Файл: Единый государственный экзамен, 2023 г. История тренировочный вариант 3 от 17. 10. 2022 1 14.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 1 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
19 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
30 минут (210 минут. Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Задания части 2 (13–21) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов
№ 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером. Желаем успеха Часть 1 Ответом к заданиям 1–12 является последовательность цифр или слово словосочетание. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами например НиколайВторой). Установите соответствие между событиями и годами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) Создание Древнерусского государства Б) Битва на реке Альма В) Подписание Рижского мира Г) Гренгамское сражение
1) 1068 г.
2) 1714 г.
3) 1921 г.
4) 1720 г.
5) 882 г.
6) 1854 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Принятие Георгиевского трактата
2) Разгром Англией Непобедимой армады
3) Стояние на реке Угре Ответ
1
2
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
19 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
30 минут (210 минут. Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Задания части 2 (13–21) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов
№ 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером. Желаем успеха Часть 1 Ответом к заданиям 1–12 является последовательность цифр или слово словосочетание. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами например НиколайВторой). Установите соответствие между событиями и годами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) Создание Древнерусского государства Б) Битва на реке Альма В) Подписание Рижского мира Г) Гренгамское сражение
1) 1068 г.
2) 1714 г.
3) 1921 г.
4) 1720 г.
5) 882 г.
6) 1854 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Принятие Георгиевского трактата
2) Разгром Англией Непобедимой армады
3) Стояние на реке Угре Ответ
1
2
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 2 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) Русско-польская война Б) Гражданская война В) Великие реформы Г) Первая русская революция
1) Оборона Смоленска.
2) Введение Всеобщей воинской повинности.
3) Восстание Чехословацкого корпуса.
4) Генеральное межевание земель.
5) Сражение под Лейпцигом.
6) Восстание на Потемкине Таврическом. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие явление, процесс) А)
_____________ (Б) е гг.
____________ (В) создание Вольного экономического общества
____________ (Грека Калка
_____________ (Де гг. Москва созыв Стоглавого собора
_____________ (Е) Пропущенные элементы
1) е гг.
2) Советско-японская война
3) е гг.
4) Москва
5) Конференция Большой тройки
6) Санкт-Петербург
7) Первое столкновение с монголами
8) Ялта
9) е гг. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В ГДЕ Установите соответствие между событиями и участниками этих событий к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ А) Куликовская битва Б) Чигиринский поход В) Русско-турецкая война Г) Сталинградская битва
1) М.Д. Скобелев
2) В. Г. Зайцев
3) Дмитрий Донской
4) М.Б. Шеин
5) Ф.Ю. Ромодановский
6) Д.Г. Павлов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
3
4
5
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) Русско-польская война Б) Гражданская война В) Великие реформы Г) Первая русская революция
1) Оборона Смоленска.
2) Введение Всеобщей воинской повинности.
3) Восстание Чехословацкого корпуса.
4) Генеральное межевание земель.
5) Сражение под Лейпцигом.
6) Восстание на Потемкине Таврическом. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие явление, процесс) А)
_____________ (Б) е гг.
____________ (В) создание Вольного экономического общества
____________ (Грека Калка
_____________ (Де гг. Москва созыв Стоглавого собора
_____________ (Е) Пропущенные элементы
1) е гг.
2) Советско-японская война
3) е гг.
4) Москва
5) Конференция Большой тройки
6) Санкт-Петербург
7) Первое столкновение с монголами
8) Ялта
9) е гг. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В ГДЕ Установите соответствие между событиями и участниками этих событий к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ А) Куликовская битва Б) Чигиринский поход В) Русско-турецкая война Г) Сталинградская битва
1) М.Д. Скобелев
2) В. Г. Зайцев
3) Дмитрий Донской
4) М.Б. Шеин
5) Ф.Ю. Ромодановский
6) Д.Г. Павлов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
3
4
5
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 3 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Прочтите отрывок из письма императору.
«Ваше величество Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной. Вызнаете, Ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинять в недостатке энергии. У нас вешали правого и виноватого, тюрьмы и отдалённые губернии переполнялись ссыльными. Правительство, конечно, может разрушать множество отдельных революционных групп. Но ведь всё это нисколько не изменит положения вещей. Революционеров создают обстоятельства, всеобщее неудовольствие народа, стремление России к новым общественным формам. Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами тяжёлое десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не изменится. Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка. Из такого положения может быть два выхода или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия со своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием
1) Событие, описываемое в тексте, было в 1881 году.
2) Революционная организация, убившая императора, называлась Черный передел.
3) На месте гибели императора был построен архитектурный памятник – Покровский собор.
4) Авторы письма убеждены в том, что правительство покойного императора следует обвинять в недостатке энергии, так как именно поэтому произошел неожиданный для всех террористический акт.
5) В письме утверждается то, что революция будет неизбежна, если только верховная власть не обратится к народу.
6) Следствием данного события стало активное проведение новым правителем контрреформ. Ответ _________________________. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану Б) Лицевой летописный свод
В)
роман-эпопея Тихий Дон
Г)
опера Борис
Годунов»
1) Автор был лауреатом Нобелевской премии.
2) Памятник создан в стиле классицизма.
3) Автор был одним из передвижников
4) Создатель произведения монах - Нестор
5) Культурный памятник был создан в XVI веке.
6) Автор — член творческого объединения Могучая кучка. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
6
7
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Прочтите отрывок из письма императору.
«Ваше величество Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной. Вызнаете, Ваше величество, что правительство покойного императора нельзя обвинять в недостатке энергии. У нас вешали правого и виноватого, тюрьмы и отдалённые губернии переполнялись ссыльными. Правительство, конечно, может разрушать множество отдельных революционных групп. Но ведь всё это нисколько не изменит положения вещей. Революционеров создают обстоятельства, всеобщее неудовольствие народа, стремление России к новым общественным формам. Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами тяжёлое десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не изменится. Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка. Из такого положения может быть два выхода или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия со своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием
1) Событие, описываемое в тексте, было в 1881 году.
2) Революционная организация, убившая императора, называлась Черный передел.
3) На месте гибели императора был построен архитектурный памятник – Покровский собор.
4) Авторы письма убеждены в том, что правительство покойного императора следует обвинять в недостатке энергии, так как именно поэтому произошел неожиданный для всех террористический акт.
5) В письме утверждается то, что революция будет неизбежна, если только верховная власть не обратится к народу.
6) Следствием данного события стало активное проведение новым правителем контрреформ. Ответ _________________________. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану Б) Лицевой летописный свод
В)
роман-эпопея Тихий Дон
Г)
опера Борис
Годунов»
1) Автор был лауреатом Нобелевской премии.
2) Памятник создан в стиле классицизма.
3) Автор был одним из передвижников
4) Создатель произведения монах - Нестор
5) Культурный памятник был создан в XVI веке.
6) Автор — член творческого объединения Могучая кучка. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
6
7
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 4 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот __________________ года. Ответ запишите словом сочетанием слов. Ответ _________________________. Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
8
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот __________________ года. Ответ запишите словом сочетанием слов. Ответ _________________________. Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
8
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 5 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Укажите название войны, события которой отражены на карте. Ответ запишите словом. Ответ _________________________. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой «1» Ответ _________________________. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
Войско выступило из Велижа в сторону столицы Великого княжества литовского. Отрядом стрельцов руководил лично царь. Он направил своё войско в сторону важного стратегического города - ____________, стоящего на реке Западная Двина, и после полумесячной осады город был триумфально взят.
Ответ: _________________________. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «2» на схеме обозначен город Рига.
2) Входе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Вильно.
3) В период событий, указанных на схеме, произошло создание нового государства, которое стало именоваться Речью Посполитой.
4) Территория, выделенная цифрой «5» была присоединена в результате событий, изображенных на схеме.
5) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором произошло Плюсское перемирие.
6) Цифрой «6» выделены территории, которые были утеряны Российским государством входе событий, указанных на схеме. Ответ _________________________. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (13–21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. да затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию 70 российского народа мы по преставлении Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имении к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашей веры греческого исповедания, также по приятии короны российской, в супружество вовсю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, и ради этого мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, таки в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть подведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, таки иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего посему обещанию не исполню и недодержу, то лишена буду короны российской
11
12
10
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Укажите название войны, события которой отражены на карте. Ответ запишите словом. Ответ _________________________. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой «1» Ответ _________________________. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
Войско выступило из Велижа в сторону столицы Великого княжества литовского. Отрядом стрельцов руководил лично царь. Он направил своё войско в сторону важного стратегического города - ____________, стоящего на реке Западная Двина, и после полумесячной осады город был триумфально взят.
Ответ: _________________________. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «2» на схеме обозначен город Рига.
2) Входе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Вильно.
3) В период событий, указанных на схеме, произошло создание нового государства, которое стало именоваться Речью Посполитой.
4) Территория, выделенная цифрой «5» была присоединена в результате событий, изображенных на схеме.
5) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором произошло Плюсское перемирие.
6) Цифрой «6» выделены территории, которые были утеряны Российским государством входе событий, указанных на схеме. Ответ _________________________. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (13–21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. да затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию 70 российского народа мы по преставлении Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имении к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашей веры греческого исповедания, также по приятии короны российской, в супружество вовсю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, и ради этого мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, таки в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть подведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, таки иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего посему обещанию не исполню и недодержу, то лишена буду короны российской
11
12
10
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 6 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Назовите российскую императрицу, которая подписала данный документ. Напишите год, в котором был создан этот документ. Напишите фамилию составителя этого документа. Напишите существенные ограничения в личной (семейной) жизни для российской императрицы, которые предполагались по принятии короны российской. Напишите два положения из документа, которые доказывают, что российской императрице запрещено самостоятельно проводить какую- либо внешнюю политику. Напишите Что будет, если российская императрица не исполнит данное ей по документу обещание При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16. Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после войны, изображенной на марке В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4)
16
13
14
15
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Назовите российскую императрицу, которая подписала данный документ. Напишите год, в котором был создан этот документ. Напишите фамилию составителя этого документа. Напишите существенные ограничения в личной (семейной) жизни для российской императрицы, которые предполагались по принятии короны российской. Напишите два положения из документа, которые доказывают, что российской императрице запрещено самостоятельно проводить какую- либо внешнюю политику. Напишите Что будет, если российская императрица не исполнит данное ей по документу обещание При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16. Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после войны, изображенной на марке В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4)
16
13
14
15
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 7 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) я гвардейская армия В. И. Чуйкова не смогла взять Зееловских высот. Повторная артиллерийская подготовка и бомбардировка Высот результата также не дала. Не было успеха и правее нас — на участке й и й ударных армий. Во второй половине дня 16 апреля приказом командующего фронта была введена в сражение Первая гвардейская танковая армия. Беспримерный случай — танковая армия взрывала оборону противника Зееловские высоты были круты и недоступны для танков. С севера на юг их перерезала железная дорога, которая проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Б) Когда был очищен первый этаж, стрелки помогли артиллеристам перетащить пушку на второй. Направив дуло через окно на рейхстаг, командир взвода воскликнул По вражескому осиному гнезду — огонь Меткими выстрелами Шмонин уничтожил зенитную пушку и крупнокалиберный пулемет противника и стал наводить орудие на новую цель. В этот момент вражеский артиллерийский снаряд ударил в угол дома Гиммлера”. Стена рухнула. Поде обломками погиб младший лейтенант Михаил
Шмонин. За его смерть отомстил врагу, находившийся рядом младший лейтенант Г. Черниченко. С первого выстрела он уничтожил орудие противника Укажите год битвы, речь о которой идёт в обоих представленных отрывках. Назовите командующего м Белорусским фронтом входе этой битвы. В чём, согласно одному из отрывков, состояла особенность железой дороги, проходившей через высоты При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
В 1185 году Игорь Святославович совершил поход на половцев.
Укажите три любых последствия данного события. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия Шоковая терапия. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о сходствах политики Даниила Александровича и Ивана Даниловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Во второй половине двадцатого века, в СССР были проведены Косыгинские реформы, а в Китае были реализованы экономические реформы Дэна
Сяопина. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшее экономическое развитие двух этих странах один аргумент для СССР и один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргумент для СССР ______________________________________________ Аргумент для Китая _______________________________________________ Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
17
18
19
21
20
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) я гвардейская армия В. И. Чуйкова не смогла взять Зееловских высот. Повторная артиллерийская подготовка и бомбардировка Высот результата также не дала. Не было успеха и правее нас — на участке й и й ударных армий. Во второй половине дня 16 апреля приказом командующего фронта была введена в сражение Первая гвардейская танковая армия. Беспримерный случай — танковая армия взрывала оборону противника Зееловские высоты были круты и недоступны для танков. С севера на юг их перерезала железная дорога, которая проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Б) Когда был очищен первый этаж, стрелки помогли артиллеристам перетащить пушку на второй. Направив дуло через окно на рейхстаг, командир взвода воскликнул По вражескому осиному гнезду — огонь Меткими выстрелами Шмонин уничтожил зенитную пушку и крупнокалиберный пулемет противника и стал наводить орудие на новую цель. В этот момент вражеский артиллерийский снаряд ударил в угол дома Гиммлера”. Стена рухнула. Поде обломками погиб младший лейтенант Михаил
Шмонин. За его смерть отомстил врагу, находившийся рядом младший лейтенант Г. Черниченко. С первого выстрела он уничтожил орудие противника Укажите год битвы, речь о которой идёт в обоих представленных отрывках. Назовите командующего м Белорусским фронтом входе этой битвы. В чём, согласно одному из отрывков, состояла особенность железой дороги, проходившей через высоты При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
В 1185 году Игорь Святославович совершил поход на половцев.
Укажите три любых последствия данного события. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия Шоковая терапия. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о сходствах политики Даниила Александровича и Ивана Даниловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Во второй половине двадцатого века, в СССР были проведены Косыгинские реформы, а в Китае были реализованы экономические реформы Дэна
Сяопина. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшее экономическое развитие двух этих странах один аргумент для СССР и один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргумент для СССР ______________________________________________ Аргумент для Китая _______________________________________________ Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
17
18
19
21
20
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 8 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 О проекте Пробный ЕГЭ каждую неделю Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ баллов https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательное исправим Для замечаний и пожеланий также доступны другие варианты для скачивания) СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА
ФИО: Табакаева Анастасия Александровна Предмет история Стаж 2 года Регалии Призер РЭ ВСОШ по истории
Аккаунт ВК: Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1 Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует во всех других случаях выставляется
0 баллов. Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Номер задания Правильный ответ
1 5634 2
321 3
1326 4
856173 5
3512 6
156 7
3516 8 сорокчетвертого
9 ливонская
10 псков
11 полоцк
12 236
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 О проекте Пробный ЕГЭ каждую неделю Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ баллов https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательное исправим Для замечаний и пожеланий также доступны другие варианты для скачивания) СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА
ФИО: Табакаева Анастасия Александровна Предмет история Стаж 2 года Регалии Призер РЭ ВСОШ по истории
Аккаунт ВК: Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1 Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует во всех других случаях выставляется
0 баллов. Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Номер задания Правильный ответ
1 5634 2
321 3
1326 4
856173 5
3512 6
156 7
3516 8 сорокчетвертого
9 ливонская
10 псков
11 полоцк
12 236
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 9 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию 70 российского народа мы по преставлении Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имении к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашей веры греческого исповедания, также по приятии короны российской, в супружество вовсю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, и ради этого мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, таки в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть подведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, таки иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего посему обещанию не исполню и недодержу, то лишена буду короны российской.
Назовите российскую императрицу, которая подписала данный документ. Напишите год, в котором был создан этот документ. Напишите фамилию составителя этого документа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Российская императрица – Анна Иоанновна;
2) год - 1730;
3) фамилия составителя документа – ДМ. Голицын Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указаны три элемента
2 Правильно указаны любые два элемента
1 Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Напишите существенные ограничения в личной (семейной) жизни для российской императрицы, которые предполагались по принятии короны российской. Напишите два положения из документа, которые доказывают, что российской императрице запрещено самостоятельно проводить какую- либо внешнюю политику. Напишите Что будет, если российская императрица не исполнит данное ей по документу обещание Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Ограничения для российской императрицы По приятии короны российской, в супружество вовсю жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Два положения, запрещающие проводить внешнюю политику а)
Ни с кем войны не всчинять. б) Миру не заключать.
3) ответ на вопрос Если обещание не исполнит, то будет лишена короны российской. Ответ может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию. Правильно указаны три элемента
2 Правильно указаны только два элемента
1
13
14
14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию 70 российского народа мы по преставлении Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприняли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное вначале к прославлению божеского имении к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашей веры греческого исповедания, также по приятии короны российской, в супружество вовсю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, и ради этого мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, таки в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть подведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины как русских, таки иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить.
8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего посему обещанию не исполню и недодержу, то лишена буду короны российской.
Назовите российскую императрицу, которая подписала данный документ. Напишите год, в котором был создан этот документ. Напишите фамилию составителя этого документа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Российская императрица – Анна Иоанновна;
2) год - 1730;
3) фамилия составителя документа – ДМ. Голицын Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указаны три элемента
2 Правильно указаны любые два элемента
1 Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Напишите существенные ограничения в личной (семейной) жизни для российской императрицы, которые предполагались по принятии короны российской. Напишите два положения из документа, которые доказывают, что российской императрице запрещено самостоятельно проводить какую- либо внешнюю политику. Напишите Что будет, если российская императрица не исполнит данное ей по документу обещание Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Ограничения для российской императрицы По приятии короны российской, в супружество вовсю жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определять. Два положения, запрещающие проводить внешнюю политику а)
Ни с кем войны не всчинять. б) Миру не заключать.
3) ответ на вопрос Если обещание не исполнит, то будет лишена короны российской. Ответ может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию. Правильно указаны три элемента
2 Правильно указаны только два элемента
1
13
14
14
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 10 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Правильно указано только один элемент ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) название войны – Первая мировая война
2) обоснование, например, на марке изображена героическая оборона крепости
«Осовец»
1914-1915 гг., которая характеризовалась применением отравляющих газов со стороны противника, а это событие было в рамках первой мировой войны
(1914-1918 гг.). Может быть приведено другое обоснование) Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указано название войны, дано верное обоснование
2 Правильно указано только название войны
1 Название войны указано неправильно / не указано независимо от наличия обоснования
0 Максимальный балл
2 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после войны, изображенной на марке В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4) Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, – 2;
2) архитектор – И. А. Голосов. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указана цифра, архитектор
2 Правильно указана только цифра
1
15
16
16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Правильно указано только один элемент ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) название войны – Первая мировая война
2) обоснование, например, на марке изображена героическая оборона крепости
«Осовец»
1914-1915 гг., которая характеризовалась применением отравляющих газов со стороны противника, а это событие было в рамках первой мировой войны
(1914-1918 гг.). Может быть приведено другое обоснование) Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указано название войны, дано верное обоснование
2 Правильно указано только название войны
1 Название войны указано неправильно / не указано независимо от наличия обоснования
0 Максимальный балл
2 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после войны, изображенной на марке В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4) Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, – 2;
2) архитектор – И. А. Голосов. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указана цифра, архитектор
2 Правильно указана только цифра
1
15
16
16
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 11 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Цифра указана неправильно / не указана независимо от указания архитектора
0 Максимальный балл
2 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) я гвардейская армия В. И. Чуйкова не смогла взять Зееловских высот. Повторная артиллерийская подготовка и бомбардировка Высот результата также не дала. Не было успеха и правее нас — на участке й и й ударных армий. Во второй половине дня 16 апреля приказом командующего фронта была введена в сражение Первая гвардейская танковая армия. Беспримерный случай — танковая армия взрывала оборону противника Зееловские высоты были круты и недоступны для танков. С севера на юг их перерезала железная дорога, которая проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Б) Когда был очищен первый этаж, стрелки помогли артиллеристам перетащить пушку на второй. Направив дуло через окно на рейхстаг, командир взвода воскликнул По вражескому осиному гнезду — огонь Меткими выстрелами Шмонин уничтожил зенитную пушку и крупнокалиберный пулемет противника и стал наводить орудие на новую цель. В этот момент вражеский артиллерийский снаряд ударил в угол дома Гиммлера”. Стена рухнула. Поде обломками погиб младший лейтенант Михаил
Шмонин. За его смерть отомстил врагу, находившийся рядом младший лейтенант Г. Черниченко. С первого выстрела он уничтожил орудие противника Укажите год битвы, речь о которой идёт в обоих представленных отрывках. Назовите командующего м Белорусским фронтом входе этой битвы. В чём, согласно одному из отрывков, состояла особенность железой дороги, проходившей через высоты Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Балл
ы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) год битвы – 1945;
2) командующий м Белорусским фронтом К.К. Рокоссовский
3) ответ на вопрос
– железная дорога проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком
объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию Правильно указаны три элемента
3 Правильно указаны только два элемента
2 Правильно указан только один элемент
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В 1185 году Игорь Святославович совершил поход на половцев. Укажите три любых последствия данного события. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Могут быть указаны следующие последствия
1) Разгром дружины Игоря Святославовича и поражение князя в битве.
2) Падение авторитета Игоря Святославовича среди других князей, так как его взяли половцы в плен.
3) Написание Слова о полку Игореве».
4) Создание картины После побоища Игоря Святославича с половцами. Усиление половцев в степи и разорение южных княжеств набегами половцев. Могут быть названы другие последствия. Если в ответе наряду с требуемым количеством элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, являющиеся ошибочными, то при оценивании действует следующее правило
– если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов
17
18
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 Цифра указана неправильно / не указана независимо от указания архитектора
0 Максимальный балл
2 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) я гвардейская армия В. И. Чуйкова не смогла взять Зееловских высот. Повторная артиллерийская подготовка и бомбардировка Высот результата также не дала. Не было успеха и правее нас — на участке й и й ударных армий. Во второй половине дня 16 апреля приказом командующего фронта была введена в сражение Первая гвардейская танковая армия. Беспримерный случай — танковая армия взрывала оборону противника Зееловские высоты были круты и недоступны для танков. С севера на юг их перерезала железная дорога, которая проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Б) Когда был очищен первый этаж, стрелки помогли артиллеристам перетащить пушку на второй. Направив дуло через окно на рейхстаг, командир взвода воскликнул По вражескому осиному гнезду — огонь Меткими выстрелами Шмонин уничтожил зенитную пушку и крупнокалиберный пулемет противника и стал наводить орудие на новую цель. В этот момент вражеский артиллерийский снаряд ударил в угол дома Гиммлера”. Стена рухнула. Поде обломками погиб младший лейтенант Михаил
Шмонин. За его смерть отомстил врагу, находившийся рядом младший лейтенант Г. Черниченко. С первого выстрела он уничтожил орудие противника Укажите год битвы, речь о которой идёт в обоих представленных отрывках. Назовите командующего м Белорусским фронтом входе этой битвы. В чём, согласно одному из отрывков, состояла особенность железой дороги, проходившей через высоты Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Балл
ы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) год битвы – 1945;
2) командующий м Белорусским фронтом К.К. Рокоссовский
3) ответ на вопрос
– железная дорога проходила в глубоком каньоне с отвесными стенами Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком
объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию Правильно указаны три элемента
3 Правильно указаны только два элемента
2 Правильно указан только один элемент
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В 1185 году Игорь Святославович совершил поход на половцев. Укажите три любых последствия данного события. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Могут быть указаны следующие последствия
1) Разгром дружины Игоря Святославовича и поражение князя в битве.
2) Падение авторитета Игоря Святославовича среди других князей, так как его взяли половцы в плен.
3) Написание Слова о полку Игореве».
4) Создание картины После побоища Игоря Святославича с половцами. Усиление половцев в степи и разорение южных княжеств набегами половцев. Могут быть названы другие последствия. Если в ответе наряду с требуемым количеством элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, являющиеся ошибочными, то при оценивании действует следующее правило
– если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов
17
18
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 12 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 1
7
– если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям Правильно названы три последствия
3 Правильно названы только два последствия
2 Правильно названо только одно последствие
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) смысл понятия, например название радикальных реформ в процессе перехода крыночной экономике, проводимых в Российской Федерации в е годы Смысл понятия может быть приведён виной, близкой по смыслу формулировке)
2) факт, например
− Архитектором Шоковой терапии был Е. Т. Гайдар.
− Главным элементом Шоковой терапии являлась либерализация цен. Может быть приведён другой факт) Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
2 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), но исторический факт, конкретизирующий данное понятие,
1 приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия. ИЛИ Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания
0 Максимальный балл
2 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о сходствах политики Даниила Александровича и Ивана Даниловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) тезис, например политика
Даниила Александровича и политика Ивана Даниловича была направлена на усиление Московского княжества и возвышение его над другими княжествами. Может быть сформулирован другой тезис)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса
− В период правления
Даниила Александровича Московское княжество присоединило к себе несколько важных территорий Коломну и Переславль-Залесский. Также в период правления Ивана Даниловича Московское княжество присоединило к себе следующие города Углич, Белоозеро, Кострома, Галич, Ростов
− в период правления Даниила Александровича была осуществлена политика по укреплению церкви, так как в 1300
19
20
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 1
7
– если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям Правильно названы три последствия
3 Правильно названы только два последствия
2 Правильно названо только одно последствие
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) смысл понятия, например название радикальных реформ в процессе перехода крыночной экономике, проводимых в Российской Федерации в е годы Смысл понятия может быть приведён виной, близкой по смыслу формулировке)
2) факт, например
− Архитектором Шоковой терапии был Е. Т. Гайдар.
− Главным элементом Шоковой терапии являлась либерализация цен. Может быть приведён другой факт) Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
2 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), но исторический факт, конкретизирующий данное понятие,
1 приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия. ИЛИ Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания
0 Максимальный балл
2 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о сходствах политики Даниила Александровича и Ивана Даниловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) тезис, например политика
Даниила Александровича и политика Ивана Даниловича была направлена на усиление Московского княжества и возвышение его над другими княжествами. Может быть сформулирован другой тезис)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса
− В период правления
Даниила Александровича Московское княжество присоединило к себе несколько важных территорий Коломну и Переславль-Залесский. Также в период правления Ивана Даниловича Московское княжество присоединило к себе следующие города Углич, Белоозеро, Кострома, Галич, Ростов
− в период правления Даниила Александровича была осуществлена политика по укреплению церкви, так как в 1300
19
20
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 13 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития, а еще Даниила Александрович поощрял строительство храмов. Также Иван Данилович проводил религиозную политику, направленную на усиление княжества, так как он в е годы пригласил митрополита Петра перенести из Владимира в Москву резиденцию. Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например было одержано несколько побед Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов)
3 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа
2 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа. ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа различие в том, что сравниваемые объекты разные) / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два
1 исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис Все иные ситуации, несоответствующие правилам выставления
3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Во второй половине двадцатого века, в СССР были проведены Косыгинские реформы, а в Китае были реализованы экономические реформы Дэн
Сяопина. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшее экономическое развитие двух этих странах один аргумент для СССР и один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать аргументы
1) для СССР, например Косыгинская реформа 1965 года сильно повлияли на экономику СССР, так как реформы А.
Косыгина предполагали реставрацию плановой экономики и введение элементов материального стимулирование, пересмотр идеи «сверхпланов», что позволило нарастить производственные мощности и повысить экономические показатели СССР. Следует отметить, что восьмая пятилетка, которая была реализована в период реформ
Косыгина стала самой удачной и успешной. Таким образом,
Косыгинские реформы действительно повлияли на экономику СССР, так как они позволили на некоторое время поднять экономические показатели СССР на мировой уровень.
2) для Китая, например В 1978 году в Китае началась Политика реформ и открытости. Ее архитектором является
Дэн Сяопин, который провозгласил новый лозунг социализма с китайской спецификой. Он провел ряд экономических реформ, которые были направлены на восстановление Китая после голода хи наращивание экономических мощностей. Следует отметить, что реформы дали свои плоды только через несколько десятков летно в долгосрочной перспективе они оказались крайне
21
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития, а еще Даниила Александрович поощрял строительство храмов. Также Иван Данилович проводил религиозную политику, направленную на усиление княжества, так как он в е годы пригласил митрополита Петра перенести из Владимира в Москву резиденцию. Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например было одержано несколько побед Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов)
3 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа
2 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа. ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа различие в том, что сравниваемые объекты разные) / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два
1 исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис Все иные ситуации, несоответствующие правилам выставления
3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Во второй половине двадцатого века, в СССР были проведены Косыгинские реформы, а в Китае были реализованы экономические реформы Дэн
Сяопина. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшее экономическое развитие двух этих странах один аргумент для СССР и один для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать аргументы
1) для СССР, например Косыгинская реформа 1965 года сильно повлияли на экономику СССР, так как реформы А.
Косыгина предполагали реставрацию плановой экономики и введение элементов материального стимулирование, пересмотр идеи «сверхпланов», что позволило нарастить производственные мощности и повысить экономические показатели СССР. Следует отметить, что восьмая пятилетка, которая была реализована в период реформ
Косыгина стала самой удачной и успешной. Таким образом,
Косыгинские реформы действительно повлияли на экономику СССР, так как они позволили на некоторое время поднять экономические показатели СССР на мировой уровень.
2) для Китая, например В 1978 году в Китае началась Политика реформ и открытости. Ее архитектором является
Дэн Сяопин, который провозгласил новый лозунг социализма с китайской спецификой. Он провел ряд экономических реформ, которые были направлены на восстановление Китая после голода хи наращивание экономических мощностей. Следует отметить, что реформы дали свои плоды только через несколько десятков летно в долгосрочной перспективе они оказались крайне
21
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №3 от 17.10.2022 14 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 успешными. Таким образом, благодаря экономическим реформам Китай стал частью мирового рынка.
3) Могут быть приведены другие аргументы Приведены по одному аргументу для России и США
3
Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для США
2 Аргументы) не сформулированы приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации
1 Аргументы) не сформулированы приведено один факт, который может быть использован для аргументации. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1. Существенным считается расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 13–21, которое составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания 13–21, которые были оценены со столь существенным расхождением.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 13–21 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Анастасия Табакаева Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 22 1
0 успешными. Таким образом, благодаря экономическим реформам Китай стал частью мирового рынка.
3) Могут быть приведены другие аргументы Приведены по одному аргументу для России и США
3
Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для США
2 Аргументы) не сформулированы приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации
1 Аргументы) не сформулированы приведено один факт, который может быть использован для аргументации. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1. Существенным считается расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 13–21, которое составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания 13–21, которые были оценены со столь существенным расхождением.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 13–21 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.