Файл: 1. в корнегаргорпод ударением пишетсяа,без ударенияо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 866
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа - ни-ни! (М. Г.).
4.Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).
Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).
5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! - Еще! Она приходит в себя (Бл.).
6. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).
Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.
Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное - Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!(Л.); вопросительно-восклицательное - Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательное - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он(Л.).
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!(П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!(П.);
2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!(Гр.); ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!
(Л.), Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!(М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);
3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что заи др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!(Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.), Куда как мил! (Гр.); Толь дело Киев! Что за край!(П.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).
Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Она не ответила и отвернулась (Л.); Он молод, хорош(Л.); Прошло несколько лет (П.).
Предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной (Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.).
Предложение состоит из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образуют с ним состав сказуемого.
В зависимости от того, сколько имеется в предложении грамматических составов, оно может быть либо двусоставным, либо односоставным.
Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений (П.) два состава: всегдашние занятия Троекурова - состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений - состав сказуемого.
Двусоставное предложение может быть грамматически неполным, т.е. не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, так как отсутствующий состав подразумевается. Например: - И барыня приходила сюда? - спросил я. - Приходила, - отвечал Ванька (П.). В предложении Приходила отсутствует состав подлежащего, но он легко восстанавливается из контекста.
Односоставное предложение имеет один грамматический состав, т.е. один главный член с пояснительными словами или без них. Главный член односоставного предложения как его организующий центр совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим.
В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольц.) один грамматический состав, главный член его - взгрустнулось - не предполагает употребления подлежащего, так как субъект состояния выражен управляемым местоимением мне.
Предложения Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей(Ч.) односоставные. Они имеют один главный член, совпадающий по форме с подлежащим. Отсутствие сказуемого создает специфику данных пред
Простое предложениеимеет один или два грамматических состава и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.); После полудня она начала томиться жаждой (Л.); У Щукаря все больше темнело в глазах(Шол.).
Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы. Так, предложение Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади (Ч.) состоит из двух частей, в каждой части имеется по два грамматических состава.
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так и называются), они не могут существовать вне сложного предложения, т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы(Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения.
Части сложного предложения могут объединяться как равноправные, грамматически независимые, например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.); Становилось жарко, и я поспешил домой (Л.); и как зависимые, например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.); Дорога идет, извиваясь между кустарниками, опускаясь в небольшие овраги, где протекают шумные ручьи под сенью высоких трав(Л.).
Точка
1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например:
Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).
Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова.
2. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, например: А ты не огорчайся, Оля. (Эренбург); Ну, ладно, поползли.(Симонов).
3. Точка ставится перед сочинительными союзами и, а, но, однако и др., а также перед подчинительными союзами, если они имеют присоединительное значение и начинают собой новое предложение, например: Было тихо. И вдруг в этой тишине раздалась боевая тревога (Новиков-Прибой); И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается (Чехов); В тайге идет борьба со стихией, нелёгкая, напряженная. Но победа будет на стороне людей. Потому что на этой стороне знания (Из газет).
Примечание. Точка может стоять перед присоединительными конструкциями, начинающимися с союзов, или бессоюзными, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения, например: Приволокла матрац и подушку. И примус. И оклеила перегородку газетами (В. Панова); Вы мне подарили голубое платье. Фланелевое. Теплое (Н. Ильина). Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка, например: «Статья 1. Предпринимательство.
1. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
Примечание. При наличии в рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже запятой), например: «2. Объединение создается на основе:
- добровольности вхождения предприятий в объединение и выхода на условиях, определяемых уставом объединения;
- свободы выбора организационной формы объединения;
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
4. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: То, что на военном языке называется переходом к обороне, начинается так. (Казакевич) (дальше - развернутое изложение); Новый двигатель имеет следующее устройство. (дальше - пространное описание).
Начало формы
Конец формы
1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, например: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч?(Чехов); Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет стране разорение? (Паустовский); Как попадают на этот таинственный Архипелаг?(Солженицын).
Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после отдельных членов (обычно однородных) с целью расчленения вопроса, например: Зачем же здесь?и в этот час? (Грибоедов); Что я - попугай? индейка? (Маяковский).
2. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все образующие его части или только последняя из них заключает в себе вопрос, например: В ней сердце долго ли страдало, или скоро слез прошла пора? (Пушкин); Я ничего не отвечал, да и зачем мне было отвечать? (Тургенев).
1. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главном и в придаточном предложениях или только в главном, например: Хочется вам узнать, какие сражения бывают? (Л. Толстой); Разве я могу допустить, чтоб он был голоден или не одет? (А. Островский).
2. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если придаточное предложение содержит в себе прямой вопрос, например: Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Чехов).
Примечание. Если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении (Л Толстой); Ты не сказала нам, почему не ходишь в училище (Федин). Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом встречается, если последний содержит сильно выраженную вопросительную интонацию
4.Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).
Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).
5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! - Еще! Она приходит в себя (Бл.).
6. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).
Восклицательные предложения
Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.
Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например: повествовательно-восклицательное - Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!(Л.); вопросительно-восклицательное - Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательное - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он(Л.).
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!(П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!(П.);
2) междометия, например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!(Гр.); ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!
(Л.), Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!(М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);
3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что заи др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!(Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.), Куда как мил! (Гр.); Толь дело Киев! Что за край!(П.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).
Распространенные и нераспространенные предложения
Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Она не ответила и отвернулась (Л.); Он молод, хорош(Л.); Прошло несколько лет (П.).
Предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Снова чистое, будто выметенное, без облаков небо сияло бледной голубизной (Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.).
Двусоставные и односоставные предложения
Предложение состоит из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образуют с ним состав сказуемого.
В зависимости от того, сколько имеется в предложении грамматических составов, оно может быть либо двусоставным, либо односоставным.
Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений (П.) два состава: всегдашние занятия Троекурова - состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений - состав сказуемого.
Двусоставное предложение может быть грамматически неполным, т.е. не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, так как отсутствующий состав подразумевается. Например: - И барыня приходила сюда? - спросил я. - Приходила, - отвечал Ванька (П.). В предложении Приходила отсутствует состав подлежащего, но он легко восстанавливается из контекста.
Односоставное предложение имеет один грамматический состав, т.е. один главный член с пояснительными словами или без них. Главный член односоставного предложения как его организующий центр совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим.
В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольц.) один грамматический состав, главный член его - взгрустнулось - не предполагает употребления подлежащего, так как субъект состояния выражен управляемым местоимением мне.
Предложения Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей(Ч.) односоставные. Они имеют один главный член, совпадающий по форме с подлежащим. Отсутствие сказуемого создает специфику данных пред
Простое предложениеимеет один или два грамматических состава и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.); После полудня она начала томиться жаждой (Л.); У Щукаря все больше темнело в глазах(Шол.).
Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы. Так, предложение Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади (Ч.) состоит из двух частей, в каждой части имеется по два грамматических состава.
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так и называются), они не могут существовать вне сложного предложения, т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы(Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения.
Части сложного предложения могут объединяться как равноправные, грамматически независимые, например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.); Становилось жарко, и я поспешил домой (Л.); и как зависимые, например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.); Дорога идет, извиваясь между кустарниками, опускаясь в небольшие овраги, где протекают шумные ручьи под сенью высоких трав(Л.).
Точка
1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например:
Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).
Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова.
2. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, например: А ты не огорчайся, Оля. (Эренбург); Ну, ладно, поползли.(Симонов).
3. Точка ставится перед сочинительными союзами и, а, но, однако и др., а также перед подчинительными союзами, если они имеют присоединительное значение и начинают собой новое предложение, например: Было тихо. И вдруг в этой тишине раздалась боевая тревога (Новиков-Прибой); И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается (Чехов); В тайге идет борьба со стихией, нелёгкая, напряженная. Но победа будет на стороне людей. Потому что на этой стороне знания (Из газет).
Примечание. Точка может стоять перед присоединительными конструкциями, начинающимися с союзов, или бессоюзными, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения, например: Приволокла матрац и подушку. И примус. И оклеила перегородку газетами (В. Панова); Вы мне подарили голубое платье. Фланелевое. Теплое (Н. Ильина). Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка, например: «Статья 1. Предпринимательство.
1. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
Примечание. При наличии в рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже запятой), например: «2. Объединение создается на основе:
- добровольности вхождения предприятий в объединение и выхода на условиях, определяемых уставом объединения;
- свободы выбора организационной формы объединения;
(Из Закона Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности»)»
4. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: То, что на военном языке называется переходом к обороне, начинается так. (Казакевич) (дальше - развернутое изложение); Новый двигатель имеет следующее устройство. (дальше - пространное описание).
Начало формы
Конец формы
Вопросительный знак
1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, например: Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч?(Чехов); Что он мог сказать этому человеку? Что гибель лесов несет стране разорение? (Паустовский); Как попадают на этот таинственный Архипелаг?(Солженицын).
Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после отдельных членов (обычно однородных) с целью расчленения вопроса, например: Зачем же здесь?и в этот час? (Грибоедов); Что я - попугай? индейка? (Маяковский).
2. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все образующие его части или только последняя из них заключает в себе вопрос, например: В ней сердце долго ли страдало, или скоро слез прошла пора? (Пушкин); Я ничего не отвечал, да и зачем мне было отвечать? (Тургенев).
1. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главном и в придаточном предложениях или только в главном, например: Хочется вам узнать, какие сражения бывают? (Л. Толстой); Разве я могу допустить, чтоб он был голоден или не одет? (А. Островский).
2. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если придаточное предложение содержит в себе прямой вопрос, например: Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Чехов).
Примечание. Если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится, например: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении (Л Толстой); Ты не сказала нам, почему не ходишь в училище (Федин). Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом встречается, если последний содержит сильно выраженную вопросительную интонацию