Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Я решила выбрать именно данную тему, так как малые предприятия окружают нас ежедневно и повсюду (примеры будут далее). Мы все пользуемся бьюти-услугами, делаем покупки в мини-маркетах и т.д. Хотелось бы начать с того, что же такое малое предприятие:

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Согласно действующему законодательству, малым предприятием (субъектом малого предпринимательства) признаётся коммерческая организация, чья численность работников не превышает 100 человек, а годовой доход – 800 миллионов рублей.

Деятельность малых предприятий имеет принципиальное значение для всего общества (государства) и его отдельных членов (граждан). Малый бизнес зачастую рассматривается как один из главных составляющих национальной экономики, который в то же время оказывает существенное влияние на социальную, политическую, научно-техническую и другие сферы общественной жизни.

Каждому начинающему предпринимателю следует уяснить для себя, в чем заключается определение малого бизнеса, и имеет ли средний бизнес определение, отличающееся от первого. Знать это необходимо хотя бы потому, что главный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №204-ФЗ, а также несколько других документов предусматривают некоторые преимущества для малого бизнеса, а именно: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и формы представления налоговых деклараций по некоторым видам налогов и сборов, действующие в отношении некоторых видов деятельности упрощенный порядок ведения бухучета для некоторых видов деятельности упрощенный порядок подачи статистической отчетности.3

Малое и среднее предпринимательство в РФ

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.


23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России:

1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).

2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.

3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.

4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.

5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.

6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» подразделяются на:

• микропредприятия — до 15 работников включительно;

• малые предприятия — до 100 работников включительно;

• средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничения по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 265 предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

• микропредприятия — 120 млн рублей;

• малые предприятия — 800 млн рублей;

• средние предприятия — 2 млрд рублей.

Малый бизнес: составление бизнес-плана и примеры успешных предприятий

У человека, желающего начать свое дело, неизбежно появляется вопрос о том, каким видом бизнеса заняться. Ведь желательно вложить имеющийся капитал в такое дело, которое обеспечит прибыль и станет надежным источником дохода. При неправильном выборе легко потерять даже те деньги, которые есть.

Для того, чтобы начатое дело не прогорело в первый же год, а стало успешным и конкурентоспособным, необходимо правильно его спланировать.


Составление бизнес-плана включает несколько моментов:

1. Правильный выбор ниши на рынке, которую вы собираетесь наполнить. Желательно отсутствие серьезных конкурентов, а лучше всего, чтобы этот вид бизнеса еще не существовал в данном регионе. И очень важно, чтобы выбранное дело нравилось самому предпринимателю.

2. Необходимо подобрать компанию-прототип, примером которой можно воспользоваться.

3. Создать для планируемого вида предпринимательства бизнес-модель, учитывая:

-Для какого круга потребителей планируется бизнес.

-Что ценного для них в вашей продукции.

-Как она будет доставляться потребителям.

-За что конкретно будут платить клиенты.

-Какие ресурсы необходимы для реализации бизнеса.

-Какие именно действия необходимы для нормальной работы.

-С какими партнерами нужно вести дела.

-За что и кому надо платить.

4. Рассмотреть бизнес с финансовой стороны (первоначальные вложения, постоянные и переменные затраты, расходы на рекламу, планируемый результат в денежном выражении).

5. Совершить первую сделку.

Доля малого бизнеса в национальном продукте многих развитых стран достигает 60-70%, благодаря чему именно сектор малого бизнеса является определяющим с точки зрения экономического роста. Кроме того, именно с его помощью в экономике создается необходимая высоко конкурентная среда. В то же время предприниматели на своём пути сталкиваются с целым рядом серьёзных проблем, препятствующих их эффективной деятельности. Это, прежде всего, ограниченность в финансовых ресурсах, высокая налоговая нагрузка, административные барьеры и т.д. Отсюда следует, что одной из приоритетных задач государства является стимулирование развития малого предпринимательства. Требуется осуществление целого комплекса мер по его поддержке, в частности, создание и совершенствование соответствующей инфраструктуры.

Традиционными сферами деятельности малых предприятий являются торговля, сфера услуг, автосервис, строительство. Кроме того, в последнее время они стали активно реализовывать политику диверсификации коммерческой деятельности посредством участия в организации новых (для себя) отраслей производства - машиностроение, приборостроение, транспортные перевозки, информационно-телекоммуникационные технологии, энерготехническая и химическая промышленности, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства. Популярность и распространенность данной формы хозяйствования обуславливается несколькими присущими ей отличительными чертами, которые большинством специалистов и экспертов в сфере экономики признаются в качестве преимуществ малых предприятий. Основными из них являются:


-Отсутствие излишнего бюрократического аппарата, благодаря чему малые предприятия несут более низкие административные затраты и принимают управленческие решения в более гибком и оперативном формате, что способствует повышению производительности труда на предприятии;

-Малые предприятия в отличие от крупных компаний быстрее адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды;

-Капитал требуется малым предприятиям в более меньших объемах (то есть высок показатель оборачиваемости капитала), что позволяет им в ответ на требования местных рынков быстрее вносить изменения в производственный процесс и ассортиментный ряд (в частности, быстрее и дешевле осуществлять работы по строительству, перевооружению, автоматизации производства);

-Субъекты малого предпринимательства лучше осведомлены об объеме и характеристике предпочтений местных потребителей, составляющих основу локальных рынков;

-Сотрудники малого предприятия лучше осознают то, какой вклад они вносят в достижение общего результата, а потому – имеют более высокий уровень мотивации, чем у работников аналогичной специализации, трудящихся в крупных организациях, и больше возможностей для самореализации;

-Малое предпринимательство способно обеспечить занятостью большое количество людей, включая, представителей социально незащищенных категорий – пенсионеров, инвалидов, учащихся, домохозяек и т.д.

Несмотря на приведенный выше перечень преимуществ малого предпринимательства, эту сферу хозяйственной деятельности нельзя назвать максимально эффективной (оптимальной). У малых предприятий также можно выделить ряд серьезных недостатков:

-Малые предприятия в большей степени подвержены различным рыночным изменениям, в связи с чем высок уровень риска ведения ими предпринимательской деятельности;

-Малые предприятия, как правило, во многом зависят от характера взаимоотношений, складывающихся с крупными компаниями;

-У руководителей и сотрудников малых предприятий более низкие уровни профессионализма и компетентности;

-Малые предприятия зачастую сталкиваются с проблемами дополнительного привлечения финансовых средств (в том числе, в форме банковских кредитов).

Оперируя описанными выше экономическими особенностями малых предприятий, в настоящее время можно сформулировать основные перспективы их развития. Прежде всего, они заключаются в создании льготных условий ведения субъектами малого предпринимательства коммерческой деятельности и использования обеспечивающих её ресурсов, снижении в их отношении административных барьеров, содействии установления ими внешнеэкономических связей и профессиональной подготовки кадров.


Примеры малого бизнеса

• Продуктовый магазин (из серии в шаговой доступности),

• Хостел.

• Киоск шаурмы.

• Редакция, выпускающая онлайн СМИ.

• Рекламное агентство.

• Парикмахерская.

• Информационный сайт.

Если первоначальный капитал небольшой, то возможен только малый бизнес. Примеры успешно работающих предприятий такого бизнеса можно увидеть повсюду. Это различные магазины, кафе, парикмахерские, фотосалоны, студии красоты и здоровья и т.д. Начнем с самых популярных видов деятельности.

1. Сфера услуг притягивает предпринимателей тем, что здесь часто можно открыть свое дело, не обращаясь в банки за ссудой на первоначальные затраты и обойдясь только своими силами. Потому в данной области действует большое количество индивидуальных предпринимателей. Малый бизнес им возможность быстро окупить вложенные деньги, а потом начать получать прибыль. Широко распространены услуги по поддержанию красоты и здоровья. Желание быть красивой, характерное для любой женщины, вызывает появление всевозможных салонов красоты с услугами парикмахера, мастера маникюра, массажиста, визажиста, стилиста. А чтобы держать в форме фигуру, можно воспользоваться услугами различных тренажерных залов, бассейнов и фитнес-клубов.

2. В настоящее время в связи с широким распространением компьютерных технологий востребованы услуги по ремонту офисной техники, программированию. И человек, имеющий отличные знания в этой области, может выбрать именно данное направление работы. Сюда же можно отнести и такую услугу, как создание сайтов.

3. Большим спросом пользуются услуги репетиторов по различным предметам школьной программы, особенно в связи со сдачей ЕГЭ. Но одних знаний для такой работы недостаточно, необходимо умение передать свои знания другому, педагогический талант. А признанным репетиторам нет нужды рекламировать свои услуги, спрос на них превышает предложение.

4. Клининг — еще одно из перспективных направлений, в которых движется малый бизнес. Примеры организаций, занимающихся наведением чистоты как в жилых помещениях, так и в офисах, пока можно увидеть в основном в крупных городах. Но наверняка любая хозяйка оценит такие услуги, как мойка окон, чистка ковров, генеральная уборка перед переездом и другие, связанные с большими физическими нагрузками и отнимающие много времени.

5. Очень популярны в малом бизнесе торговля и общественное питание. Здесь много возможностей за счет разнообразия товаров, предлагаемых к продаже, и многообразия блюд. Привлекают большое количество клиентов кафе, специализирующиеся на какой-либо национальной кухне, и предприятия быстрого питания.