Файл: 1. в корнегаргорпод ударением пишетсяа,без ударенияо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, например: Не понимаю, что тебе нужно? (Чехов); Я спросил, как же он стал отшельником? (Горький).
3. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части (на письме разделяемые запятыми) или только последняя часть (перед которой стоит двоеточие или тире) содержат прямой вопрос, например: Но откуда вы явились, где вы были до сих пор, что делали, как поживали? (А. Островский); Открой, ответь на мой вопрос: твой день был ярок? (Блок); Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения), например: Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех! (Чехов); Скорее шинель и шапку! (А.Н. Толстой).
Примечание 1. В зависимости от оттенка значения и от интонации некоторые предложения допускают постановку в конце их вопросительного или восклицательного знака либо того и другого вместе. Ср.: Неужели вы не знаете таких простых вещей! - Неужели вы не знаете таких простых вещей? - Неужели вы не знаете таких простых вещей?!
Примечание 2. В восклицательных предложениях встречается постановка восклицательного знака после каждого из однородных членов для обозначения эмоциональной, прерывистой речи, например. Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Грибоедов).
1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой и т.д., например: В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте (Гоголь); Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря... (Пушкин); Затем [он] пересек улицу, поднялся на крыльцо, к порогу и... обнаружил того самого лейтенанта, которого видел вчера на хуторе у опушки леса (В. Богомолов).
2. Многоточие в начале текста - отточие - указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.
Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и двусоставные. По цели высказывания предложения бываютповествовательными, вопросительными, побудительными, по модально-логическому признаку - утвердительными иотрицательными. Между разными типами предложений возможны синонимические отношения. Выбор конкретной разновидности зависит от контекста.
1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):
а) из синонимической пары Предлагаю объявить перерыв (односоставное) - Я предлагаю объявить перерыв (двусоставное второе предложение используется в тех случаях, когда на подлежащее падает логическое ударение, это происходит при сопоставлении и противопоставлении разных деятелей, например: Я предлагаю объявить перерыв, а он - вообще отложить заседание; Я предлагаю объявить перерыв, а вы голосуйте и т.п. Во многих случаях конструкция двусоставного предложения является избыточной. Так, в заявлениях, где в «шапке» указан автор заявления (от кого оно или чье), достаточно односоставного предложения: Прошу разрешить мне ..., аналогично в приказах, которые имеет право издавать ограниченное количество определенных лиц и которые всегда имеют подпись: Приказываю начать перерегистрацию...; но в доверенности, которая может быть оформлена без «шапки» и написана любым лицом, обязательно двусоставное: Я, Петрова Надежда Дмитриевна, доверяю... (см. также §169, п. 2).
б) из синонимической пары Любишь кататься - люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) - Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе -назидательность;
в) в синонимических парах Тебе звонили - Тебе кто-то звонил;Просят не курить - Руководство института просит вас не куритьодносоставное предложение акцентирует внимание
на действии, а двусоставное - на том, кто его производит;
г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: Ср.: Мне хочется- Я хочу;Запрещается провозить - Руководство метрополитена запрещает провозить;Не нагнать тебе бешеной тройки - Не нагонишь ты бешеную тройку;
д) при синонимии Утро. Берег реки. Колокольный звон - Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки.Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.
2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными иобобщенно-личными. Ср., например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать - В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь...; инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.
3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу - Крыша сорвана ураганом - Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором - о результате, в третьем - о стихийном событии.
Примечание. Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трехчлена. Так, ненормативным будет предложение типа За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать
За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, -За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия.
4. Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений . Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? - Государство обязано заботиться о своих гражданах;Неужели мы согласимся с этим предложением? - Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание.
1. Книжный характер имеют сказуемые, выраженные клише глагольного типа, например: вести борьбу (бороться), давать советы (советовать), оказывать помощь (помогать), питать ненависть (ненавидеть), принимать участие (участвовать), производить осмотр (осматривать), проявлять интерес (интересоваться).
Подобные конструкции в некоторых случаях придают высказыванию канцелярский характер, например: «производить проверку письменных работ» (вместо проверять письменные работы), «использовать применение новых методов» (вместо применять новые методы). Такие конструкции иногда называют «расщепленным» сказуемым (глагол-сказуемое заменяется сочетанием однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом) Ср. также: «происходит рост производительности труда» (вместо растет производительность труда), «идет снижение себестоимости продукции» (вместо снижается себестоимость продукции) и т.п.
В зависимости от контекста и лексического состава самой конструкции, она может быть уместной или неуместной; ср.: произвести посадку самолета (технический термин) - произвести посадку картофеля
(ненужное «расщепление» сказуемого). Ср. также закрепившиеся обороты:производится набор учащихся (книжный вариант; ср.: набираются учащиеся); дальше следует перечисление правил (книжный вариант; ср.: дальше перечисляются правила).
2. Для разговорной речи характерны:
1). сказуемое, выраженное инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять (ср.: Он побежал, я стал догонять); иногда в сочетании с частицами ну, давай, например: ...Соседушки нупомогать ему (Некрасов); ...Бабушка... согнется и давай кашлять (Гончаров);
2). сказуемое, выраженное повторением глагола, иногда с добавлением частиц так, не, например: Спорили, спорили и ни до чего недоспорились (ср.; Они долго спорили); Вот уж наелся так наелся; Сам работать не работает, да и другим мешает;
3). сказуемые типа взял да и сделал наоборот (ср.: неожиданно сделал наоборот), возьму и нагряну к вам (с глаголом взять в различных формах и другим глаголом в тех же формах);
4). сказуемые типа пойду посмотрю (ср.: пойду и посмотрю); сходи узнай (оба глагола употребляются в одинаковой форме);
5). сказуемое, в котором при глаголе имеется частица себе для выражения непринужденности действия, совершения его в свое удовольствие, например: сидит себе улыбается (ср.: сидит и улыбается); пойду себе в лес; идет себе как ни в чем не бывало.
3. Существительное и прилагательное в функции именной части составного сказуемого могут стоять как в форме именительного, так и в форметворительного падежа; ср.: И в семье его Савельич был свой человек (Мельников:Печерский). - И у Ивашиных он был своим человеком (Чехов); День был тусклый, теплый (Шукшин):
1). обычно в этих случаях именительный падеж существительного указывает на устойчивый признак предмета, на постоянно присущую ему качественную характеристику, а творительный падеж - на временный признак. Ср. у Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца. - Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом.
3. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части (на письме разделяемые запятыми) или только последняя часть (перед которой стоит двоеточие или тире) содержат прямой вопрос, например: Но откуда вы явились, где вы были до сих пор, что делали, как поживали? (А. Островский); Открой, ответь на мой вопрос: твой день был ярок? (Блок); Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов).
Восклицательный знак
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения), например: Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех! (Чехов); Скорее шинель и шапку! (А.Н. Толстой).
Примечание 1. В зависимости от оттенка значения и от интонации некоторые предложения допускают постановку в конце их вопросительного или восклицательного знака либо того и другого вместе. Ср.: Неужели вы не знаете таких простых вещей! - Неужели вы не знаете таких простых вещей? - Неужели вы не знаете таких простых вещей?!
Примечание 2. В восклицательных предложениях встречается постановка восклицательного знака после каждого из однородных членов для обозначения эмоциональной, прерывистой речи, например. Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (Грибоедов).
Многоточие
1. Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой и т.д., например: В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте (Гоголь); Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря... (Пушкин); Затем [он] пересек улицу, поднялся на крыльцо, к порогу и... обнаружил того самого лейтенанта, которого видел вчера на хуторе у опушки леса (В. Богомолов).
2. Многоточие в начале текста - отточие - указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.
Типы предложений
Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и двусоставные. По цели высказывания предложения бываютповествовательными, вопросительными, побудительными, по модально-логическому признаку - утвердительными иотрицательными. Между разными типами предложений возможны синонимические отношения. Выбор конкретной разновидности зависит от контекста.
1. При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащее):
а) из синонимической пары Предлагаю объявить перерыв (односоставное) - Я предлагаю объявить перерыв (двусоставное второе предложение используется в тех случаях, когда на подлежащее падает логическое ударение, это происходит при сопоставлении и противопоставлении разных деятелей, например: Я предлагаю объявить перерыв, а он - вообще отложить заседание; Я предлагаю объявить перерыв, а вы голосуйте и т.п. Во многих случаях конструкция двусоставного предложения является избыточной. Так, в заявлениях, где в «шапке» указан автор заявления (от кого оно или чье), достаточно односоставного предложения: Прошу разрешить мне ..., аналогично в приказах, которые имеет право издавать ограниченное количество определенных лиц и которые всегда имеют подпись: Приказываю начать перерегистрацию...; но в доверенности, которая может быть оформлена без «шапки» и написана любым лицом, обязательно двусоставное: Я, Петрова Надежда Дмитриевна, доверяю... (см. также §169, п. 2).
б) из синонимической пары Любишь кататься - люби и саночки возить (односоставное в составе сложного) - Каждый, кто любит кататься, должен любить и саночки возить (двусоставное в составе сложного) первое придает высказыванию афористичность, второе -назидательность;
в) в синонимических парах Тебе звонили - Тебе кто-то звонил;Просят не курить - Руководство института просит вас не куритьодносоставное предложение акцентирует внимание
на действии, а двусоставное - на том, кто его производит;
г) аналогично при синонимии безличных и инфинитивных односоставных предложений с двусоставными: Ср.: Мне хочется- Я хочу;Запрещается провозить - Руководство метрополитена запрещает провозить;Не нагнать тебе бешеной тройки - Не нагонишь ты бешеную тройку;
д) при синонимии Утро. Берег реки. Колокольный звон - Наступило раннее утро. Мы стоим на берегу реки.Слышен колокольный звон первые предложения придают тексту эмоциональность и создают атмосферу сопричастности автора текста и его адресата, вторые более объективны. Предложения первого типа обычно занимают позицию зачина и широко употребляются в очерках и репортажах, где необходимо создать иллюзию присутствия адресата на месте действия.
2. Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными иобобщенно-личными. Ср., например, строки Тютчева Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать - В Россию можно только верить и потенциально возможный вариант Умом Россию не поймешь, Аршином общим не измеришь...; инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания.
3. Иногда возможен выбор более чем из двух структурных синонимов. В частности, некоторые двусоставные предложения (с переходным глаголом-сказуемым) могут быть даны в варианте действительного и страдательного залога и иметь вариант в форме односоставного предложения: Ураган сорвал крышу - Крыша сорвана ураганом - Ураганом сорвало крышу. В первом случае сообщается об урагане и его действии, во втором - о результате, в третьем - о стихийном событии.
Примечание. Предложения со страдательной конструкцией имеют в русском языке ограниченное употребление, при этом они чаще оформляются в виде двучлена (без указания деятеля в форме творительного падежа) чем трехчлена. Так, ненормативным будет предложение типа За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в Бессарабию Александром I. Если мы ставим своей целью сообщить о действиях Александра I, следует сказать
За свободолюбивые стихи Александр I сослал Пушкина в Бессарабию. Если для нас важно, что произошло с Пушкиным, -За свободолюбивые стихи Пушкин был сослан (Пушкина сослали) в Бессарабию. Аналогично вместо ошибочного ненормативного Властями будет проведено тщательное расследование происшествия следует либо Власти проведут тщательное расследование происшествия, либо Будет проведено тщательное расследование происшествия.
4. Синонимия возможна между повествовательными и некоторыми видами простых вопросительных предложений . Например: Разве государство не обязано заботиться о своих гражданах? - Государство обязано заботиться о своих гражданах;Неужели мы согласимся с этим предложением? - Мы не согласимся с этим предложением. Первые примеры в этих парах являются вопросительными по форме предложениями, так называемыми риторическими вопросами, которые характерны для литературно-художественной и выразительной разговорной речи. При наличии отрицательных частиц они усиливают утверждение, в утвердительной форме, наоборот, подчеркивают отрицание.
Формы сказуемого
1. Книжный характер имеют сказуемые, выраженные клише глагольного типа, например: вести борьбу (бороться), давать советы (советовать), оказывать помощь (помогать), питать ненависть (ненавидеть), принимать участие (участвовать), производить осмотр (осматривать), проявлять интерес (интересоваться).
Подобные конструкции в некоторых случаях придают высказыванию канцелярский характер, например: «производить проверку письменных работ» (вместо проверять письменные работы), «использовать применение новых методов» (вместо применять новые методы). Такие конструкции иногда называют «расщепленным» сказуемым (глагол-сказуемое заменяется сочетанием однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом) Ср. также: «происходит рост производительности труда» (вместо растет производительность труда), «идет снижение себестоимости продукции» (вместо снижается себестоимость продукции) и т.п.
В зависимости от контекста и лексического состава самой конструкции, она может быть уместной или неуместной; ср.: произвести посадку самолета (технический термин) - произвести посадку картофеля
(ненужное «расщепление» сказуемого). Ср. также закрепившиеся обороты:производится набор учащихся (книжный вариант; ср.: набираются учащиеся); дальше следует перечисление правил (книжный вариант; ср.: дальше перечисляются правила).
2. Для разговорной речи характерны:
1). сказуемое, выраженное инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять (ср.: Он побежал, я стал догонять); иногда в сочетании с частицами ну, давай, например: ...Соседушки нупомогать ему (Некрасов); ...Бабушка... согнется и давай кашлять (Гончаров);
2). сказуемое, выраженное повторением глагола, иногда с добавлением частиц так, не, например: Спорили, спорили и ни до чего недоспорились (ср.; Они долго спорили); Вот уж наелся так наелся; Сам работать не работает, да и другим мешает;
3). сказуемые типа взял да и сделал наоборот (ср.: неожиданно сделал наоборот), возьму и нагряну к вам (с глаголом взять в различных формах и другим глаголом в тех же формах);
4). сказуемые типа пойду посмотрю (ср.: пойду и посмотрю); сходи узнай (оба глагола употребляются в одинаковой форме);
5). сказуемое, в котором при глаголе имеется частица себе для выражения непринужденности действия, совершения его в свое удовольствие, например: сидит себе улыбается (ср.: сидит и улыбается); пойду себе в лес; идет себе как ни в чем не бывало.
3. Существительное и прилагательное в функции именной части составного сказуемого могут стоять как в форме именительного, так и в форметворительного падежа; ср.: И в семье его Савельич был свой человек (Мельников:Печерский). - И у Ивашиных он был своим человеком (Чехов); День был тусклый, теплый (Шукшин):
1). обычно в этих случаях именительный падеж существительного указывает на устойчивый признак предмета, на постоянно присущую ему качественную характеристику, а творительный падеж - на временный признак. Ср. у Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца. - Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом.