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.


Субъект(человек)

|

Понятие

|

Представление

|

Восприятие

|

Разум

|

Мышление
2.2.3. Теории познания

2.2.3.1. Платон**

Изучите рисунок американского студента, найдите фрагмент диалога Платона «Государство», который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.



1) Почему то, что мы так отчётливо видим и осязаем вокруг себя, Платон называет вторичным иллюзорным бытием?

Потому что, все, что мы видим и осязаем, ограничено нашим восприятием, поэтому ошибочно полагать, что возможно до конца понять суть многих вещей, опираясь исключительно на свое представление о них.

2) Как образами картинки можно прояснить платоновскую идею о том, что познание – это припоминание?

Люди, смотрящие за тенью на стене, видят только проекцию реального предмета, но не его самого. Когда же человек освобождается от оков и начинает идти к свету, он начинает видеть реальные предметы, тень от которых он видел на стене. Тень – это очертания настоящего предмета, тем не менее, похожие на него, человек увидев реальный объект познает его, как бы припоминая тот образ, что видел до этого на стене.

3) В нескольких предложениях опишите представления Платона об уровнях бытия.

Платон представляет несколько уровней бытия: одно из них иллюзорно (тени на стене и люди, наблюдающие за ними), другое же истинно (все, что находится за второй стеной и становится явным, когда человек идет к свету).

Замкнутость первого уровня создает иллюзию знания о чем-либо у людей, находящихся там, так как они не видят истины, знают о предмете лишь по его тени

4) Что по вашему мнению означает метафора солнечного света в платоновском мифе?

На мой взгляд, метафора света означает стремление человека к познанию реальной сути вещей, к самосовершенствованию

5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него]

На мой взгляд, освободившийся человек может вернуться обратно, чтобы помочь узникам обрести свободу, наставить их на истинный путь, но вот захотят ли люди идти по этому пути – вопрос, далеко не все жаждут изменений, пусть даже они ведут и к лучшему.