Файл: заданияОтвет15 12212 20 Социальная Обществознание. 9 класс. Вариант об2290402 Ответы к заданиям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
15 12212 20
Социальная
Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290402
Ответы к заданиям
№ задания
Ответ
15 22211 20 долг

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 1
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании инфляции?
Номинальный доход; мораль; президент; реальный доход; наука.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: номинальный доход, реальный доход;
2) смысл понятия, например: номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени/ реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них
2
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл
1
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия.
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую- щие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
1


Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 2
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Рассмотрите фотографию.
Какой вид политической деятельности осуществляет человек, изображённый на фотографии?
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный опыт, сформулируйте два принципа этой деятельности и кратко опишите каждый из них.
Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: голосование / участие в выборах;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фото.)
2) два принципа с пояснениями, допустим:
– участники выборов голосуют тайно, то есть никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего;
– участие в выборах добровольное. Это значит, никто не вправе принудить гражданина к участию в выборах.
(Могут быть сформулированы другие принципы, приведены другие пояснения.)
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два принципа (всего пять элементов)
3
5

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 3
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Дан правильный ответ на вопрос, приведены другие два-три любых элемента
2
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент
ИЛИ Дан только правильный ответ на вопрос.
1
Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую- щие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Наталье Петровне пришло сообщение от подруги с просьбой перевести деньги. Подруга написала, что попала в сложную финансовую ситуацию и ей срочно нужны средства. В сообщении также была ссылка, по которой можно перевести деньги. Подруга обещала вернуть всю сумму полностью буквально через несколько дней. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Натальи Петровны? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего с Натальей
Петровной связалась не подруга, а мошенники с целью хищения средств;
2) ответ на второй вопрос, например: не переводить деньги по ссылке, позвонить подруге и уточнить ситуацию.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Даны правильные ответы на два вопроса
2
Дан правильный ответ только на один любой вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
6


Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 4
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
В городе N проводился опрос среди 30-летних и 50-летних граждан. Граждан просили ответить на вопрос «Как вы планируете провести свой отпуск летом?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения: а) о сходстве, например: и в первой и во второй группе опрошенных низко количество людей, которые не будут брать отпуск летом (возможное объяснение, например: летний сезон традиционно считается сезоном отпусков, не так много людей не готовы брать отпуск в этот период); б) о различии, например: среди 30-летних велико количество людей, которые проведут отпуск с друзьями, а среди 50-летних наибольшее количество людей готовы провести отпуск с семьёй.
Это можно объяснить тем, что, возможно, ещё не все 30-летние успели завести свою семью, но уже не готовы отдыхать вместе с родителями.
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение
4
12

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 5
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Сформулированы один-два вывода, по любому одному из них высказано уместное предположение
3
Сформулированы только два вывода
2
Сформулирован только один вывод
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
4
Одной из актуальных проблем отечественной промышленности является её высокая ресурсоёмкость, обусловленная, в том числе, низким уровнем использования вторичного сырья. Даже самые загрязнённые – коммунальные отходы – могут быть вовлечены в повторное использование на 30–40 %. Средний уровень использования отходов в РФ составляет менее
25
%, в том числе промышленные отходы перерабатываются на 35 %, а твёрдые коммунальные отходы – всего на 3–4 %. Одна из причин – межотраслевые проблемы: нет общей системы вторичного использования и утилизации отходов, которая обеспечивала бы оборот отходов между отраслями.
Современный подход к решению проблемы отходов базируется на трёх составляющих:
• сократить объём образования отходов;
• повторно использовать без изменения физического состояния;
• вовлечь во вторичное использование через переработку.
Твёрдые бытовые отходы – это богатый источник вторичных ресурсов
(в том числе чёрных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также
«бесплатный» энергоноситель, так как бытовой мусор – возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырьё для топливной энергетики. Однако для любого города и населённого пункта проблема удаления или обезвреживания твёрдых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической. Весьма важно, чтобы процессы утилизации бытовых отходов не нарушали экологическую безопасность города, нормальное функционирование городского хозяйства с точки зрения общественной санитарии и гигиены, а также условия жизни населения в целом. Как известно, подавляющая масса ТБО в мире пока складируется на мусорных свалках, стихийных или специально организованных в виде
«мусорных полигонов». Однако это самый неэффективный способ борьбы с ТБО, так как мусорные свалки, занимающие огромные территории часто плодородных земель и характеризующиеся высокой концентрацией углеродсодержащих материалов (бумага, полиэтилен, пластик, дерево, резина), часто горят, загрязняя окружающую среду отходящими газами.
Кроме того, мусорные свалки являются источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод за счёт дренажа свалок атмосферными осадками.


Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 6
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твёрдых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, сжигание.
(по Г.С. Сагдеевой, Г.Р. Патраковой)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) анализ проблемы переработки коммунальных и промышленных отходов в РФ;
2) три составляющих решения проблемы отходов;
3) влияние утилизации твёрдых бытовых отходов на экологию;
4) способы хранения и переработки твёрдых бытовых отходов.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия
(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным
2
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствую- щих частей текста.
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста
1
Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не отражают основной идеи соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующих фрагментов.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
21

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 7
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
На чём, по мнению авторов, базируется современный подход к решению проблемы отходов (укажите не менее трёх позиций)? Что, по мнению авторов, относится к актуальным проблемам отечественной промышленности? Сколько составляет средний уровень использования отходов в РФ?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: современный подход к решению проблемы отходов базируется на трёх составляющих:
• сократить объём образования отходов;
• повторно использовать без изменения физического состояния;
• вовлечь во вторичное использование через переработку.
(Ответ на первый вопрос принимается только при указании трёх
позиций.)
2) ответ на второй вопрос, например: одним из недостатков отечественной промышленности является её высокая ресурсоёмкость, обусловленная, в том числе, низким уровнем использования вторичного сырья;
3) ответ на третий вопрос, например: средний уровень использования отходов в РФ составляет менее 25 %, в том числе промышленные отходы перерабатываются на 35 %, а твёрдые коммунальные отходы – всего на 3–4 %.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Правильно даны ответы на три вопроса
2
Правильно даны ответы только на любые два вопроса
1
Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую- щие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
Какие существуют способы хранения и переработки твёрдых бытовых отходов? (Укажите три пункта.) Приведите два примера реализации этих способов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: предварительная сортировка, санитарная
22
23


Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290401 8
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена земляная засыпка, сжигание;
2) примеры реализации способов хранения и переработки твёрдых бытовых отходов:
– раздельный сбор мусора: в городе Х установлены урны для раздельного сбора мусора. В городе есть предприятия по переработке мусора;
– утилизация мусора: в городе N построен завод по сжиганию мусора. Завод функционирует с соблюдением всех экологических и юридических норм.
(При оценивании засчитываются только уместные примеры, иллюстрирующие соответствующие способы утилизации мусора)
Могут быть приведены другие способы, указаны другие пример
Дан ответ на вопрос, правильно названы три пункта и два примера
(всего пять позиций)
3
Правильно приведены любые четыре позиции
2
Правильно приведены любые две-три позиции
1
Правильно приведена одна любая позиция.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
Авторы утверждают, что «твёрдые бытовые отходы – это богатый источник вторичных ресурсов». Используя текст и обществоведческие знания, объясните, как твёрдые бытовые отходы могут быть вторично использованы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Могут быть приведены следующие примеры:
1) твёрдые бытовые отходы – источник чёрных, цветных, редких и рассеянных металлов, соответственно, переработанные твёрдые бытовые отходы можно использовать на производстве;
2) из ТБО можно получить тепловую энергию и использовать её для работы предприятий промышленности.
Могут быть приведены другие примеры
Приведены два примера
2
Приведен один пример
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
24

Обществознание. 9 класс. Вариант ОБ2290402 1
© СтатГрад 2022−2023 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Отклоняющееся поведение; страта; капитал; спрос; инфляция; выборы.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: отклоняющееся поведение, страта;
2) смысл понятия, например: отклоняющееся поведение – действия, которые не соответствуют социальным нормам / страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, образованию, власти, престижу.
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них
2
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл
1
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия.
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько лишних понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствую- щие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
1