Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Современные технологии формирования и развития детского коллектива Практическое занятие 3.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зале сидят ученики, родители.
Итоговый школьный праздник, например праздник «Яблоневый цвет». Ученики сами разделяются на мини группы, в которых придумывают форму проведения, оформление, пишут сценарий, организационный отдел занимается продумыванием мелочей, а руководитель следит за четким выполнением всех поручений в срок. Реализация предложенной педагогической технологии позволит, по нашему мнению, повысить уровень сформированности организаторских способностей.

ЗАДАНИЕ 4

Максимальное количество баллов — 9.

 

Вы являетесь одним из экспертов группы педагогов по оценке качества работы классных руководителей.  В одном из классов начальной школы явно присутствует нездоровый психологический климат, он тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Ознакомьтесь с выдержкой из характеристики социально-психологического климата класса.

 

Фрагмент характеристики

социально-психологического климата 4 Б класса

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами. Дайте рекомендации классному руководителю, ответив на вопросы.

Вопросы:

1.         Определите, какие шаги по формированию коллектива нужно предпринимать ЕЖЕДНЕВНО.

2.         Опишите, какие мероприятия должна провести школьная социально-психологическая служба, чтобы помочь классу и классному руководителю.

3.         Перечислите мероприятия, которые необходимо включить в план воспитательной работы, ведь только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

4.         Сформируйте рекомендации о тематике классных часов в данном классе.

5.         Укажите групповые виды деятельности, которые стоит практиковать учителю на уроках в данном классе, поясните их необходимость.


6.         Опишите всевозможные способы гашения вспыхивающих в классе конфликтов, исключая авторитарные методы.

7.         Поясните, почему классному руководителю необходимо избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.  

Ответ

  1. На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
    Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
    Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать, и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
    Организация уборки классной комнаты и своего рабочего (учебного) места.
    Ежедневная помощь одаренных ребят неуспевающим одноклассникам в учебе.
    Оказание помощи одноклассникам с ограниченными физическими возможностями или проходящим обучение на дому.

  2. Проведение диагностики «Социометрия» до начала проведения работы в классе и после.
    Памятка для детей «Что такое буллинг»
    Памятка детям «Как не стать жертвой буллинга»
    Памятка для родителей «как справиться с буллингом»
    Информирование о работе телефона доверия
    Психолого-педагогические классные часы:
    «Жизненные ценности»
    «Конфликт. Способы бесконфликтного общения»
    «Уважение к окружающим»
    «Эмпатия»
    «Толерантность»

  3. проектная деятельность (защита или презентация проектов);
    аукционы талантов или необычных (фантастических) идей;
    эскурсии;
    игра-экспромт и заочные-путешествия;
    концерт-«молния»;
    акции «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.);
    «биржи труда» (знаний, инноваций, нераскрытых талантов);
    вечер творческих мастеров или фестивали творчества (народного, прикладного, технического);
    веселая пантомима и театр миниатюр;
    «живая» газета и конкурсы агитбригад;
    игра-путешествие и карнавал;
    конкурс инсценированной (строевой) песни;
    кольцовки (песен, скороговорок, стихов), экскурсии в природу.

  4. «Дружба – это…», «Нарисуй подарок другу», «Если другу плохо?»; «Учимся общаться», «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Поговорим о толерантности», «Причины обид: кто такие эгоисты», «Я среди людей, люди вокруг меня»; вежливости.

  5. Разыгрывание по ролям
    Выполнение заданий под подгруппам

  6. При организации индивидуальной беседыруководитель (учитель) поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценоч­ных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Далее учитель, насколько это возможно, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений конфлик­тующих, приходит к. определенному решению, так вызы­вает обоих и просит их в его присутствии высказать все, что они считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое ре­шение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог прям, деловит и опирается на свой авторитет, этические традиции, существующие в обществе; Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему - отнимать время у заня­тых людей.
    Педагог может принять решение прибегнуть к группо­вомуили коллективному обсуждению.
    Педагог предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу в присутствии всей группы на соб­рании. Последующее решение он принимает на основе вы­ступлений участников обсуждения, и решение объявляется от лица группы.
    Более эффек­тивными часто становятся косвенные методы у гашения конфликта.
    Познакомимся с некоторыми вариантами косвенного угашения конфликта, психокоррекции общения.
    «Выход чувств».Реализация данного принципа требует профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Вполне допустимо в процессе слушания демонстрировать собеседнику сочувственное по­нимание, которое, однако, еще не гарантирует вашего с ним согласия. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными.
    «Эмоциональное возмещение».Человек, обращающийся к вам со своими проблемами эмоционального дискомфор­та, должен рассматриваться как страдающее лицо. Стра­дания не следует игнорировать, будь они даже неправед­ными. Показав, что считаетесь с этим, уже эмоционально возмещаете имеющийся у собеседника эмоциональный дискомфорт. Уместно высказанное в разговоре одобрение действительно имеющимся у собеседника качествам явля­ется своеобразным ключом к пониманию им ситуации. Льстить конфликтующему нельзя, лесть легко распознает­ся и вызывает впоследствии открытое или тайное презре­ние к неискреннему взрослому. Просто надо сказать о том хорошем, что действительно в человеке есть.
    «Принудительное слушание оппонента».Останавливая ссору, необходимо поставить условие: «Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точ­ностью повторить его последнюю реплику». Обычно об­наруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова, которых в дейст­вительности не было. Фиксируя на этом внимание кон­фликтующих сторон (иногда можно прибегнуть к магни­тофонной записи), вы тем самым принуждаете их слушать друг друга. Непривычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокри­тичности спорящих.
    «Обмен позиций».Педагог останавливает развернувшую­ся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на которых они до сих пор сидели, а затем дается следующая инструкция: «Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят в голову». Взгляд со сто­рону другого - азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом и преимущественно в ситуации профессионального вмеша­тельства в их конфликт извне. Этот прием психологи рас­сматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, т.е. уместен при угашении конфликтов любого типа.
    «Расширение духовного горизонта спорящих».Высказы­вания спорящих сторон протоколируются или, что лучше, записываются на магнитофон или видеомагнитофон. Ос­тановив ссору, вы воспроизводите сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно либо4 по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесо­образно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфликтующих. Далее разоблачается все мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно раскрыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, опреде­лить духовные цели, в стремлении к которым они, по су­ществу, едины, а не взаимно враждебны.

  7. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.


ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов — 9.

Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть видеоматериал. Ссылка на обучающее видео на YouTube https://youtu.be/muekAZZ99F8 Авторское право на видео принадлежит «КАZУС TV». Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.

Воспроизвести видео

Внимательно просмотрите предложенный видеоматериал, где первоклассница Ася Петряева рассказывает, как прошёл её первый день в школе. Представьте, что именно Вы являетесь классным руководителем этой первоклассницы. Предоставьте письменный ответ на вопросы.

Вопросы:

1.      Проанализируйте ситуацию – почему так произошло. 

2.      Предложите способы решения данной ситуации – смоделируйте диалог с девочкой.

3.      Смоделируйте диалог с родителями первоклассницы, которым необходимо рассказать о произошедшей ситуации.

4.      Смоделируйте диалог с классом о предотвращении подобных ситуаций.

5.      Спланируйте Ваши дальнейшие шаги, как классного руководителя, чтобы адаптация девочки к школе прошла успешно.

Ответ

  1. После уроков Ася застряла под партой, а в этот момент дети уходили. Учительница не заметила Асю из- за небольшого роста и закрыла ее в классе.

  2. На классном часе подарить ей шарики и попросить прощение

  3. Уважаемые родители, сегодня, у Ася была расстроена на празднике 1 сентября, так как Ася застряла под партой, а в этот момент мы с детьми уходили. Я не заметила Асю из- за небольшого роста и закрыла ее в классе. Примите мои извинения…

  4. -Четко слушаем инструкцию учителя
    -Дети, все дети на мероприятие готовы?
    - Вы меня хорошо слышите?
    -Давайте, пересчитаемся!
    - Давайте!
    - Пересчитала всех. Все на месте. Выходим.
    - Идете за мной парами
    -Дождаться полного окончания мероприятия, после разрешения педагога начать движение к выходу с места проведения мероприятия. Покидать место проведения массового мероприятия спокойно, организованно (по команде)

  5. Создание благоприятного психологического климата в классе
    Поручить поручение в классе
    Провести классные часы на сплочение.

  • ЗАДАНИЕ 6

  • Максимальное количество баллов — 5.

  •  

  • Вы являетесь заместителем директора в начальной школе. В каждой конкретной школе программа организации внеурочной деятельности составляется в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы.


  • Составьте таблицу планирования внеурочной деятельности на следующий учебный год в вашем учебном заведении. Свой ответ отразите в табличном выражении.

  •  

  • Таблица – Планирование внеурочной деятельности по направлениям



  • п/п

    Направление

    Наименование рабочей программы (не менее 2-х по каждому направлению)

    Формы работы

    Решаемые задачи

    1.

    Спортивно-оздоровительное

    «Уроки Здоровья»
    «Разговор о правильном питании» 

    Беседы, соревнования, игры 

     Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

    2.

    Духовно-нравственное

    «Разговоры о Важном»
    «Уроки вежливости»  

      Выставки рисунков, тематические классные часы; беседы, экскурсии, театрализованные игры

      Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества; Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми

    3.

    Художественно-эстетическое

      «Театр – детям» «Чудеса своими руками»

     Занятия в театральном/хоровом кружке, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов

      Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

    4.

    Общеинтеллектуальное

     «Шахматы»
    «Робототехника»

      Занятия в компьютерном классе, беседы, игры, соревнования, проектирование, исследовательская деятельность

     Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности

    5.

    Проектная и исследовательская деятельность

      История нашего города» «Школа проектов» -реализация через другие направления внеурочной деятельности

     Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

     
     Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов


    ЗАДАНИЕ 7

    Максимальное количество баллов — 5.

     

    Вы являетесь классным руководителем в начальной школе. Вам необходимо провести диагностику эффективности внеурочной деятельности.

     Цель диагностики определить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Для выявления эффективности внеурочной деятельности можно использовать различные методики. Сделайте подборку материала, который вы могли бы использовать для определения эффективности внеурочной деятельности.

    Ответ

    Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
    Продуктом внеурочной деятельности являются сформированные у детей личностные качества и ценности не совсем корректно. По крайней мере, она не является единственным фактором личностного развития ребенка. Большим развивающим потенциалом обладают сложившиеся в детском коллективе эмоционально-психологические отношения, сформированный в классном и школьном сообществе уклад жизнедеятельности. Нельзя забывать, что ведущей деятельностью младших школьников психологи называют учебную. Именно в этой деятельности, происходящей преимущественно на уроках, формируются личностные новообразования ребенка.


    Критерий


    Показатели


    Приемы и методы изучения


    1. Продуктивность внеурочной деятельности.


    1) Уровень достижения ожидаемых результатов
    2) Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности.
    3) Рост мотивации к активной познавательной деятельности.




    1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности.
    2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся.
    3.Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера.
    4.Педагогическое наблюдение.
    5.Метод незаконченного предложения.
    6.Методика «Репка»