Файл: Предоставление возможности работы по экспериментальной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку с получением втоого высшего образования;
предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
предоставление возможности работы в наиболее престижных классах (группах);
поручение быть наставником молодых специалистов;
привлечение к работе в составе творческой группы;
вовлечение в общественную деятельность;
возможность преподавания в системе повышения квалификации или высшего образования;
назначение членов приемной экзаменационной, аттестационной комиссий, членом экспертной группы,
привлечение к участию в работе администрации общеобразовательного учреждения, вхождение в состав органов, решающих важные проблемы коллектива;
предоставление защиты от некорректного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны вышестоящих руководителей, инспекторов-методистов;
перевод на самоконтроль.
В настоящее время необходимо как использовать интеллектуально-творческие методы работы с педагогическим коллективом, так и способствовать творческому развитию каждого педагога.
Творческое педагогическое мышление определяется специалистами как готовность и способность учителя, преподавателя вуза без помощи извне выявлять существенное в педагогическом процессе, вычленять главное и подлинно новое, продуктивное в педагогической теории и творчески использовать полученные профессиональные знания в практической и научно-исследовательской деятельности.
По уровню сформированности творческого педагогического мышления можно судить о степени готовности педагога к нестандартной учебно-воспитательной работе в школе и в вузе. Однако динамика его развития у преподавателя фактически еще не изучена. Творческое мышление является основой для творческой профессиональной деятельности. Согласно философскому словарю, «творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью».
Педагогическое творчество предполагает внедрение в теорию и практику учебно-воспитательной деятельности принципиально новых элементов – педагог создает свою, оригинальную систему работы, способствующую значительному повышению эффективности обучения
, воспитания. Она отличается: разработкой оригинальных приемов учебно-воспитательной работы; подбором своих, принципиально новых дидактических средств применительно к отдельным разделам изучаемых курсов или ко всему учебному предмету в целом; созданием принципиально новых типов наглядных пособий, использованием нестандартных приемов, методов воспитательной работы с личностью или коллективом обучающихся
Персонал общеобразовательного учреждения или любой другой организации – единственный из всех факторов производства несет в себе творческую составляющую. Более того, процесс конкуренции на рынке можно представить как конкуренцию идей или конкуренцию генераторов идей. Таким образом, можно сказать, что конкуренция в современных экономических условиях, проявляясь в соперничестве товаров, услуг и фирменных технологий, является отражением состязательности персоналов предприятий.
В общеобразовательном учреждении эффективен метод творческих совещаний, который предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те в свою очередь порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания - выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.
Очень многое здесь зависит от руководства, менеджеров, принимающих решения, потому что в подавляющем большинстве случаев генератор идеи и лицо, определяющее, насколько идея перспективна и нужно ли ее реализовывать, – разные люди. Особую роль здесь начинает играть уровень профессионализма, способность увидеть и оценить перспективу.
Глава 3. Анализ работы с персоналом в общеобразовательном учреждении
3.1. Текущая ситуация: проблемы и решения
В основе философии обновления российской школы лежат положения, зафиксированные в Международной декларации о защите прав ребёнка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и своё мнение. Естественно, что реализацию этих положений должны обеспечить государство, общество, родители и школа. Особая роль школы состоит в создании условий для становления личности свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному самостоятельному самоопределению своего места в ответственном творческом преобразовании окружающего мира на основе сотрудничества с людьми независимо от их национальности, отношения к религии и политике, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Становление такой личности может быть достигнуто школой, если она станет для каждого ребёнка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. А для этого сама школа должна работать в режиме развития.
Обеспечение экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений является важнейшей задачей реформирования системы образования и включено в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006-2008 гг., а также Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 гг6.
В организационном плане реформа предусматривает преобразования общеобразовательных учреждений в автономные некоммерческие организации в собственности государства или муниципалитетов. В результате привлечения общества к управлению образовательной сферой (государственно-общественное управление) значительно возрастает роль Управляющих советов в деле управления общеобразовательным учреждением, что в свою очередь приводит к значительным организационным изменениям на уровне самих общеобразовательных учреждений и повышению требований к качеству работы административно-управленческого персонала.
Кроме того, использование позитивного опыта инновационных общеобразовательных учреждений еще не гарантирует положительного эффекта для других. Трудность состоит в том, что в условиях экономической самостоятельности несколько изменяется содержание работы персонала, прежде всего административно-управленческого, возрастают требования к качеству управления. Зачастую общеобразовательные учреждения сталкиваются с нехваткой квалификации и опыта работы в условиях экономической самостоятельности.
Для успеха школьных преобразований необходим коллектив единомышленников, разделяющих цели и ценности, профессионально компетентных в вопросах решения поставленных задач и обеспечения осуществления планов и программ, то есть – эффективная команда, способная реализовать идеи, принципы, цели и задачи реформирования современной школы;
Эффективность педагогической команды определяется целым рядом факторов, одним из которых является целенаправленная работа директора по определению общих целей и ценностей, планированию совместных действий, рациональному распределению ответственности и т.д.
3.2. Разработка стратегии управления персоналом школы
Идеология развития, инновационное мышление завоевывает в российском образовании все большую популярность.
Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Закон РФ "Об образовании", Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и
оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.
Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
- полный охват направлений работы;
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
- использование в управлении школой современных информационных технологий;
оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена матричная структурауправления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Рис. 2. Организационно-управленческая структура общеобразовательного учреждения
Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления: Управляющий совет, педагогический совет, органы самоуправления учащихся, родительский комитет. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.
Управляющий совет – одна из инновационных форм государственно-общественного управления школой, создаваемых для реализации прав автономии общеобразовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности в целях обеспечения государственной политики в области образования с учетом потребностей местного сообщества.
Структура Управляющего совета:
Рис. 3.Структура Управляющего совета
«Голова» Управляющего совета – 3 старшеклассника, 3 родителя, 2 представителя местного сообщества, 3 педагога, директор школы, 2 представителя от учредителя – районного отдела образования.
В составе каждого комитета могут быть от 3 до 9 человек. Это должностные лица и работники школы, представители учредителя школы, эксперты и консультанты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями.
Критерии привлечения участников:
- заинтересованность в развитии школы,
- достаточный уровень компетентности, знаний,
- способность реально работать, отдавая свои силы, время и умения деятельности в Управляющем совете и в Комитетах.
Детальный план деятельности Управляющего совета и каждого Комитата разрабатывается на год.
Признаки эффективности Управляющего совета:
- достижение поставленных задач (количественное и качественное соответствие);
- подержание системы, обеспечивающей внутренние процессы организации (выявление внутренних противоречий, их устранение, постоянное совершенствование программ и методик, обучение, контроль, внедрение новой системы поощрений);
- адекватная реакция на процессы внешней среды (управление изменениями, разработка новых услуг, моделей управления и т.д.).
Второй уровень управления - заместители директора образовательного учреждения, заместитель по административно-хозяйственной деятельности, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.
Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.
Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень - методические объединения, учителя. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.