Файл: Предоставление возможности работы по экспериментальной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку с получением втоого высшего образования;

предоставление возможности работы по экспериментальной программе;

предоставление возможности работы в наиболее престижных классах (группах);

поручение быть наставником молодых специалистов;

привлечение к работе в составе творческой группы;

вовлечение в общественную деятельность;

возможность преподавания в системе повышения квалификации или высшего образования;

назначение членов приемной экзаменационной, аттестационной комиссий, членом экспертной группы,

привлечение к участию в работе администрации общеобразовательного учреждения, вхождение в состав органов, решающих важные проблемы коллектива;

предоставление защиты от некорректного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны вышестоящих руководителей, инспекторов-методистов;

перевод на самоконтроль.

В настоящее время необходимо как использовать интеллектуально-творческие методы работы с педагогическим коллективом, так и способствовать творческому развитию каждого педагога.

Творческое педагогическое мышление определяется специалистами как готовность и способность учителя, преподавателя вуза без помощи извне выявлять существенное в педагогическом процессе, вычленять главное и подлинно новое, продуктивное в педагогической теории и творчески использовать полученные профессиональные знания в практической и научно-исследовательской деятельности.

По уровню сформированности творческого педагогического мышления можно судить о степени готовности педагога к нестандартной учебно-воспитательной работе в школе и в вузе. Однако динамика его развития у преподавателя фактически еще не изучена. Творческое мышление является основой для творческой профессиональной деятельности. Согласно философскому словарю, «творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».

Педагогическое творчество предполагает внедрение в теорию и практику учебно-воспитательной деятельности принципиально новых элементов – педагог создает свою, оригинальную систему работы, способствующую значительному повышению эффективности обучения
, воспитания. Она отличается: разработкой оригинальных приемов учебно-воспитательной работы; подбором своих, принципиально новых дидактических средств применительно к отдельным разделам изучаемых курсов или ко всему учебному предмету в целом; созданием принципиально новых типов наглядных пособий, использованием нестандартных приемов, методов воспитательной работы с личностью или коллективом обучающихся

Персонал общеобразовательного учреждения или любой другой организации – единственный из всех факторов производства несет в себе творческую составляющую. Более того, процесс конкуренции на рынке можно представить как конкуренцию идей или конкуренцию генераторов идей. Таким образом, можно сказать, что конкуренция в современных экономических условиях, проявляясь в соперничестве товаров, услуг и фирменных технологий, является отражением состязательности персоналов предприятий.

В общеобразовательном учреждении эффективен метод творческих совещаний, который предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те в свою очередь порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания - выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.

Очень многое здесь зависит от руководства, менеджеров, принимающих решения, потому что в подавляющем большинстве случаев генератор идеи и лицо, определяющее, насколько идея перспективна и нужно ли ее реализовывать, – разные люди. Особую роль здесь начинает играть уровень профессионализма, способность увидеть и оценить перспективу.

Глава 3. Анализ работы с персоналом в общеобразовательном учреждении

3.1. Текущая ситуация: проблемы и решения

В основе философии обновления российской школы лежат положения, зафиксированные в Международной декларации о защите прав ребёнка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и своё мнение. Естественно, что реализацию этих положений должны обеспечить государство, общество, родители и школа. Особая роль школы состоит в создании условий для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному самостоятельному самоопределению своего места в ответственном творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Становление такой личности может быть достигнуто школой, если она станет для каждого ребёнка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. А для этого сама школа должна работать в режиме развития.



Обеспечение экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений является важнейшей задачей реформирования системы образования и включено в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006-2008 гг., а также Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 гг6.

В организационном плане реформа предусматривает преобразования общеобразовательных учреждений в автономные некоммерческие организации в собственности государства или муниципалитетов. В результате привлечения общества к управлению образовательной сферой (государственно-общественное управление) значительно возрастает роль Управляющих советов в деле управления общеобразовательным учреждением, что в свою очередь приводит к значительным организационным изменениям на уровне самих общеобразовательных учреждений и повышению требований к качеству работы административно-управленческого персонала.

Кроме того, использование позитивного опыта инновационных общеобразовательных учреждений еще не гарантирует положительного эффекта для других. Трудность состоит в том, что в условиях экономической самостоятельности несколько изменяется содержание работы персонала, прежде всего административно-управленческого, возрастают требования к качеству управления. Зачастую общеобразовательные учреждения сталкиваются с нехваткой квалификации и опыта работы в условиях экономической самостоятельности.

Для успеха школьных преобразований необходим коллектив единомышленников, разделяющих цели и ценности, профессионально компетентных в вопросах решения поставленных задач и обеспечения осуществления планов и программ, то есть – эффективная команда, способная реализовать идеи, принципы, цели и задачи реформирования современной школы;

Эффективность педагогической команды определяется целым рядом факторов, одним из которых является целенаправленная работа директора по определению общих целей и ценностей, планированию совместных действий, рациональному распределению ответственности и т.д.

3.2. Разработка стратегии управления персоналом школы

Идеология развития, инновационное мышление завоевывает в российском образовании все большую популярность.

Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Закон РФ "Об образовании", Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и
оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.

Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

- полный охват направлений работы;

- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

- использование в управлении школой современных информационных технологий;

оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структурауправления, в которой выделяется 4 уровня управления:

Рис. 2. Организационно-управленческая структура общеобразовательного учреждения

Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления: Управляющий совет, педагогический совет, органы самоуправления учащихся, родительский комитет. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.


Управляющий совет – одна из инновационных форм государственно-общественного управления школой, создаваемых для реализации прав автономии общеобразовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности в целях обеспечения государственной политики в области образования с учетом потребностей местного сообщества.

Структура Управляющего совета:

Рис. 3.Структура Управляющего совета

«Голова» Управляющего совета – 3 старшеклассника, 3 родителя, 2 представителя местного сообщества, 3 педагога, директор школы, 2 представителя от учредителя – районного отдела образования.

В составе каждого комитета могут быть от 3 до 9 человек. Это должностные лица и работники школы, представители учредителя школы, эксперты и консультанты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями.

Критерии привлечения участников:

- заинтересованность в развитии школы,

- достаточный уровень компетентности, знаний,

- способность реально работать, отдавая свои силы, время и умения деятельности в Управляющем совете и в Комитетах.

Детальный план деятельности Управляющего совета и каждого Комитата разрабатывается на год.

Признаки эффективности Управляющего совета:

- достижение поставленных задач (количественное и качественное соответствие);

- подержание системы, обеспечивающей внутренние процессы организации (выявление внутренних противоречий, их устранение, постоянное совершенствование программ и методик, обучение, контроль, внедрение новой системы поощрений);

- адекватная реакция на процессы внешней среды (управление изменениями, разработка новых услуг, моделей управления и т.д.).

Второй уровень управления - заместители директора образовательного учреждения, заместитель по административно-хозяйственной деятельности, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.

Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

Третий уровень - методические объединения, учителя. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.