Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Современные технологии формирования и развития детского коллектива

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Новицкая Александра Евгеньевна

Преподаватель:

Александрова Людмила Юрьевна

Практическое занятие 3

 

Тема: Психологические и педагогические основы формирования и развития детского коллектива в начальной школе. Психология педагогической поддержки развития детского коллектива в начальной школе. Педагогическая диагностика эффективности развития детского коллектива в начальной школе.

Цель занятия: получить навыки планирования работы по формированию и развитию детского коллектива, осуществления педагогической поддержки; получить навыки планирования внеурочной деятельности; научиться проводить мероприятия в различных технологиях воспитательной работы, проводить педагогическую диагностику эффективности развития детского коллектива в начальной школе, осуществлять анализ деятельности классного руководителя.

 

ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов — 4.

Решите ситуационную задачу. Вы являетесь классным руководителем 2 класса в начальной школе. После перемены Вы зашли в класс и увидели, что дети спрятались под парты. Вы понимаете, что они хотели удивить Вас. Вы решаете подыграть им и проходите к своему столу со словами «Куда же все подевались?». Вдруг все ребята появляются из-под парт и кричат: «Сюрприз!» и громко смеются.

Осуществите краткий анализ данной ситуации, используя предложенный перечень необходимых для рассмотрения вопросов.  Ответ представьте в виде таблицы.

Таблица – Анализ ситуации

п/п

Вопрос для анализа ситуации

Обоснованный аналитический ответ

1.                   

Почему учащиеся «позволили» себе такую шутку?

  Не готовы у уроку
Попытка привлечь внимание

2.                   

Какую цель преследовали учащиеся?

 Сорвать урок

3.                   

Оцените стиль отношений учителя и учеников.

 Учащиеся как бунтари, независимые, самостоятельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. 
А учитель воспринимает с шуткой.

4.                   

Предложите вариант решения ситуации.

 

совершить неожиданный поступок. Учитель может выключить свет, быстро поменять манеру речи, временно прекратить вести урок — это останавливает демонстративное поведение ученика, нарушающего дисциплину.
• предоставить школьнику минимальные дозы внимания. Этому способствуют частое установление с ребенком зрительного контакта, упоминание имени школьника во время урока, приближение к нему, в случае уместности — нейтральное дотрагивание до плеча;
• отвлечь внимание нарушителя. Прямые вопросы ученику, просьба убрать с доски или сходить в соседний кабинет за мелом, поручение ему какой-либо задачи на уроке (раздать тетради, собрать выполненное домашнее задание) помогают переключить его на конструктивные способы получить внимание;
• поощрить хорошее поведение. Даже самые маленькие действия нарушителя, способствующие сохранению дисциплины на уроке и спокойствия класса, заслуживают одобрения или положительной оценки учителя. Например, помогают фразы: «Мне очень легко сейчас объяснять материал, потому что установилась тишина и все замолчали», «Мне удобно сейчас выделить самое главное, потому что вы внимательно меня слушаете и каждый сосредоточен на объяснении»;




ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов — 9.

Решите ситуационную задачу. Вы являетесь педагогом-психологом в школе. После изучения исходных данных по классу в виде заполненных личных данных «Карта адаптации первоклассника», которые предоставил классный руководитель 1А, Вам необходимо дать рекомендации по дальнейшей адаптации одной из учениц.

 

Вопросы:

1.                  Изучите предложенную «Карту адаптации первоклассника».

2.                   Определите уровень адаптации первоклассника к школе. Насколько успешно прошла адаптация?

3.                  Выявите индивидуально-личностные особенности учащейся, предположите их судя по Карте адаптации.

4.                  Поясните, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий. Порекомендуйте, как избежать риска дезадаптации.

5.                  Сформируйте рекомендации классному руководителю. Составьте перечень активных мер по устранению проблемы.

 Ответ


  • Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми, так как это может привести к озлоблению, либо к формированию неуверенности к себе.


  • Советовать родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.


  • Помогать ребёнку выполнять трудные задания, предлагать выход из сложной ситуации, но не забывать давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.


  • Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.


  • Учителю стоит позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.


  • Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомиться с правилами поведения в школе, осознаёт необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.


  • Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.


  • Обсуждайте важные вопросы


  • В первые месяцы обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:


  • Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?


  • Что значит быть школьником?


  • Зачем нужно учиться?


  • Что такое правила и принципы школьной жизни?


  • Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты и т.д.?


  • Как себя вести на уроках и на переменах?


  • Как работать с учебниками?


  • Каким должно быть твоё рабочее место дома?



Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:




  • возрастные особенности;


  • индивидуально-личностные особенности;


  • проявления и первопричины дезадаптации;


  • условия среды развития.


Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.
Итак, что можно сделать:




  1. Выявить способности и интересы ребенка.


  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.


  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.

По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов — 9.

 

Вы являетесь классным руководителем 2 класса. В 1 классе Ваши ученики усвоили правила поведения в школе, Вы учили их так, чтобы они вовлекались в совместную деятельность, чтобы каждый ученик класса был связан деловыми или дружескими отношениями с одноклассниками. По мере укрепления позиций учеников, в классе начали возникать устойчивые объединения, стали выделяться дети с организаторскими или лидерскими умениями. Теперь, во втором классе, Вы начинаете выдвигать более сложные цели совместной деятельности — трудовой, внеклассной, учебной. Ваша задача теперь — формирование организаторских умений у всех детей.

Разработайте в свободной форме план по организации этого направления работы классного руководителя. Опишите методы и приёмы, конкретные дела, игры, тренинги.

Ответ

Игры на сплочение коллектива для 2 класса
Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения.

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.
Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.
Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.
Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.
После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.
Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:




  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;


  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;


  • девочка порвала книгу у подружки;


  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.


После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.
Игра «Что? Где? Когда?», проводимая для учеников 2-4 классов. После того, как будут получены определенные результаты, делается вывод о том насколько выбранный организатор группы справляется со своими обязанностями. При условии, что организатор справился со своими обязанностями, можно продолжать работу.Однако если он не справился, то необходимо провести «перевыборы».
Сценка
День защитника Отечества.
При подготовке к сценке дети должны выбрать роли, костюмы, выучить слова, прорепетировать, нарисовать необходимые детали.
При подготовке праздника дети должны собрать деньги на подарки, призы, нарисовать или сделать открытки тому, в честь кого праздник, подготовить костюмы, музыку, номер художественной самодеятельности.
Концерт
День матери
Подготовка к празднику: дети разбиваются на группы. Одна группа готовит танец, другая группа готовит сценку, третья выбирает одного ребёнка с развитыми коммуникативными качествами, который будет читать стихотворение о маме, четвёртая группа готовит песню. Например, «Пусть всегда будет небо» («Солнечный круг»). Остальные ученики берутся за оформление сцены, рисуют плакаты, приглашения к празднику, разносят приглашения по почтовым ящикам, подбирают музыку. В