Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими) Практическое занятие Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими)

Практическое занятие № 2.


Выполнил:

Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна

Задание 1.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

    Основными элементами педагогического такта являются:
     - требовательность и уважительность к воспитаннику;
     - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
     - деловой тон общения;
     - внимательность, чуткость педагога.
    

 Профессиональный такт проявляется:
      - во внешнем облике педагога;
      - в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
      -  в умении сдерживать свои чувства и не терять  самообладания в сложной  ситуации;
      - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
      -  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
      - в самокритичной оценке своего труда.

В данном случае нарушены со стороны педагога такие нормы как: уважительность, деловой тон общения, деликатность, вежливость, тактичность.

Задание 2. 

Примеры педагогических ситуаций общения классного руководителя с родителями учащихся


Формулировка «Я-сообщения» для данной ситуации


 Ученик не выполняет домашнее задание, родители не следят за выполнением заданий


 Я огорчаюсь, когда у детей не выполнено домашнее задание


Родитель критикует работу учителя, не объясняя, в чем он неправ


Скажите мне, что я делаю не правильно


Родитель не приходит на родительские собрания


Я огорчаюсь, когда родители не посещают родительские собрания. Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо вас


Ученик часто опаздывает на занятия и прогуливает уроки, родители не следят за посещаемостью занятий


 Я расстраиваюсь, когда дети пропускают важные занятия


Ученик не записывает домашнее задание и врет родителям, что учитель ничего не задает


Я переживаю из-за того, что дети не записывают домашнее задание и не выполняют его



Задание 3.

  1. Надо искать золотую середину - достоинства и недостатки ребенка должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.
    2.  Следует чаще общаться с родителями на позитивные и нейтральные темы, чтобы снять отрицательную установку.
    3. Поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.

    Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:
    - этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию,
    - разные уровни общей и педагогической культуры,
    - отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

    В общении с родителями недопустимо:
    • предъявлять в категоричной форме требования,
    • использовать нравоучительно-назидательный тон,
    • сравнивать данного ребенка с другими учащимися
    • делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,
    • обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправленной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с родителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.


Задание 4.

 При таком поведении мамы Вика незаметно оказывается па краю рабочего пространства и лишается возможности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пытаются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельными. А действенную помощь взрослого они не научились принимать.

Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Матери, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказываются неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности.
Задание 5


Проблемы матери


Проблемы дочери


Возможные пути решения проблем


 Высокая занятость, поиск себя, проблемы на работе и в семье, плохие взаимоотношения со своими родителями, усталость


 Чувство одиночества и равнодушие со стороны матери


-Поход к психологу.
-Изменение тактики общения и отношение к своему ребенку.
-Установка системы запретов.
-Обозначение функциональных обязанностей ребенка в семье, требования и ожидания.
-Проявление «душевной теплоты» к ребенку.
-Беседы с ребенком, интерес к его мнению.




Задание 6. 


Ученик 2 класса Вася выполняет домашнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и прекращает выполнять задание. Ситуация повторяется изо дня в день. Мама мальчика пришла за помощью к классному руководителю.

В чем Вы видите причины такого поведения мальчика во время подготовки домашнего задания?
-Если мальчик увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не го­воря уже об уверенности и неуверенности в своих силах.
Что Вы посоветуете маме в данной ситуации?
-Быть терпимее, дать больше свободы ребенку при выполнении домашнего задания, не вмешиваться, пока сын не попросит помощи

Согласны ли Вы со следующими рекомендациями для мамы Васи:
-Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно постараться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструировал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы родителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаимоуважение.
-Да, я согласна с данными рекомендациями

Дополните эти рекомендации своими.
 Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может спра­виться самостоятельно, хотя и не очень хорошо.
После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи.
Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребен­ка, предварительно отметив хорошее в выполненном за­дании.


Задание 7.


  1.  Родительское собрание должно просвещать родителей.


  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.


  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.


  4. К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.


  5. Если технические возможности школы позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.


Задание 8

Ссылка на презентацию
Задание 9.

 1)Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индиви­дуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициа­тива остается не задействованной.

Маме необходимо научиться управлять своим эмоцио­нальным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити. Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заин­тересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ре­бенку, либо полностью управляют его действиями. В ре­зультате активность ребенка блокируется.
2) Не давая ребенку подумать над трудной си­туацией, мама не позволяет Наде активизировать мысли­тельные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребно­сти в достижении результата.

Обычно, когда родители не доверяют своим детям, их воз­можностям, они испытывают страх за их и свою собствен­ную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге де­ти, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, стано­вится безразличным к результатам своей деятельности.

Задание 10.


а) Почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью?

Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздейст­вию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу дея­тельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче­ство школы и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенден­ций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

б) Какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.


Дифференцированная работа помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Под дифференциацией мы понимаем организацию работы, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности родителей и на этой основе создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого. При этом потенциальные возможности можно обозначить как личностный потенциал родителей, представляющий собой сложную систему, которая находится на определенном уровне развития (в потенциальном или актуальном состоянии). Для того чтобы произошел их переход из потенциального состояния в актуальное, необходимо этот процесс актуализировать, то есть сделать так, чтобы у родителя появился интерес к собственным возможностям личностного развития.




Принципы дифференцированного подхода классного руководителя к семьям учащихся


Содержание принципов


 Гуманизм


 Вера в возможности


Реалистичность


Учет реальных возможностей человека и ситуации


Системность


Рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта


Вариативность


Изменение форм и способов консультирования


Добровольность обращения родителя


Важнейший этический принцип


Конфиденциальность


Гарантирует личностную и социальную безопасность


Совместная выработка решения


Логическое продолжение принципов личной ответственности родителя и проф.компетентности и ответственности педагога




Пермь - 2023