Файл: Малый бизнес в Российской Федерации, особенности и проблемы развития малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования малого бизнеса в Российской Федерации, а также особенностей и проблем развития малого бизнеса заключается в том, что малый бизнес играет огромную роль в формировании стабильной рыночной структуры и развитии экономического сектора, так как именно на малый бизнес ложится выполнение таких основных социально-экономические задачи, как создание новых рабочих мест, повышение конкуренции, что в результате приводит снижению цен и уменьшению показателей безработицы. Кризисные процессы в экономике России, начавшиеся в 2014 г. были обусловлены введением странами Запада санкций против России после присоединения Крыма. Санкции привели к оттоку капитала из страны, результатом этого стало резкое падение курса национальной валюты в декабре 2014 г. Однако, необходимо различать российские кризисные тенденции и кризисные тенденции в мировой экономике. Падение цен на нефть и другие сырьевые активы (железная руда, никель, олово, золото, серебро и др.), произошедшее в 2014 г. и продолжающееся весь 2015 г. не имеет никакого отношения к санкциям против России, а является закономерным завершением очередного экономического цикла. В 2020 г. удар по малому бизнесу нанесла пандемия коронавируса. В результате больше половины малых предприятий отмечают на себе негативное влияние экономического кризиса. Есть и положительные тенденции – контрсанкции на поставку продовольствия из стран ЕС привели к тому, что у многих предприятий малого бизнеса появилась возможность занять место на полках российских торговых сетей. На самом деле, ситуация с торговыми сетями является очень непростой, не все малые предприниматели смогли получить доступ к сетевой рознице, так как у торговых сетей всегда был в наличии огромный арсенал российских поставщиков, готовых платить гораздо больше, чем малые предприятия за то, чтобы их продукция появилась в торговой сети. Таким образом, говорить, что запрет поставок импортного продовольствия приведет к активности в области малого бизнеса, - в условиях, когда на рынке установлена полная власть продавца, будет неверно. Значительное количество банков в условиях кризиса приостановило кредитование малого и среднего бизнеса, более того, - многие банки из-за снижения ликвидности остались без лицензии.

Объектом исследования являются социально-экономические отношения, обуславливающие развитие малого бизнеса в России.


Предмет исследования - малый бизнес в Российской Федерации, особенности и проблемы развития малого бизнеса.

Основной целью данного исследования является анализ современного состояния малого бизнеса в России, анализ его проблем и предложение путей решения проблем малого бизнеса в России.

Для достижения данной цели рассмотрены следующие задачи исследования:

  1. Дать определение малого бизнеса и обозначить основные особенности малого бизнеса в Российской Федерации
  2. Проанализировать проблемы малого бизнеса в Российской Федерации;
  3. Проанализировать эффективность государственной поддержки в части стимулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Основными методами исследования стали метод группировки, метод сравнения и расчетно-аналитический метод.

Для написания данной работы использовалась литература по курсам: «Финансы», «Государственное и муниципальное управление», «Муниципальное право». Взаимосвязь вышеуказанных предметов объясняется сложностью и многогранностью рассматриваемой темы. Особенно хотелось бы выделить такие издания как: Е.В. Романенко «Государственная поддержка предпринимательской деятельности», С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина «Предпринимательство в регионе: состояние и перспективы», О.Ю. Акимов «Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития». В данных монографиях изложена теория и практика становления и развития малого предпринимательства в России, которое выделено как специфическая сфера рыночных отношений, рассмотрен опыт зарубежных стран в реализации механизма государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса и намечены основные пути совершенствования системы государственной финансовой поддержки малых предпринимателей в России.

1. Теоретические аспекты исследования малого бизнеса в России

1.1 Понятие малого бизнеса в России, нормативно-правовое регулирование малого бизнеса


Прежде чем перейти к определению малого бизнеса в российской практике, необходимо рассмотреть малое предпринимательство с точки зрения мировой науки. Такой подход кажется наиболее интересным, потому что до сих пор в мировой экономической науке еще не выработали единую концепцию определения и разграничения малых и средних фирм. Понятие малой фирмы, несмотря на её широкую распространенность в исследованиях науки об управлении и стратегическом планировании, до сих пор не имеет устойчивого определения. Единственное, что объединяет всех исследователей, так это то, что дать точное определение малой фирме затруднительно из-за неустойчивости, неполноты качественных и количественных характеристик мелких предприятий, особенно в развивающихся странах, где малые фирмы могут переходить в разряд средних за небольшой промежуток времени.

В таблице 1 представлено статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета.

Таблица 1 - Основные характеристики малой фирмы по методологии Болтонского комитета[1]

Отрасли

Определение

Промышленность

Число занятых не более 200 человек

Строительство и добыча полезных ископаемых

Число занятых не более 25 человек

Розничная торговля, услуги

Годовой оборот не более 50 тыс. фунтов стерлингов

Продажа автомобилей

Годовой оборот не более 100 тыс. фунтов стерлингов

Оптовая торговля

Годовой оборот не более 200 тыс. фунтов стерлингов

Транспорт

В собственности не более 5 автомобилей

Общественное питание

Все самостоятельные предприятия за исключением компаний с филиальной сетью и пивоваренных заводов с разветвленной структурой управления

Существует противоречие между «экономической» частью «болтонского» определения, предусматривающей, что управление в малой фирме осуществляется без использования какой-бы то ни было формализо­ванной управленческой структуры, и «статистической» частью - согласно которому малая фирма, например, в промышленной отрасли, может насчитывать до 200 занятых. Объективный взгляд на практику функционирования малых фирм показывают, что менеджеры малых фирм принимают серьезные управленческие реше­ния (в рамках делегированной им ответственности), а не только выполняют контролирующие функции, начиная уже с того этапа своей деятельности, когда фирма насчитывает от 5-30 человек и более. При этом деятель­ность малой фирмы определяется довольно четким разграничением сфер ответственности.


В целом в мировой практике используют следующие характеристики для отнесения той или иной фирмы к малой:

  1. численность персонала;
  2. объем оборота;
  3. величина активов;
  4. размер уставного капитала;
  5. структура собственности (независимости малого предприятия).[2]

Наиболее близко к определению понятия малой фирмы подошел в 1979 г. исследователь систем управления и экономист Ван Хорн, который провел анализ систем стратегического планирования более чем 1500 компаний и выделил следующие основные черты малой фирмы:

  1. В малых компаниях небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);
  2. Малые фирмы имеют ограниченные ресурсы и мощности (человеческие ресурсы, капитал и т.д.);
  3. В малых фирмах система менеджмента не систематична, а отношение к тренинговым и обучающим программам — неформальное;
  4. Главные управленческие должности в малых компаниях зачастую владеют контрольным пакет акций и удерживаются основателями предприятия и (или) их родственниками;
  5. В малых компаниях системы управления менее развиты, также менее развиты административные процедуры и технологии, которые необходимы для оценки и контроля стратегического положения организации.[3]

Главный недостаток и в тоже время главная особенность всех малых фирм, - это их малая величина. Малые фирмы не могут вступать в борьбу с крупными фирмами, для них такие гонки означают уничтожение. Например, когда в Россию пришла торговая сеть «Ашан», все небольшие магазины, расположенные в радиусе 3 км от «Ашана» вынуждены были закрыться, потому что они не могут выдерживать ценовую конкуренцию и конкуренцию по ассортименту с «Ашаном». Оказалось, что по некоторым категориям продуктов питания цены, по которым малые фирмы закупают продукты, выше цен, по которым «Ашан» продает продукты питания в розницу.

Однако у малых фирм есть еще одна особенность, благодаря которой можно сказать, что они имеют перспективы развития – это гибкость и специализация. «Ашан» не может перестроиться для того, чтобы продавать различные сорта подсолнечного масла. Большая торговая сеть ориентирована на большой сегмент потребителей, желания которых усреднены. Более того, большая торговая сеть может задавать моду на ту или иную продукцию. Например, «Евросеть» не получив выгодных закупочных цен от компании «Нокиа», попросту переставила все телефоны «Нокиа» с золотой полки, которая находится на уровне глаз, в самый низ – к ногам. Золотая полка досталась телефонам «Самсунг». Продажи компании «Нокиа» рухнули в несколько раз, а «Самсунг» через год стал называться брендом года в России. Однако, используя то преимущество, что крупные сети отказываются от продаж «Нокиа», появились малые компании, специализирующиеся только на продукции «Нокиа» и в течение трех лет «Нокиа» продавалась небольшими компаниями, которые сделали хорошую прибыль на клиентах, которых интересует только продукция «Нокиа».


В Таблице 2 представлены основные критерии отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса на основании ФЗ РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таблица 2 – Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса (по данным на конец 2020 г.)

Критерии, общие для всех1

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год

  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий1

п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Доходы за год по правилам налогового учета не превысят4:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий

п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

постановление Правительства от 04.04.2016 № 265

Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации2

Не более 25 процентов принадлежит3:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам

подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале

Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам

подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности