ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1018
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм **
Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма, рисункам дайте пояснения.
Рационализм | Эмпиризм |
Если я выучу эту книгу, то не упаду с лестницы! P.s. картинку не вставить,но на ней сидит человек на книжке. | Надо было выучить ту книгу… А тут человек сломал ногу. |
Пояснения | |
На примере человечка №1 мы можем заметить, что рациональное решение спасло его от падения с лестницы. Прочитав книгу, человечек №1 узнал верный способ как пройти заданный ему путь, при этом, не убившись по дороге. | На примере человечка №2, мы можем заметить, что он усвоил опыт эмпирическим путём. Если человечек №1 смог избежать падения с лестницы используя рациональные методы познания, то человечек №2 раз и навсегда запомнит, как следует правильно прокладывать себе дорогу, чтобы вновь не попасть в такую ситуацию. |
2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804) *
Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются 1) чистая математика и 2) математическое естествознание.
Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер. Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.
Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.
Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.
Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.
1) Каково значение слова «априорный» у Канта? | Доопытный, не выходящий за границы возможного опыта. |
2) В чём отличие эмпирических положений от априорных? | Априорные положения лишены содержания, служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта. В эмпирических же, наоборот, опыт, как и содержание, присутствуют. |
3) Какова функция категорий? Найдите примеры категорий. | Категории служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Примеры – время и пространство. |
4) Опишите различия функций чувственного опыта, рассудка и разума. | Чувственный опыт осуществляет сбор чувственных данных, рассудок приобретает эти данные и осуществляет высший синтез знаний, а разум же стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. |
5) Что такое трансцендентальная апперцепция? | единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. |
6) Почему, по Канту, основные идеи метафизики должны быть отброшены? | Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. |
7) Что такое антиномии? | ситуации, в которых противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование. Разум неизбежно попадает в такую ситуацию, пытаясь постигнуть сверхопытное. |
8) Найдите примеры антиномий чистого разума. | Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей – Ни одна вещь не состоит из простых вещей, и в мире нет ничего простого. |