Файл: Торговотехнологический факультет кафедра педагогики, психологии и социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ




Возникновение и развития сознания человека.

Структура сознания.

Бессознательное.

Реферат по дисциплине:

____________________________Психология_________________________________

(наименование дисциплины)



Выполнил студент группы _ЭБз-22у__

(номер группы)

_М. В. Бейфорт_____________________

(И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Направление подготовки ____________________________________

(шифр и наименование специальности)

Профиль _________________________________

Форма обучения ______Очно______________

Руководитель

к. пс. н., доцент кафедры педагогики, психологии и социологии

Т.А. Бирюкова
______________

(подпись)

_____________

(оценка)

___ ________ 2023 г.
Новосибирск 2023

Содержание


Введение………………………………………………………………………….......3
1. Понятие и структура сознания…………………………………………………...5
2. Понятие и структура бессознательного………………………………………...10
3. Сознание и бессознательное…………………………………………………….14
4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма…….………………….17
5. Манипуляция сознанием………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28

Введение

     На  протяжении нескольких миллиардов лет  эволюция совершенствовала живые организмы  Земли. Венцом творения природы стал Человек. Отличительной его особенностью является общественная трудовая деятельность, речь, а также  сознание - как производное от первых двух. Но это нисколько не умаляло значимости биологического в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический  дуализм природы человека.


     Поэтому проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки естественного  и гуманитарного циклов. И в  связи с этим сегодняшние понятия  этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего  несколько основополагающих наук, а  именно: философия, психология и биология, - придерживаясь которых, можно создать  наиболее общее и относительно полное представление об этой теме.

     Сквозь  всю историю развития философской  и психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как  Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К.Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного. Серьёзно этой проблемой занимался и Д. И. Дубровский, оценивший сознание с позиции всех трёх наук. Поэтому его суждениями будет расширен взгляд на сознание с точки зрения этих наук.

     Известно, что проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

     Принято считать, что существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

     Сознание  далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и  бессознательное. Нередко именно оно  является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут  существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно  иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут  возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

     Из  вышесказанного ясно, что актуальность и значимость проблемы сознания и бессознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.



     Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление, изучение и значение.

 

1. Понятие  и структура сознания

     Сознание  человека возникло и развивалось  в общественный  период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно,  за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

     Особенно большое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

     Сознание  образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

     На  самом деле слово «сознание» прежде всего можно разделить как со -знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Т.е. это совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания и развивает себя. Так было во все времена, что подтверждает цитата из древнекитайского трактата «Искусство ума»: «Всё, что человек хочет знать – это то[внешний мир]. Но его средства являются этим [им самим]. Как мы можем понять то? Через совершенство этого». Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Приставка «со-» означает ещё  «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественное сознание, а индивидуальное пришло несколько позже.


     Теперь  обратимся ко второй части слова  – «знание». То есть в основе сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира - от простого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когда знание извлекается из всего  потока информации с помощью мыслительных процессов - абстракция, индукция, дедукция и др. Если полученные сведения оказались  важными, то необходим дальнейший процесс  их запоминания.

     В ходе вышележащих рассуждений была затронута такая особенность  сознания, как непрерывное отражение  действительности - истинное или превратное. Как любое отражение, оно зависит  от свойств отражающей поверхности, то есть это субъективная действительность. «Мир - это поток информации, которая  имеет множество валентностей», и от того, какую из них выберет  человек при понимании действительности и будет зависеть, насколько субъективной она будет.

        Известно, что сознание, как любое зеркало, отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет о разновидности сознания – о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение субъекта и объекта - того, что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание и самоанализ, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

     Кроме себя человек способен видеть и других, способен отделять свое «Я» от «Ты». Для него эти два понятия неравнозначны, что является одной из черт сознания – бидоминантностью. Бидоминантность выражает ценностную саморегуляцию сознания, внутренний механизм самооценки и выбора. Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и происходил анализ «Я» и окружающих. Также в бидоминантности сознания, анализе «Я» и сравнении его с другими лежит резерв саморазвития личности.

     После анализа себя и окружающей действительности, человек делал выводы, что обуславливало  наличие эмоциональных оценок в  межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология  помогает лучше понять сущность нормального  сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется  расстройством именно в сфере  чувств и отношений: больной ненавидит  мать,  которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких  людях, неадекватно реагирует на происходящее и т.д. Экспрессивность  эмоций в данном случае слишком велика, и этим занимается психиатрия, т.к. это  уже является формой помутнения сознания. Но, тем не менее, то, что сознание придает эмоциональную окраску  действительности, является несомненным  фактом, что каждый на себе испытывал  не раз.


     Из  самосознания, сознания окружающей обстановки функцией сознания является обеспечение  человека целеполагающей деятельностью. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой какие- то цели. При этом складываются и  взвешиваются ее мотивы, принимаются  волевые решения, учитывается ход  выполнения действий, и вносятся в  него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

     Совершенно ясно, что сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях.

  • Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. Один  из самых распространенных примеров –  обучение математике. Чьё сознание гибче, тот быстрее находит решение.

  • Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. Часто это называют еще силой воли. Как трудно бывает заставить себя по утрам что-либо делать, так как, не проснувшись, мы не можем полностью «включить» сознание, а, значит, и контролировать себя. 

  • Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. Это суждение вытекает из первых двух.

  • Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Здесь уже сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения.

     Но  что обеспечивает в человеке все  эти свойства? “Ощущение, мысль, сознание - есть высший продукт особым образом  организованной материи”. Трудно не согласиться с цитатой, но более корректно было бы поставить слово «сознание»  посередине, т.к. сначала ощущения отражаются в сознании, и потом в нем же делаются выводы, анализируется ситуация, активизируются мыслительные процессы – словом, сознание является связующим звеном. И, рассматривая последнюю часть цитаты, можно сказать, что материальным носителем, интегрирующим звеном всех перечисленных процессов является мозг.

      Что же касается исконно философского определения  сознания, то тут можно встретить  самые разнообразные трактовки. Есть такие, как: «Сознание – это форма регуляции взаимодействия индивида и окружающей среды». Есть и более расширенная его форма. Сознание – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.