Файл: Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Психологические аспекты управления в индустрии гостеприимства
1.2 Мотивация как важный аспект работы с персоналом
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЦЕ «Д’ОТЕЛЬ»
2.1 Общая характеристика гостиницы «Д’Отель»
2.2 Анализ психологических аспектов управления в гостинице «Д’Отель»
2.3 Предложения по улучшению социально-психологического климата на примере гостиницы «Д’Отель».
- сбор жалоб других сотрудников на «жертву» запугивания;
- принижение вклада сотрудника в работу организации;
- поручение сотруднику такого задания, которое он заведомо и по уважительной причине не в состоянии выполнить удовлетворительно, а затем распространение мнения о его некомпетентности;
- снятие с работника обязанностей и использование его только на «грязной» работе, поручение ему только унизительных заданий;
- сокрытие информации от сотрудника или намеренная передача неверной информации;
- попытки помешать сотруднику выполнять должностные обязанности, саботирование;
- установление чрезвычайно жесткого контроля, надзора за жертвой;
- увеличение объема работы жертвы или установление нереальных сроков ее исполнения.
Кроме этих факторов, на работоспособность и успешность сотрудников могут повлиять условия работы, например: время работы, сверхурочная и посменная работа, а также гибкий график работы.
1.2 Мотивация как важный аспект работы с персоналом
Немаловажно удовлетворение человеческих нужд или потребностей, что является важнейшей социально-экономической задачей в рыночных отношениях. На рынке под нуждой принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара, услуги, блага. Нужды не создаются усилиями людей, а являются исходными составляющими природы человека. Как правило, нужда переходит в потребность людей.
Трудовая деятельность персонала в любой организации является целенаправленной и мотивированной. Под мотивацией в научном и практическом менеджменте понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения своих личных и общих целей организации.
Мотивация персонала на предприятии осуществляется различными методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системами поощрений и наказаний работников и т.д. Отдельные способы мотивации принято называть мотиваторами (они могут применяться к человеку на любой стадии его трудовой деятельности). Степень воздействия одного и того же мотиватора может быть неодинакова в зависимости от времени его применения. Воздействие мотиваторов на разные категории персонала может быть также неодинаковым: на одних людей лучше действуют одни способы, на других — иные. Наибольшее влияние на все категории персонала оказывает материальное поощрение или стимулирование.
Стимулирование на предприятии выполняет важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей и многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за его повышенные умственные или физические усилия. Не на все стимулы человек реагирует одинаково заинтересованно. Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное воздействие на развитие у работников сих важных характеристик их трудовой деятельности, как ответственность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.
Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько содержанием работы, сколько действующими принципами управления в данной организации, сложившимися национальными традициями и корпоративной культурой. На американских фирмах преобладает мотивация по результатам, основанная на развитой системе разделения труда, поточно-массовом производстве и традициях индивидуализма. Для японских компаний характерна ранговая мотивация, соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, хорошим горизонтальным связям между сотрудниками и широкому перечню выполняемых персоналом функций.
Во всех существующих системах мотивации персонала должно быть установлено правильное соотношение между вознаграждением и результатом. Человек находит наиболее полное удовлетворение через вознаграждение за достигнутые результаты. Конечным мерилом того, насколько ценно вознаграждение, служит показатель удовлетворенности. Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Высокая результативность труда выступает причиной полного удовлетворения, а не его следствием. Мотивация персонала является не простым элементом причинно-следственных связей, а единой взаимоувязанной системой, объединяющей в единый комплекс такие человеческие факторы, как усилия, способности, результаты, вознаграждение и удовлетворение. Применение теории мотивации на производстве позволяет лучше управлять персоналом всех категорий, обеспечить более рациональное использование всех экономических ресурсов на каждом предприятии.
Теория мотивации по А. Маслоу.
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
- физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира.
- социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
- потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
- потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
В этой теории долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория мотивации Доктора Шейна
Доктор Шейн выделил восемь основных ценностей в работе сотрудников и назвал их «карьерными якорями», определив для каждого якоря свою мотивацию:
1) Технико-функциональный
Ярко выраженная заинтересованность сотрудника в том, чтобы стать хорошим профессионалом в своей работе, сотруднику нравится работа, и он испытывает большую потребность в профессиональном общении с такими же специалистами, испытывает гордость от осознания своего профессионализма. Для мотивации сотрудника с технико-функциональной направленностью, Шейн советует руководителям:
- постоянно ставить перед сотрудником новые профессиональные задачи;
- создавать возможности для решения профессиональных задач, реализация которых позволит сотруднику испытывать самоуважение и уважение со стороны коллег;
- продвигать сотрудника по такому пути развития карьеры, которая была бы связана с совершенствованием его профессионального мастерства.
2) Общее руководство
Стремление сотрудника к общему руководству и контролю остальных, развитое чувство ответственности и умение всех организовать на выполнение общего дела. Мотивация для таких сотрудников такова:
- поручить управление каким-либо проектом;
- предоставить возможность внести в работу команды систему и порядок, а затем их координировать;
- признать их заслуги руководством и менеджерами высшего звена, что расценивается сотрудником как признак возможного, в дальнейшем, продвижения в карьере.
3) Самостоятельность и независимость
Сотрудник всегда старается выполнить работу в своем стиле, для него важна собственная оценка по качеству и срокам выполненной работы, а не внешние структурные рамки. Мотивация такого сотрудника должна иметь следующее содержание:
-поручить ему задание, позволяющее действовать независимо, при минимальном контроле;
- поручить вести какой-либо проект от начала до конца и нести за него большую ответственность;
- не назначать сотрудника на такую должность, где необходимы функции общего управления и постоянное принятие групповых решений.
4) Чувство безопасности и стабильность
Для таких сотрудников важно сохранение стабильной работы на длительный срок; хорошо работают в команде; новаторский подход к рабочим проблемам и новые роли их мало интересуют. Их мотивация:
- предлагать им более традиционную и менее рискованную работу;
- долгосрочные проекты, которые дают чувство стабильности;
- давать новые задания в старом проекте.
5) Предпринимательская жилка
Постоянное стремление создавать новые деловые предприятия; разработка своего видения дела и попытка его осуществления в реальности; применение рационализаторского и творческого подхода; хорошо работают в команде; не любят рутинную и предсказуемую работу. Для таких сотрудников подходит следующая мотивация:
- предложить участие в проекте с созданием новых продуктов вместе с другими членами команды или в творческом проекте с созданием союза с другим отделом или другими компаниями;
- привлечение к разработке общей стратегии проекта, и, особенно, на стадии запуска проекта;
- не назначать на работу, которая ограничивает сотрудника узкими рамками;
- по мере завершения одного проекта, сразу же привлекать к новому проекту.
6) Стремление быть полезным и преданность делу
Сотрудник испытывает постоянное стремление помогать другим, а работа для него имеет личное значение, любит учить и консультировать других. Мотивация для таких сотрудников:
- оказывать услуги типа «обслуживания покупателей» другим участникам команды или проекта;
- ставить такого сотрудника на такой участок работы, где много различного общения с клиентами;
- предоставлять возможность улаживать какие-то разногласия и конфликтные ситуации в команде;
- выполнять задания, которые они считают необходимыми для улучшения чьей-то жизни;
- помощь другим сотрудникам выполнять свою работу или свой долг.
7) Испытание сил в чистом виде
Высокий уровень внутренней мотивации сотрудника, постоянное стремление испытать себя, решая при этом новые для себя профессиональные и личностные проблемы. Сотрудник готов взять на себя трудновыполнимые и рискованные задачи, а рутинные задания для него скучны и неинтересны. Для мотивации таких сотрудников необходимо:
- предлагать как можно более разнообразные и новые задачи;
- заранее с ними проводить беседы с целью выяснить, какая работа бы их заинтересовала, какие проекты стали бы для них пробой сил;
- их можно использовать в критических ситуациях, когда необходимо спасти положение.
8) Стиль жизни
Работа сотрудника в соответствии с собственным, идеальным, по их представлению, стилем жизни, выполнение профессиональных обязанностей не должно отнимать их личное время. Для сотрудника важен баланс между работой и личной жизнью, и он ценит организационную гибкость работы. Для мотивации необходимо:
- предоставление им гибкого рабочего графика, неполного рабочего дня;
- использование средств телекоммуникации для получения и отправки работы;
- оценка их работы по результату, а не по времени, проведенному в офисе;
- поручать выполнение таких заданий, у которых четко обозначены начало и конец, и которые не будут регулярно занимать его личное время. А
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЦЕ «Д’ОТЕЛЬ»
2.1 Общая характеристика гостиницы «Д’Отель»
Гостиничный комплекс «Д’Отель» - это современный четырехзвездочный отель, расположенный в 5 минут ходьбы от станции метро ВДНХ. Количество персонала в штате насчитывает около пятидесяти сотрудников. Из них, одновременно на смене, присутствуют: один дежурный администратор, один старший администратор, один сотрудник службы безопасности и восемь горничных.
Одно из главных требований при приёме на работу – знание английского языка, так как в гостиницу зачастую приезжают иностранные гости.
Номерной фонд гостиницы состоит из 118 номеров. Из них:
- Комфорт стоимостью 3200 руб. в сутки;
- Бизнес стоимостью 3600 руб. в сутки;
- Престиж стоимостью 3800 руб. в сутки;
- Студия стоимостью 4900 руб. в сутки;
- Люкс стоимостью 8900 руб. в сутки.
В номерах расположены двуспальные или две односпальные кровати, сан.узел с ванной, телевизор, гардероб, офисная тумба. В обеденных зонах, зоне reception и номерах обеспечен бесплатный доступ к Wi-Fi. Также, на территории отеля действует бесплатный парковочный лот. Интерьер номеров представлен в различных стилях и цветовых гаммах, чтобы каждый гость мог выбрать что-нибудь по душе.