Файл: Правилам безопасного поведения во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБУЧЕНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Санкт-Петербург
2016
Авторский коллектив: АлексеенкоН.Г.,Арсеньева М.В., Вечканова И.Г.,Генералова Р.Н., Захарова А.Г., Здор С.И., Иванова Л.Е.,Кадола Д.И., Калугина Ю.А., Кондратьева С.Ю., Лазарева О.И., Маринина Н.В., Морозов В.А., Мусатова Е.В., Мичри Е.Б., Кузнецова Н.В., Николаева Л.И., Пентер В.А.,. Силиванова Л.В., ШелухинМ.Ю.
Под общей редакцией Е.В. Мусатовой
Рецензенты:
Докт. пед. наук, профессор Л.Б. Баряева (РГПУ им. А.И. Герцена)
Канд. пед. наук, доцент Н.Н. Яковлева (СПб АППО)
Обучение младших школьников во внеурочное время правилам безопасного поведения (На примере Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 6»), 2016.
Представлен опыт инновационной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних с ОВЗ, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Описаны образовательные ситуации, варианты совместной деятельности детей и взрослых в условиях внеурочной деятельности, представлены презентации по темам. Пособие может быть полезным практическим работникам, осуществляющим внеурочную деятельность с обучающимися, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО и НОО.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаем вам познакомиться с методическим материалом по коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети воспитываются в
«Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 6».
На протяжении ряда лет мы вели научно-практическую работу по разработке инновационных технологий работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Одним из направлений нашей работы является разработка и апробация технологии формирования безопасного поведения несовершеннолетних воспитанников, направленной на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних и успешную их социализацию (Приложение 1).
Основной целью деятельности центра является социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, временно помещенных в учреждение. Предметом деятельности нашего центра является предоставление социальных услуг несовершеннолетним воспитанникам, реализация образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ для несовершеннолетних воспитанников. Одной из задач нашего центра является создание условий для успешной социализации и обеспечения социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальная адаптация несовершеннолетних.
Наш Центр расположен на улице Счастливой, что уже само по себе символично. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы дом наш стал счастливым для детей, которые живут в нем. В глубине двора стоят наших два дома. Слева - новый спортивно-оздоровительный корпус с бассейном, а справа - типовое здание, переступив порогкоторого, вы попадете в атмосферу уюта и гостеприимства. Живут в нашем доме дети с очень трудной судьбой. Они напоминают птенцов, которые выпали из гнезда и оказались одни в этом разном, а порой просто опасном мире. Но нашлись люди, которые приголубили, позаботились о них. Много потребуется труда, тепла, ласки, чтобы эти птенцы преодолели недоверие, испуг, страх перед миром.
Наши воспитанники отличаются от детей, которые росли в семье, окруженные заботами родителей, и вовремя получали все, что необходимо для их роста и развития. Поэтому, мы, взрослые, стремимся создать в нашем Центре подобие семьи, окружить детей заботой, обогреть, воспитать добрыми, культурными, отзывчивыми людьми, достойными гражданами нашей большой и красивой Родины.
В Центр поступают дети разного возраста. Они отличаются друг от друга не только уровнем психического и физического развития, но и установками, сформированными той социальной средой, в которой им довелось жить раньше (родительский дом, дом ребенка, приют, детский приемник распределитель, больницы).
Определяя направления работы с детьми, мы ставим перед собой реальные задачи, решение которых ведет к достижению конечной цели – воспитанию человека любознательного, с уважением относящегося к культуре своего народа, к общечеловеческим ценностям, понимающего и принимающего окружающих людей.
Воспитание детей, лишенных родительской опеки, требует особого внимания к формированию у них навыка безопасного поведения в разных ситуациях. Это достигается созданием разнообразных образовательных ситуаций, вариантов совместной деятельности детей и взрослых в условиях внеурочной деятельности, созданием специально организованной обогащенной среды, предполагающей единство социальных и предметных средств для разнообразной детской деятельности. Для наших воспитанников центр становится одновременно домом, семьей и образовательным учреждением, что создает определенные трудности в работе взрослых, которые становятся не только участниками образовательного процесса (педагогами), но и близкими людьми для каждого ребенка, во многом заменяя родителей.
Дом – это место, где уютно и безопасно, где пожуряти похвалят, где искренне интересуются ребенком, где хотят защитить его от неприятностей. Мы постарались оборудовать в нашем доме разные помещения, постарались заполнить каждый уголок таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно, узнавали много нового, интересного, чтобы получали разнообразные социальные и культурные знания.
Решая задачи коррекционно-образовательной работы, конструируя предметно-развивающую среду, мы стремились формировать у детей понимание необходимости знания правил безопасного поведения в разных жизненный ситуациях. При этом мы исходим, с одной стороны из условий нашего Центра, а с другой – из нашего понимания природосообразности и культуросообразности.
К нам часто приходят гости - попечители, студенты, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, учителя. Дети открыто, доброжелательно и спокойно встречают их и, несмотря на затруднения в речевом контакте, с удовольствием и радостью показывают свой дом. И все-таки наши дети чуть-чуть другие… и не только потому, что они с задержкой психического развития (у многих она соматогенного и конституционального генеза), они другие по судьбе…
РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ЗНАНИЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О БЕЗОПАСНОМ
ПОВЕДЕНИИ
Работа по формированию безопасного поведения начинается в дошкольном возрасте и плавно переходит к работе с младшими школьниками. Эта преемственность актуальна для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она активно проводится в совместной деятельности и на занятиях с дошкольниками и во внеурочное время с младшими школьниками. Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в том, что для достижения наибольшего эффекта социализации детей, им требуется специально организованная воспитательно-образовательная и коррекционная работа, а также специально сконструированная среда. При этом использование вариативных форм и моделей совместного обучения и воспитания становится необходимым.
Современное общество обеспокоено вопросами безопасности детей. Газета «Культура» провела соцопрос по теме: «Какая угроза безопасности Вашего ребенка тревожит вас больше всего»? Результаты голосования на сайте газеты показали, что общество больше волнуют вопросы развращающего влияния на детей молодежных телеканалов, виртуальная реальность, и, так называемая, «плохая компания», на последнем месте стоит проблема «Чужие взрослые». Тема безопасного общения с «чужими взрослыми» представляется нам наиболее актуальной, так как в центре выполняются требования ФГОС и СанПИНа, регламентирующие просмотр ТV и использование компьютеров, гаджетов и т.п. в образовательной и свободной деятельности детей, что позволяет оградить воспитанников от многих нежелательных явлений.
Современное общество накопило огромный опыт обеспечения личной и общественной безопасности, который можно передать ребёнку. Но ребенку с ОВЗ эот опыт можно передать только путём целенаправленного воспитания и обучения.
Воспитание общей культуры безопасного поведения в обществе начинается уже в дошкольном возрасте. Для дошкольников работа по безопасности проводится, согласно требованиям ФГОС, по всем образовательным областям различных программ в повседневной жизни и в совместной деятельности со взрослыми. Для обеспечения усвоения содержания обучения детей с ОВЗ безопасному поведению и выходу из опасных ситуаций, необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения. Только при этих условиях у детей с ОВЗ сформируются культура поведения, выдержка и дисциплина.
Для школьников работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется во внеурочной деятельности. Внеурочная или внеклассная работа — это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые во внеучебное время. Однако, внеклассная работа тесно связана с учебой в школе и помогает решить многие школьные проблемы.
Основные задачи внеклассной работы, решаемые в процессе совместного образования учащихся с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
-
углубление знаний и закрепление умений, приобретенных на уроках; -
совершенствование физических способностей и физических качеств учащихся; -
стимулирование умственной и физической активности учащихся.
Внеучебная деятельность предполагает наличие дополнительных образовательных и воспитательных программ, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти программы реализуются за счет часов, отводимых учебным базисным планом на внеучебные занятия.
Работа проводится в форме занятий, бесед, экскурсий, досугов, праздников, викторин, спортивных состязаний и пр. Детей с ОВЗ необходимо знакомить с разнообразными опасностями, встречающимися в окружающей жизни, формировать навыки безопасного поведения в той или иной области, иначе они окажутся абсолютно незащищенными в самостоятельной жизни.
При формировании безопасного поведения используются как теоретические, так и практические стороны обучения. Практическим методам обучения отдается предпочтение. К ним относятся игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуации в развёрнутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Объем внеурочной деятельности соответствует дополнительным образовательным и воспитательным программам. Внеурочная деятельность в условиях нашего Центра имеет свою специфику. Она реализуется в следующих направлениях: спортивно-оздоровительном, художественно-эстетическом, научно-познавательном, военно-патриотическом, а также в общественно-полезной и проектной деятельности.
Основные направления деятельности по формированию безопасного поведения у детей:повышение готовности педагогов к деятельности по формированию безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности; обеспечение образовательной среды и учебно-воспитательного процесса; создание условий для формирования безопасного поведения воспитанников Центра; мониторинги представлений детей о безопасности; ознакомление младших школьников с ОВЗ с основными понятиями и представлениями о безопасности жизнедеятельности;коррекционно-образовательная работа по ОБЖ.