Файл: Торговотехнологический факультет кафедра педагогики, психологии и социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, повидавших немало революций, войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнить слова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение к политике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательности большой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия? Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последних десятилетий. Выходит, можно.

 

  

3. Сознание и бессознательное

     В жизни мы часто наблюдаем, как  сознание и бессознательное переплетаются в действиях человека. Они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно–психические явления органически включены в субъективную реальность.

     Есть  даже теория, что бессознательное  связано с космическим с помощью  биополя, которое есть и у людей, и у растений, и  у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

     Однако  если предположить о существовании  вышеуказанной связи сознания и  бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное  время от времени влияет на ход  событий. Интуиция, предчувствие –  другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

     Понимание космической связи основано на множестве  фактов и теоретических разработок, выполненных З. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

     К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно не осознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира.  В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:


  • Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

  • Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

     Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит  непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий –  всего, имеющего для человека малую  значимость. Третья группа бессознательных  явлений личностного характера  относится, к разряду представлений  и связана с восприятием, памятью  и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а  сновидения – и вовсе без его контроля.

     Принято считать, что сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

     В 14 параграфе первой главы третьей  книги Топики Аристотель [1), с.143] говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего-то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так

думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

     Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого  можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей.

     Рассмотрим  один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

     Третий  тип бессознательных явлений - те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.  
 
 
 

 

4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма

     К концу 19 века определились основные концепции  неосознаваемой памяти, вытеснения, роли сексуальности, важности сновидений и  детских воспоминаний. Фактически были открыты все те элементы, которые  затем вошли в теорию З. Фрейда(1856–19З9). Заслуга последнего заключалась в том, что он синтезировал все эти элементы в рамках одной теории. Тем самым все они предстали как нечто единое, целостное, что позволило осмыслить их в новом свете.

     Но  в теории психоанализа З. Фрейда особенное, связанное с лечением больных, выдается за общее. В результате у З. Фрейда сексуальное и ряд с ним связанных факторов становится в центре теории бессознательного. Исходя из особой роли инстинкта самосохранения, З. Фрейд связывает его с инстинктом продолжения рода. Этим он объясняет колоссальную роль в жизни людей сексуального.


     З. Фрейд выдвинул две схемы психики. Одна схема структурно

психоаналитическая — «Оно-я» и «Сверх-Я» (характерна для познания  конфликтов, стремлений и мотивов). Она имеет значение для понимания поведения личности. Вторая схема — топографическая (сознательное — пред сознательное — бессознательное) — имеет большее значение для понимания движения представлений в психике, перехода с одного уровня на другой.

     Психическое рассматривалось Фрейдом, прежде всего, как сфера всемогущего бессознательного. Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, пред сознательного и сознательного. Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цензуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

     Компоненты  личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются«защитные механизмы»:

  • вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

  • регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

  • сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество ит.д.)

     Что же касается практики психоанализа:

  • Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

  • Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

  • Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

     Существуют  две категории инстинктов:

  • сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

  • противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние(инстинкт смерти – ТАНАТОС)

     Таким образом, недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.


 

    

5. Манипуляция сознанием

     Когда уважающий себя человек слышит о  манипуляции сознанием, он думает, что  его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни люди практически не обращают внимания на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы.

     Какой же вид воздействия на поведение  индивида является манипуляцией? С.Г. Кара-Мурзасчитает, что манипуляцией обозначается то воздействие, которое побуждает индивида сделать  такие поступки, что он оказывается  в проигрыше. Корень слова "манипуляция" –латинское слово (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus – рука и рle– наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

     Г.Шиллер[18), с.5] утверждает, что для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. «Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Еще важный, хотя и не столь очевидный признак, который он выделяет, это то, что к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Но все же, по его мнению, манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

     Рассмотрим  основные приемы манипуляции, выделяемые С. Г. Кара-Мурзойв книге «Манипуляция сознанием»:

  • Язык - самое главное средство подчинения. «Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

     Гитлер  писал в "MeinKamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».

  • Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.

  • Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.

  • Музыка.

  • Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.

  • Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции.

  • Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [14), c.143]

  • Воображение. Ле Бон писал: «Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять». [11), c.132]

  • Внимание. Задача манипулятора - убедить. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание к сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта.

  • Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это – важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений.

  • Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.

  • СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, полеризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.