Файл: Тема 1 Введение в дисциплину. Государственная политика в информационной сфере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1
Введение в дисциплину.
Государственная политика в информационной сфере
Вопросы
1. Информация, информационные ресурсы, информатизация, информационное общество, информационная культура.
2. Правовая информация, ее классификация.
3. Государственная политика в информационной сфере. Доктрина информаци- онной безопасности Российской Федерации.
1. Информация, информационные ресурсы, информатизация,
информационное общество, информационная культура
Информация
Существуют различные определения информации, но все сходятся в еди- ном мнении о том, что информация является одним из самых ценных ресурсов государства. Приведем некоторые определения.
Информация (в переводе с латинского infomatio) - сообщение о состоя-
нии и свойствах объектов, явлений и процессов.
Информация - это совокупность знаний о фактических данных и зави-
симостях между ними.
Информация - данные, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти,
обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям.
Как видно, информация чаще всего определяется через данные. Возника- ет вопрос - все ли данные являются информацией? По-видимому, нет. Данные
– это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства. Одни и те же данные могут содер- жать различный объем информации. Например, если студентам СибУПК со- общить, что они являются студентами СибУПК, то никакой информации они не получат, а вот сведения о том, что в Венеции протекает река По, для одних будет являться информацией (если они этого не знали), а для других - нет, так как они это уже знали. Таким образом не все данные являются информацией,
информация - это снятая или уменьшенная неопределенность.
Кроме того, для того, чтобы данные стали информацией, они должны быть каким-то образом выражены, переданы, озвучены, то есть отчуждены от создателя и осмыслены, и т.д. Поэтому под информацией в более общем смыс- ле понимают:

сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, про-
цессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопреде-
ленности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и
ставшие сообщениями (выраженные на определенном языке в виде
знаков, в том числе и записанные на материальном носителе), кото-
рые можно воспроизводить путем передачи людьми устным,
письменным или другим способом (с помощью условных сигналов,
технических средств, вычислительных средств и т.д.).
Информацию можно классифицировать по различным признакам.
Основные виды информации

по способу передачи и восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, ор- ганолептическая, машинно-ориентированная;

по формам отображения: символьная, текстовая, графическая;

по содержанию (в зависимости от вида обслуживаемой человеческой дея- тельности): научная, производственная, управленческая, правовая;

по виду представления: одномерная и многомерная. Одномерная информа-
ция - сообщение, имеющее вид последовательности символов, каждый из которых несет только один признак, например, речь. Многомерная инфор-
мация - сообщение, в котором информацию несут не один, а множество признаков. Например, текст (значение, цвет, шрифт и т.д.) или голос (ам- плитуда, высота звука);
 для машинно-ориентированной информации характерны следующие фор-
мы представления: двоичная, текстовая, графическая, электронные табли- цы, базы данных и т.д.
Основные свойства информации
 объективность;
 полнота,
 достоверность,
 адекватность,
 доступность,
 актуальность.
Информационные ресурсы
Возросшая роль информации привела к возникновению понятия «ин- формационные ресурсы».В жизни общества в целом, различных организаций и отдельных граждан информационные ресурсы играют не меньшую роль, чем материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические. В настоя-

щее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также потребностей общества в них. Это, в неко- торой степени, снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу (см. ниже).
Под
информационными ресурсами
понимают:
 всю информацию, используемую на производстве, в технике, в управлении обществом, специально организованную и обрабатываемую на ЭВМ;
 весь имеющийся объем информации в информационной системе;
 весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на мате- риальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Информационные ресурсы
хранятся
:
 в библиотеках,
 в архивах,
 в различных фондах,
 в банках данных,
 в других информационных системах (в том числе в сети Интернет).
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рас- сматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемым и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
 превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобаль- ную человеческую деятельность;
 сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
 образовать различные базы ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
 повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фир- мах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевремен- ного использования необходимой информации
Информатизация
Как отсутствие еды вызывает потребность в ней, так и отсутствие инфор- мации вызывает информационную потребность (голод) - осознанное понимание различия между индивидуальным знанием и знаниями, накопленными обще-
ством. Как и любую потребность, информационную потребность необходимо удовлетворять, открывая доступ к информационным ресурсам и создавая усло- вия, позволяющие и стимулирующие их использование.
Организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребно- стей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов мест- ного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе фор- мирования и использования информационных ресурсов называется
информати-
зацией общества
Под информатизацией можно также понимать процесс насыщения произ- водства и всех сфер жизни и деятельности человека информацией, повышения значимости информации и знаний, широкое распространение информационных методов во всех сферах жизни общества. Началом этого длительного эволюци- онного процесса стало создание персональных компьютеров, средств телеком- муникаций и других технических и научных новшеств в области информатики во II-ой половине XX века.
При информатизации объекта или общества упор делается на комплекс мер по обеспечению доступа каждого человека к накопленному и имеющемуся в системе информационному ресурсу. Основное внимание уделяется комплек- су мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой дея- тельности.
Многие страны, в той или иной мере реализующие идеи информатизации в практику, подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества (2000 г.). Первой страной, которая начала информатизацию, были
США. В настоящее время к этому процессу подключились страны Западной
Европы, Япония, Китай и др. США принимают усиленные меры по интенси- фикации информатизации всех сторон деятельности американского общества, в том числе, увеличения инвестирования в новые исследовательские разработ- ки, улучшения качества образования и т.д..
Информатизация в России подразумевает:
 процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ;
 процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах со- циально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управле- ния, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и

государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Информационная среда
- совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.
Государственная политика информатизации
- комплекс взаимоувязан- ных политических, правовых, экономических, социально-культурных и орга- низационных мероприятий, направленный на установление общегосударствен- ных приоритетов развития информационной среды общества и создания усло- вий перехода России к информационному обществу.
Информатизация правовой
сферы жизни общества в России поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударствен- ных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в дея- тельность органов власти и управления новейших информационных техноло- гий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экс- пертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллек- та). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной
системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективно- сти права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность обще- ства». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления.
Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов
Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет
основные направления инфор-
матизации:
 информатизация правотворчества;
 информатизация правоприменительной деятельности;
 информатизация правоохранительной деятельности;
 информатизация правового образования и воспитания;
 правовое обеспечение процессов информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание
информацион-
ного общества
, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. В целом человечество на современ-
ном этапе переходит от индустриального к информационному обществу.
Информационное общество
Постепенно процесс информатизации позволяет обществу перейти в со- стояние
информационного
, то есть такого общества, в котором созданы все условия для удовлетворения информационных потребностей всех граждан, ор- ганизаций и государства в целом.
Материальной и технологической базой информационного общества должны стать различного рода системы на базе компьютерной техники и теле- коммуникационной связи, информационной технологии и глобальных инфор- мационных сетей.
В информационном обществе большинство работающих либо заняты производством, хранением, переработкой и реализации информации, либо не в состоянии выполнять свои производственные обязанности без этих процессов.
США и некоторые страны Западной Европы перешли в состояние информаци- онного общества в 60-е годы XX века. В настоящее время и Россия по праву является информационным обществом, так как все больше внимания уделяется совершенствованию средств и методов удовлетворения информационной по- требности, использованию современных информационных технологий, техни- ческих средств, возможностей корпоративных сетей и сети Интернет, доступ к которой возможен из любой точки РФ для всех граждан, независимо от их профессии, социального положения, возраста и места проживания.
Можно выделить
характерные черты информационного общества
:
 разрешение проблемы между информационной лавиной и информа- ционным голодом;
 информационная технология приобретает глобальный характер, охва- тывая все сферы человеческой деятельности;
 формируется единое информационное пространство всей человече- ской цивилизации;
 реализуется свободный доступ каждого члена общества к информа- ционным ресурсам всей цивилизации с помощью технических и программных средств информатики.
Создание персональных компьютеров, средств телекоммуникаций и дру- гих технических и научных новшеств в области информатики во II-ой поло- вине XX в. стало началом длительного эволюционного процесса, который и называется информатизацией общества.


Информационная культура
Граждане информационного общества должны обладать некоторой ин- формационной культуройпо обращению с информацией.
Информационная культура
– это умение целенаправленно работать с ин- формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компью- терную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура связана с социальной природой человека, яв- ляется продуктом разнообразных творческих способностей человека и прояв- ляется в различных
аспектах
:
 в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей);
 в способности использовать компьютерную информационную техноло- гию, основой которой являются многочисленные программные продукты;
 в умении извлекать информацию из различных источников (периоди- ческой печати, электронных коммуникаций и т.д.);
 во владении основами аналитической переработки информации;
 в умении работать с различной информацией;
 в знании особенностей информационных потоков в своей области де- ятельности
2. Правовая информация
Особую роль в деятельности юристов играет правовая информация.
Правовая информация
– это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватыва- ющих все сферы правовой деятельности.
В зависимости от «автора» и направленности правовую информацию можно разделит на 3 группы:
1. Официальная правовая информация.
2. Информация индивидуально-правового характера.
3. Неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация
(ОПИ)– исходит от полномочных гос- ударственных органов, имеющих юридическое значение, и направлена на регу- лирование общественных отношений.
Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое
значение
исходит от различных субъектов права, не имеющих властных пол- номочий, направлена на создание (изменение, прекращение) конкретных пра-
воотношений. В свой состав она включает договоры (сделки) и жалобы, заяв- ления граждан, имеющие юридический характер.
Неофициальная правовая информация – материалы и сведения о законо- дательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм

Замечание. Более подробно классификация, назначение и структура правовой информации будет рассмотрена в теме
4. Государственная политика в информационной сфере.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Очевидно, что национальная безопасность Российской Федерации, осо- бенно в эпоху глобальной информатизации общества существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимает- ся состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов
 личности,
 общества,
 государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ис- пользование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструк- туры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в об- ласти получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыбле- мости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности
России, политической, экономической и социальной стабильности, в безуслов- ном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаи- мовыгодного международного сотрудничества.


На основе национальных интересов Российской Федерации в информацион- ной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов
Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и поль- зования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепле- ние нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение госу- дарственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до рос- сийской и международной общественности достоверной информации о государ- ственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социаль- но значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением до- ступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая включает в себя развитие современных информа- ционных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе ин- дустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение по- требностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на ми- ровой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумноже- ния достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять до- стойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ре- сурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности инфор- мационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и со- здаваемых на территории России.
За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.
1. Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде